Любой город — это не только история, но и люди, которые проживают её вместе с ним. А иногда и добавляют к ней немного своего волшебства. Накануне 100-летнего юбилея кузбасской столицы «Газета Кемерова» продолжает рассказывать о тех, кто готов менять настоящее города. Без каких-либо директив сверху — просто по любви.
Все самые необычные вещи в городе появляются, как правило, вопреки логике — но именно поэтому и запоминаются они лучше. Космонавт на набережной Томи, выгуливающий в открытом космосе Белку и Стрелку, семейство пингвинов на Советском проспекте и почти уорхоловская Мэрилин Монро на фризе школы искусств в Кировском районе — всё это обсуждается, фотографируется, порой осуждается, но точно не оставляет равнодушным.
В 2006 году в Кемерове на два дня появилось метро, Эрмитаж и Васильевский остров — город впервые столкнулся с фестивалем современного искусства и самим современным искусством в его непривычной для большинства немузейной форме. Сегодня паблик-артом никого не удивишь — город понемногу расцвечивают граффити и необычные скульптуры, а сменяющие друг друга уличные фестивали вроде «Театральной площади» или завершившейся недавно «Детализации» собирают немало зрителей.
10 лет назад запустить паблик-арт в массы и немного раскачать город, «перенеся» в него мировые столицы, решилась группа молодых художников. Вдохновителями первого фестиваля современного искусства «Арт-статус» стали вчерашний выпускник кемеровского художественного училища Илья Гапонов и начальник отдела развития областного музея ИЗО Елена Митрофанова. Илья продолжил учёбу в Санкт-Петербурге и вырос в художника с мировым именем. Елена, поруководив музеем в Москве, вернулась в Кемерово и занялась поддержкой локального творчества вместе с фондом «Яркий город».
Между «Арт-статусом» в 2006-м и Москвой в 2016-м были организация самой первой в городе «Ночи музеев», мастер-классы от американских художников в Кировском районе, граффити-интенсив для школьников с Никитой Лысенко и много других проектов, доказывающих, что творческий потенциал в городе есть. Как и люди, которым дерзкое, меняющееся и нешаблонное творчество интересно.
— Мы решились на фестиваль современного искусства, потому что в Кемерове ничего подобного ещё не было. Нам тогда казалось, что это такая свежая волна, которая позволит это направление развивать и в нашем городе в том числе, — вспоминает директор фонда «Яркий город» Елена Митрофанова.
В сентябре 2006-го на набережной Томи, аккурат в прогулочной зоне, появился странный баннер, сообщавший, что остров Кемеровский ждёт глобальное обновление: там возведут торговый центр в виде Петропавловской крепости, а офисы в ТЦ можно бронировать уже сейчас по указанному номеру телефона. В это же время у входа в музей ИЗО выгрузили огромные ящики с надписью «Шедевры Эрмитажа», у областного художественного колледжа поставили египетских сфинксов — копию тех, что украшают Университетскую набережную в Петербурге, а над подземным переходом у ТРК «Променад-1» водрузили большую букву «М». Спускавшихся в «метро» встречал звук поезда и голос диктора, объявлявшего остановки — так в Кемерове неожиданно для всех пришёл фестиваль «Арт-статус».
— Фестиваль мы делали совместно с питерскими художниками, которые учились здесь, а потом уехали учиться в «Муху». Они изучали современное искусство и умели работать с его формами — инсталляцией, перфомансом, видео-артом, в общем, всем тем, чему не учат ни в одной классической школе. В то время музей ИЗО был закрыт на ремонт, поэтому в качестве площадки мы выбрали государственную филармонию Кузбасса. Второй условной площадкой стало пространство города, — рассказывает Елена Митрофанова.
На первом фестивале многое случилось впервые. Например, самая первая в городе выставка мобильной фотографии — из Москвы приехал фотограф Александр Мальгаждаров, уже в те годы серьёзно занимавшийся мобилографией. Тогда же Кемерово впервые услышал про основателя арт-студии «33+1», художника из Владивостока Павла Шугурова, который в будущем ещё не раз приедет в город, создаст здесь несколько арт-объектов и будет читать лекции на фестивале «Детализация». В 2006-м Шугуров «превратил» Красную улицу в Литейный проспект, установив на ней 33+1 табличку с питерскими «мотивами» — воспоминаниями и наблюдениями разных художников. Впервые коллекцию видео-арта «Оболочка» представила кемеровчанам и Татьяна Ахметгалиева, которую спустя 10 лет Forbes лет назовёт самым перспективным молодым художником России. Участвовать в фестивале с лёгкостью согласились художники и артисты из Кемерова, Новокузнецка, Новосибирска, Екатеринбурга, Волгограда, Хабаровска, Владивостока, Санкт-Петербурга и ещё ряда городов. Кто-то прислал свои работы, кто-то приехал сам.
