Что посмотреть в Кемерове: 7 культовых заброшек

Сегодня в 14:45

Лето – лучшее время для приключений. Но что делать, если вы остались без отпуска? Курсировать по маршруту «работа – дом», изнывая от скуки? Ни в коем случае. Редакция А42.RU предлагает вам посмотреть на Кемерово глазами туриста.

Во втором выпуске нашего проекта мы решили поближе познакомиться с интересными заброшенными зданиями областного центра. Заранее предупреждаем: главное правило этого путешествия – смотреть по сторонам и под ноги. 

 

ЗАБРОШКИ-ЗАГАДКИ

Бывшее общежитие «АЗОТа», улица Грузовая, 20

Некогда жилой комплекс для работников завода, в котором уже больше 20 лет бывают только любители приключений, сохранил самые главные части строения – несущие стены и подпорки. Дверей и окон в здании нет совсем – во всех проёмах зияют дыры. Во многие из них заползает густая растительность, из-за которой общежитие нельзя рассмотреть целиком.

Мы насчитали в панельной коробке больше 200 комнат, в нескольких даже сохранились куски обоев и штукатурка. Однако по большей части настенный интерьер представляет живопись – рисунки, коды, всевозможные послания, нецензурные слова и просто смешные фразы типа «Здесь жрут фасоль». 

Кстати, это место облюбовали не только игроки в Encounter, но и страйкболисты: автомобильные покрышки лежат около входа в здание и на крыше кирпичной пристройки-столовой, а множество закоулков внутри заброшки идеально подходит для «военных».

– Прошлой осенью мы проводили здесь один из уровней игры. Его суть была в том, что мы находились в одной из комнат, в которой стояли 12 чёрных банок со всякими «начинками». Игроки должны были найти сперва нас, а затем в банки засовывать руки, как в «Форт-Боярде», и искать пластмассовое яйцо из «Киндер-сюрприза», в котором есть код. С наполнением банок мы постарались, было мерзко и местами страшно так, что даже мужики орали, – рассказывает наш гид Ксения. – А потом было ещё смешнее: мы спустились с одним из участников на улицу, а мой муж остался внутри и перешёл на другую точку так, что оказался у нас за спинами. Мы этого не знали. В общем, возвращаемся, идём по коридору, у меня фонарь, но темно всё равно. В конце коридора – оконный проём, широкий и низкий, по колено. В этот момент муж монтировкой скребёт по стене и начинает издавать какие-то жуткие звуки. Наш друг с жуткими воплями бросает меня, обгоняет, начинает разгоняться и мчится со всей силы в открытое окно, о котором не подозревает: за окном ночь, не видно ничего. Мы ему кричим: «Остановись!», я успела его схватить, но он бы мог запросто упасть с четвёртого этажа.

Также в прошлом году здесь проходил квест «Ночь живых мертвецов», а ещё раньше – учения СОБРа. Как раз в тот момент, когда должна была состояться игра в Encounter.

Несмотря на то, что официально здание было построено для сотрудников «АЗОТа», существует версия и об ином предназначении нынешней заброшки.

– У меня есть мнение, что это не общежитие, а психбольница: на третьем этаже стоит ванна, вмонтированная в пол. Одна на всё строение. Я считаю, что там успокаивали буйных. Однако все со мной спорят и доказывают обратное, – делится Ксения.

Предположение, что строение было нежилым, высказала кемеровчанка по имени Дарья. Девушка, интересующаяся историей заброшки, предположила, что здесь располагался лечебно-трудовой профилакторий.

Масштабная заброшка вызывает настоящее восхищение – пустое огромное помещение, длинные коридоры, в которые пробивается солнечный свет, и виды, открывающиеся с верхних этажей, завораживают.

 

Бывший корпус Медакадемии в Кировском районе 

Это аварийное здание находится не в промзоне, а почти в самом центре Кировского района. Мимо него сотни людей проходят каждый день, но зайти внутрь не представляется возможным. 

Когда-то, в 90-е и начале нулевых, это строение привлекало внимание детей со всей округи, особенно повезло жителям дома по улице Потёмкина, 8А: общежитие стоит в десятке метров от загадочного корпуса.

Ребятня очень любила играть рядом: в шаговой доступности – пустующее и почти целое здание, окутанное тайнами, а рядом столько интересных локаций – деревья, пристройки, и всё это не где-то в глуши, а на видном месте. 

– Корпус потихоньку разваливался уже лет 15 назад. Помню, играешь в догонялки, бежишь мимо угловой части дома, а сверху летит половина кирпича, – вспоминает бывшая местная жительница Оксана. – Заходить туда не решался никто: у центрального входа днём дежурили милые бабушки-вахтёры, которые сидели на стульчиках и разговаривали с проходившими мимо подругами. А самое главное – что это по-настоящему мистическое место. В нашем детстве ходили легенды, что здесь пытали людей, ставили над ними опыты – это как страшные истории с чёрной-чёрной комнатой, которая не где-то там, а прямо перед нами. Самое сильное впечатление детства: как-то я выглянула из окна своей комнаты и увидела, что в окне здания несколько минут неподвижно стоял полупрозрачный силуэт в белом халате. Причём, как выяснилось, его видела не только я. Конечно, вряд ли это был призрак, но в целом странно видеть человека в халате в здании, в котором уже давно никого нет, кроме вахтёров.