— На двух этажах филармонии нам удалось собрать масштабную экспозицию современного искусства. Помню, музейные смотрительницы выбегали из зала видео-арта со словами: «Мы больше не можем! Мы же ничего не понимаем!». Тогда ребята, которые работали на выставке, спокойно и обстоятельно всё рассказывали. Современное искусство — оно же такое, его надо объяснять, не все сразу находят смыслы, — улыбается Елена.
Кстати, тогда же на правом берегу Томи установили большую букву L — хотели собрать слово Hollywood, но скромного бюджета хватило только на одну литеру. Сознательно или нет, но задумку подхватили, и спустя два года идея ожила — появилась надпись «Кузбасс», изготовленная одной из рекламных компаний города.
— После «Арт-статуса» мне стало понятно: вот то, чем мне действительно интересно заниматься, — говорит Елена. — Затем появилась возможность поучиться в Санкт-Петербурге в «Интерстудио» — и это поставило окончательную точку. Там преподавали замечательные люди, которые учили работников культуры, как делать проекты. К слову, руководил «Интерстудио» Давид Семёнович Бурман, который некоторое время был режиссёром нашего театра драмы. Потом мы начали участвовать в грантовых конкурсах благотворительного фонда Потанина — он много лет реализует программу «Меняющийся музей в меняющемся мире». И в 2009 году впервые в истории областного музея ИЗО выиграли грант этого фонда. Так появился «Артпром.
Уже хорошо знакомый Павел Шугуров помог найти контакты питерских фондов, которые сотрудничают с ведущими художниками мира. В мае 2010-го в Кемерово приехали два американца — эксперт в области паблик-арта Генри Кендал и художник Габриэл Риз. Хотя сам проект «Артпром» — творческая феерия с участием как приглашённых, так и кемеровских художников — стартовал ещё осенью 2009 года.
Цель организаторы поставили непростую — оживить один из самых удалённых районов Кемерова, Кировский. После закрытия главных промышленных предприятий район продолжал жить как бы в полусне, обрастая «страшными» легендами и оставаясь вдали от большинства городских событий. В то же время здесь есть всё, что нужно для адаптации к новым реалиям — прогулочные зоны, архитектурное наследие и люди, которым не безразлично будущее. При их поддержке и создан первый арт-объект — роспись на фризе здания школы искусств № 50. Над ней работали в течение недели — с 5 по 13 октября — два художника, Павел Шугуров и его питерская коллега Юлия Августинович.
Предварительно все эскизы, картинка за картинкой, согласовали не только с управлением городского дизайна и наружной рекламы, но и с жильцами дома и учащимися школы искусств — паблик-арт на то и «паблик», что в процесс творческого диалога вовлечены все. Больше всего радовались тому, что их мнение тоже важно, дети. К слову, именно благодаря им на боковом фасаде здания появился портрет Мэрилин Монро. Сначала эскиз не утвердили, заклеив стикером с пометкой «нет», но дети со словами: «Тётя красивая, пусть останется», стикер отклеили. И не согласились ни на какие уговоры.
Со-участие в творчестве не менее важно, чем само творчество. Это точно знал куратор арт-проектов из Нью-Йорка Генри Кендал. Поэтому, когда весной 2010-го отправился в Кемерово, на второй этап «Артпрома», настоял — жить он будет в том же районе, что и работать.
— Его пытались отговорить — мол, не надо вам жить в Кировском, есть же прекрасные гостиницы в центре! Но он ни в какую, — смеётся Елена. — Представляете удивление людей, когда из обычного дома на улицу выходит чернокожий человек с дредами и идёт гулять? Генри быстро перезнакомился с соседями, вместе с детьми они всё время рисовали что-то мелом на асфальте — и когда начался рабочий процесс, он был уже совсем другим. Жители приходили на творческие площадки и помогали — кто-то советом, кто-то приносил бутерброды, кто-то просто фотографировался на фоне арт-объектов. Но никто не спорил и не ругался. И не было ощущения, что проект людям навязали со стороны.
Пока Генри Кендал проводил мастер-классы для начинающих художников и учащихся областного художественного колледжа, его коллеги из Кемерова, Санкт-Петербурга, Владивостока и Нью-Йорка осваивали городские пространства.
В рамках второго этапа «Артпрома» на фасаде бывшего здания медицинской академии — ныне прошедшего через пожар и полуразрушенного — появилась роспись от американского художника Габриэла Риса. А на газоне напротив присела «Синяя птица» от Ильи Гапонова. Правда, на птицу не очень похожая, но тут главное — полёт фантазии. Ещё два арт-объекта — парящий космонавт (Алексей Шкляр, Кемерово) и скульптурная композиция «Эмоции сна» (Константин Новиков, Санкт-Петербург) — появились на набережной «Парка Чудес». Таким образом «Артпром» словно связал Кировский с центром, сделав его на две недели самым популярным местом города.
— Было важно, чтобы туда пришли художники, обратили внимание на эту территорию, показали, что там можно делать. То есть сделали первый шаг. По сути, мы просто поставили там парочку объектов, сделали росписи, привезли пару иностранцев. Но в районе постоянно что-то происходило: приезжали люди, переводчики, студенты, работали художники, приходили жители. Про всё это писали СМИ. Понятно, что речь идёт о центре Кировского, а не об окраинах, но тем не менее — начал зарождаться процесс совместной работы. Когда «Артпром» закончился, у него начали появляться последователи. Например, в «Берёзовой роще» один бизнесмен решил открыть кафе. А молодые художники захотели расписать стены детского сада. Правда, не всё проекты одобрили, до сих пор не знаю, почему — ведь люди готовы были всё делать сами….
Кемеровский фонд «Яркий город» — одна из многих некоммерческих организаций, поддерживающих творческие, спортивные и исследовательские начинания горожан, причём как профессионалов, так и любителей. На свет он появился в 2016 году, почти одновременно с уличным фестивалем разных видов искусств «Детализация», которую и взял под своё крыло. Здесь рассматривают творческие идеи и помогают с их реализацией — прежде всего организационно.
— Возможно, когда-нибудь, лет через 50, у нас получится полноценный эндаумент — фонд с целевым капиталом. И тогда мы сможем вкладывать в проекты собственные средства. Пока же мы просто работаем с людьми, которым есть что сказать. Таких становится всё больше, — говорит Елена Митрофанова.
Решение поменять музеи — сначала кемеровский, потом московский — на фактически благотворительную работу, пришло к Елене совершенно спонтанно.
— Это была череда случайностей (смеётся). Спустя несколько месяцев работы в Музее хоккея в Москве я приезжаю в Кемерово, и во время одной из встреч Ольга Васильева, хозяйка «Кота да Винчи», вдруг просит помочь с организацией второй «Детализации» — стать куратором фестиваля. Почти тут же мне предлагают заняться фондом «Яркий город», которому не хватало поддержки. Одно за другое — так и втянулась, осталась. Потому что неожиданно оказалась в организации, которая хочет заниматься тем, что я люблю и умею делать. Сейчас это своеобразный институт, поддерживающий мероприятия, которые уже были придуманы и делались исключительно на общественных началах — например, литературный проект «Лучший» или спортивный «Турнир четырёх команд».
По сути, сейчас мы официально представляем всех тех людей, что последние четыре года вкладывали силы и энергию в тот же «Лучший» или в спортивные мероприятия. И когда приходит какая-то новая идея — например, публично почитать отрывки из «Дубровского» накануне премьеры одноимённого мюзикла, чтобы сделать событие ещё интереснее — уже есть чем апеллировать. То есть к директору театра приходит не просто кучка городских сумасшедших, которые в свободное время любят заниматься творчеством, а официальные лица (смеётся).
В Музыкальном театре к идее вывести актёров в фойе и вслух почитать Пушкина отнеслись с энтузиазмом.
— Директору театра, Владимиру Иосифовичу Юдельсону, проект очень понравился. Он удивился и обрадовался, что послушать артистов пришло много самых обычных, не театральных, людей, тем самым оправдывая народный статус проекта. Теперь думаем, над чем бы нам ещё поработать вместе.
После проекта «Лучший. Достоевский», который прошёл на территории Знаменского собора, фонд «Яркий город» начал работать и с Кемеровской епархией. Союз получился неожиданный, если учесть абсолютно светский характер творческих мероприятий.
— Мы действительно ищем точки соприкосновения, потому что не хотим ограничиваться форматом. Недавно заключили соглашение с «Православной молодёжью Кузбасса» — это молодёжный отдел Кемеровской епархии. И, возможно, очень скоро у нас появится совместный проект. Кстати, у молодёжного отдела есть собственный киноклуб «Смотри и думай», в котором смотрится и обсуждается самое разное кино. Правда в том, что интересные, думающие люди есть везде. Хотим мы поработать, например, и с «Православными следопытами — отправить местных ребят в село Чумай Чебулинского района, где есть и исследовательские тропы, и отличная творческая площадка «Арт-бухта». Чумайским и кемеровским школьникам будет о чём поговорить. То есть мы пробуем разные формы. Как в случае с «Маленьким принцем»: в июне чтецы «Лучшего» решили поработать с детьми в реабилитационном центре, почитать любимые книги вместе. И очень осторожно к ним отнеслись, что мне нравится. Потому что дети там разные по возрасту, сложные.
В том, что изменить людей или даже город через творчество возможно, Елена Митрофанова не сомневается.
— «Яркий город» создан общественностью — это его отличительная черта и его прелесть. В него постоянно приходят разные люди — активные, творческие, которые постоянно что-то придумывают, не сидят на месте, не жалуются, что у них низкая зарплата или жизнь их скучна. И мне кажется, что это тоже одна из точек роста, она говорит о том, что у людей меняется сознание. Что люди стали относиться к городу и к себе в городе серьёзнее, стали вкладывать в него — пусть пока только эмоции и интеллект, но это уже новый виток развития. И хороший старт.
ВКонтакте Twitter Одноклассники