Помещение до его полного разрушения любили посещать наркоманы и школьники, ищущие острых ощущений. До 2015 года по нему очень осторожно, но всё же ходили, но в августе здесь случился сильный пожар, который подкосил и без того ветхое строение. Эти фото мы сделали в сентябре 2015-го, и, как видно по снимкам, один из корпусов медакадемии в таком состоянии находится уже два года.

 

ЗАБРОШКИ С БОГАТОЙ ИСТОРИЕЙ

Коммунальный мост

Строительство первого моста через реку в городе началось в 1948 году, открыли его 30 августа 1952 года для пешеходов и транспорта весом не более трёх тонн. Возведения объекта в Кемерове добивались долго, особенно этого ждали женщины. 

До 1952 года Томь называли «рекой-разлучницей». Множество кемеровских семей распалось из-за того, что в городе не было моста. Два раза в год примерно на три недели, во время ледохода и ледостава, связь между правым и левым берегами прекращалась. При этом через реку была проложена воздушная канатная дорога, которая предназначалась для транспортировки угля, но, бывало, в вагонетки запрыгивали горожане. Иногда это заканчивалось трагедией: когда зимой вагонетки застревали над Томью, выбраться из них было нереально, и пленники канатной дороги умирали от холода.

В своей книге «Странный Кемерово» журналист, историк и краевед Владимир Сухацкий цитирует письмо 1932 года гражданки Пальчиковой, которое пришло в профком Коксохима.

«Прошу запретить моему мужу Пальчикову Сергею Ивановичу появляться на работе, пока на Томи не пройдёт шуга и не начнёт ходить паром. Это у меня уже второй муж. Первый как ушёл прошлой весной на завод, на левый берег, так до сих пор и не вернулся. Нашёл себе другую».

Если, например, человек жил на правом берегу, а работал на левом, у него был один выход – снимать угол и ждать, пока ледяной покров схватится. Правда, некоторые предприятия имели возможность заселить рабочих в общежития-бараки, но мест всем не хватало.

Кемерово в десятилетия после гражданской и Первой мировой войн являлся царством вдов. Женщин было в два раза больше, чем мужчин, и поэтому многие пытались найти счастье, разрушив другую семью.

Вот цитата из другого письма. «Вдовы распоясались и охотятся за нашими мужиками. Они распускают слухи, что десятник Терентьев – большой любитель приставать к женщинам, но Терентьев женат, у него двое детей на левом берегу. Его постоянно подстрекают к измене работницы участка».

При этом, как поясняет Владимир Сухацкий, отсутствие моста сыграло огромную роль в демографическом взрыве: рождаемость в Кемерове в 20-30-е годы была в два раза выше, чем в населённых пунктах европейской части России.

Сейчас некогда мощный инфраструктурный объект скромно стоит рядом с самым широким за Уралом Кузнецким мостом, который открыли 16 октября 2006 года. Медленно разрушающийся заброшенный «посредник» между берегами привлекает многих горожан: они пишут признания, гуляют по нему ради острых ощущений или захватывающих кадров или просто фотографируют с безопасных точек.

В «Банке идей» горожане предлагают сделать Старый мост пешеходным или построить на его базе многопалубный корабль.

 

«Дома-колбасы» на улице Абызова

По мнению сотрудников музея-заповедника «Красная Горка», главное, что осталось от колонистов «Кузбасса», – постройки. Иностранцы возводили современные дома для себя, в то время как русские работники предприятий АИК жили в землянках. Проектом доступного и комфортного жилья занялся голландский архитектор Йохан ван Лохем, который планировал остаться в Кузбассе навсегда и даже выучил язык, но в итоге сбежал, оставив письмо другу: «Я по горло сыт Россией: здесь всем заправляет шайка ленивых бюрократов, поэтому я должен вдохнуть свежего воздуха».

Ван Лохем придумал больше 15 типов домов, однако самым распространенным признаны так называемые «дома-колбасы» 1926-1927 годов. Название придумали местные жители, которые обратили внимание на их протяжённость. Они являются прототипами нынешних таунхаусов – блокированных благоустроенных зданий с выходом из каждой квартиры, с водопроводом, канализацией и электричеством. Голландец первым в Сибири начал строить пустотелые дома по системе Герарда – прокладывал шлаком стены. За это архитектора часто ругали, так как считали, что для наших широт это не совсем серьёзно, но в итоге так строить начали все. Благодаря своей экономичности этот тип широко применялся в застройке городов Кузбасса до 1950-х годов.

Сейчас жилые дома типа «А» включены в список памятников архитектуры и градостроительства регионального значения, однако их состояние оставляет желать лучшего. Степень сохранности у таунхаусов первой трети ХХ века разная. Ближайшие к школе АИК вполне себе функционируют: во время съёмок в одном из окон горел свет, также мы видели несколько такси, подъезжавших к строению.

Несмотря на аварийность, в некоторых «домах-колбасах» можно побывать на неофициальной экскурсии, правда, для этого нужно пройти через растительную охрану: на территории обитает крапива выше человеческого роста.

 

Школа АИК «Кузбасс»

Ещё один архитектурный проект ван Лохема 1926-1927 годов для школы-семилетки Кемеровского рудника. К сожалению, попасть сюда не получится: единственный вход в здание закрыт, поэтому оценивать заброшку визуально можно только на расстоянии. 

В архитектуре сочетаются стиль функционализма 1920-х годов с местными строительными традициями. Это одно из наиболее интересных и необычных сооружений архитектора, сохранившихся в городе. Поскольку место, отведённое под школу, было самой высокой точкой района, ван Лохем  вписал в центр здания водонапорную башню с баком для обслуживания водопроводной сети посёлка. При этом, чтобы закончить строительство школы зимой и при этом обеспечить надёжную защиту водяного бака от сибирских морозов, ван Лохем использовал для возведения верхней части здания брёвна – материал, обладающий высокими теплоизоляционными свойствами.

Фото: музей-заповедник "Красная Горка"

– Конструктивное решение водонапорной башни было уникальным: внутри деревянного сруба создан монолитный железобетонный каркас, поддерживающий плиту-«тарелку» с расположенным на ней баком для воды. Бревенчатые стены сруба работали независимо от внутреннего железобетонного каркаса, – объясняют в музее-заповеднике «Красная Горка».

Осенью 2015 года посол Королевства Нидерланды в России Рон ван Дартел приезжал в Кузбасс с рабочим визитом, чтобы проверить состояние здания: оно внесено в реестр голландских архитектурных памятников, находящихся  за рубежом. Иностранцы выделили средства на реставрацию бывшего учебного заведения, так как Кемерово, наряду с Ярославлем и Санкт-Петербургом, представляет наибольший интерес в области сохранения культурного достояния.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ

 

Насосная станция

Заброшка находится за «АЗОТом», по дороге в посёлок Пригородный, рядом с базой «Кузбасского скарабея». Ориентир – остановка ЗМК.

По словам игроков в Encounter, это была действующая насосная станция, судя по всему, «АЗОТовская» или работающая на посёлок, и 10 лет она уже точно не функционирует. На территории объекта – следы начатого строительства, которое законсервировано уже три года. 

Внутри помещения – мусор и разбросанные изоляции проводов, которые, вероятно, давно сдали на медь.

Ходить здесь нужно очень аккуратно: можно споткнуться о кирпичи и другие ловушки. Опасность подстерегает на каждом шагу: в темноте можно оступиться и провалиться в бывшее хранилище насосов или наступить на иглу шприца. Тут нет множества этажей и комнат, но менее интересной эта заброшка не становится. Как только открываешь дверь для входа на территорию, сразу появляется ощущение эйфории и опасности, ведь объект частично охраняемый.

 

Хлораторная установка завода «Прогресс»

Завод «Прогресс» начали строить в 1933 году и запустили в эксплуатацию через пять лет. В «грозовые 40-е» предприятие производило снаряды для стрелкового и артиллерийского оружия, а в 50-е снизило объёмы военной продукции и перешло на мирные рельсы. В разное время на «Прогрессе» изготавливали различные товары народного потребления (расчёски, пуговицы, портсигары), жидкое стекло, светильники, тару, кровельный материал, растворители, лаки, столовую клеёнку, шампуни, лосьоны и эмульсионные взрывчатые вещества. 

Для такого широкого производственного спектра нужен был хлор – у завода есть ныне заброшенная хлораторная установка, которая привлекает внимание сталкеров. В 1983 году в Кемерове произошла серьёзная техногенная катастрофа – взорвалась одна из цистерн с веществом.

Комплекс состоит из огромного ангара и административного трёхэтажного здания, стоящих встык. Рядом пролегают железнодорожные пути. 

В здании стоит специфический запах – смесь влажности, старого цемента, мусора и былого химического производства, рядом с ангаром – ковёр из мха. В производственном помещении остались плафоны, предупреждающие таблички, транспортировочные ленты, части труб и бассейников, в которых производилось хлорирование. Теперь же в них лежат бутылки, обёртки и строительные материалы, перемешанные с водой. В административном здании видна начатая работа по консервации хлораторной установки: окна частично заделаны кирпичами.

Этот объект – один из любимых у организаторов кемеровского Encounter. Однако однажды на локации случилось непредвиденное: стена, на которой был написан код, обрушилась накануне игры. Участники вдесятером поднимали огромные и тяжёлые части упавшей конструкции и искали комбинацию цифр и букв, но безуспешно.

Наше путешествие подошло к концу. Кемерово – настоящая кладезь интересных заброшек со своей историей. Конечно, мы исследовали далеко не все подобные здания, которые можно увидеть в нашем городе.

В следующий раз покажем вам что-нибудь не менее интересное. А пока можете присылать нам фотографии с заброшенными строениями, о которых мы не знали, на почту gazeta@a42.ru или в наш паблик «ВКонтакте».


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники