Работа школьных охранников в Кузбассе периодически становится поводом для неприятных новостей: то первоклассница нож пронесёт, то пятиклассника изобьёт охрана. Кто охраняет школы и почему проблемы с безопасностью есть почти в каждой, разбирался корреспондент A42.RU.
26 апреля в школе № 50 в Ягуновке хулиганил пятиклассник Вова*. Он был чем-то взвинчен, нервно грыз семечки, а шелуху бросал в коридоре прямо на пол. Уборщица, увидев это безобразие, семечки отобрала и отдала охраннице. Вова с пачкой расставаться не пожелал, стал громко требовать её назад и прорываться в будку охраны, минуя уборщицу, которая оттаскивала его за руку. А так как не имущество Вове было важно, а принцип, то отвоёванные семечки он швырнул охраннице в лицо. Вышедшая из себя пожилая женщина непечатно выругалась и отвесила мальчишке несколько подзатыльников, схватила за воротник, встряхнула и прижала к полу. «Скотина! Я тебе кину, тварь!» — приговаривала она. Вова разревелся и убежал.
По свидетельству других школьников, конфликты с участием этой охранницы случались регулярно. На плохое поведение детей женщина не первый раз реагирует окриками и матерной бранью. Ничего особенно необычного школьники в этом не видели. Кому, в конце концов, не знаком типаж угрюмой гардеробщицы или старого дворника, который эту вашу новомодную педагогику видел в гробу и вполне может и метлой по спине огреть. Часто — под молчаливое одобрение окружающих в духе «хоть у кого-то нашлась на паразитов управа».
— Охранница пришла работать только в этом учебном году, — рассказывает одна из учениц девятого класса школы № 50. — Сначала ничего такого страшного не было, но потом она начала на всех повышать тон: что нет пропуска, нет сменки, что мы не говорим «пожалуйста», когда просим пропустить. Такое я вижу впервые за время учёбы в этой школе. Я не за мальчика и не за охранницу. Но возмутило рукоприкладство — она категорически не имеет права так делать!
Этот случай остался бы одним из многих, если бы другой ребёнок не снял его на видео. Запись разошлась в соцсетях, полиция начала проверку, ребёнку назначили медэкспертизу, а Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью». По словам школьников, уже на следующий день женщины на посту не было, но они не знают, временное это отсутствие или её уволили совсем. Впрочем, завтра её заменит другая — и неизвестно, будет ли действовать иначе.
Давайте разберёмся, как она действовать должна.
Охрана школ в Кузбассе эволюционировала постепенно. Все мы помним из детства открытые настежь двери: в школу, как во всякое муниципальное учреждение, мог зайти любой. За безопасность отвечала вахтёрша тётя Люда, а за пропускной режим — дежурный класс с повязками на рукаве.
В двухтысячных школы стали обрастать турникетами, системой видеонаблюдения, рамками металлоискателей. Появились тревожные кнопки, а кое-где и система электронных пропусков. Управляться с этим хозяйством стал сотрудник частного охранного предприятия.
Школьные охранники действовали в меру своего разумения и должностной инструкции до 2015 года, когда появился профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». А в 2019 году — ещё и отдельный ГОСТ. Его разработала ассоциация «Школа без опасности» — группа ЧОПов, которые много лет обеспечивали безопасность московских школ и накопили специфический опыт. Этот ГОСТ описывает параметры пропускного и внутриобъектового режима, а также права и обязанности школьного охранника.
Их не так уж и много: охранник имеет право не пропускать человека в школу, проводить осмотр имущества в присутствии владельца. Применять физическую силу и спецсредства, то есть дубинку и наручники, охранник может только «в случаях и порядке, установленных законодательством». Законодательство, естественно, запрещает применять физическую силу к несовершеннолетним. А применять к ним спецсредства не может даже полиция и даже в случае нападения с их стороны.
Ни забирать имущество школьников, ни контролировать наличие сменной обуви охрана не уполномочена. Разрешать конфликты между школьниками охранник тоже не может — он не педагог и не полицейский.
Что же должна делать охрана? Обеспечивать пропускной режим, о происшествиях сообщать директору школы, вызывать полицию. Всё.
— Расплывчатое «обеспечивать безопасность» на практике означает, что человек должен не пропускать в школу посторонних взрослых, уметь пользоваться камерами и вовремя нажимать на тревожную кнопку, — рассказывает сотрудник одного из кемеровских ЧОП, пожелавший сохранить анонимность. — Если неадекват или алкаш какой-нибудь в школу пришёл — не лезь, нажми на кнопку. По закону ты больше ничего не имеешь права делать. Приедет мобильная группа, приедет полиция, без тебя разберутся.
По словам нашего собеседника, если охранник увидит агрессивного человека, нападающего на детей, он всё-таки будет их защищать. Но статус охранника не даёт ему для этого никаких полномочий, то есть он будет действовать в тех же рамках, что и любой дееспособный гражданин.
Особенно рассчитывать на охранника в случае реальной угрозы не стоит ещё и потому, что это зачастую всё та же пенсионерка, что и раньше, только одетая в форму. В СМИ много говорили о важности замены вахтёров на лицензированных охранников. Но чтобы стать охранником четвёртого разряда, достаточно пройти 40-часовой курс. То есть выучиться и получить лицензию можно за пять дней, именно такой срок фигурирует на сайтах кемеровских учебных центров. Средняя стоимость обучения — 3-4 тысячи рублей. В 2017 году эта, по сути, профанация подготовки стала одной из причин, по которой администрация Кемерова распорядилась расторгнуть договоры с ЧОПами. Школы тогда снова вернули охранников в свои штаты. Обсуждали «случайных людей в форме ЧОПа» и на федеральном уровне, в Госдуме — о подготовке законопроекта с более строгими требованиями к охранникам писал «Царьград».
В итоге все школы обязали нанять ЧОП, организовать видеонаблюдение, установить тревожную кнопку и металлоискатель в постановлении Правительства РФ в 2019 году. Но подготовка охранников дольше не стала. Более того, школа даже не обязана сообщать, какое именно предприятие её охраняет.
— Информация о том, с какими ЧОП заключены договоры охраны, внесена в паспорт безопасности школы и не подлежит разглашению, — объяснили корреспонденту A42.RU в администрации Кемерова.
На учебных курсах охранникам успевают рассказать основы антитеррористической безопасности, ключевые юридические моменты. О какой-то специфике работы с детьми, конечно, речь не идёт. Между тем, сталкиваясь с агрессивным поведением детей, иногда теряются даже профессиональные педагоги — что уж говорить об охранниках.
— Действительно, дети порой оскорбительно себя ведут и остаются безнаказанными, — комментирует ситуацию психолог-педагог Ольга Козлякова. — Однако побоями ситуацию можно только ухудшить. Важно не опускаться на уровень пятиклассника, а сохранять свою педагогическую позицию. Ребёнок демонстративно нарушает правила. Почему он так делает? Его обидела учительница? Он выражает протест школе или всё-таки родителям? А может быть, разбрасывать мусор для него — норма, все его друзья так делают? Алгоритм действий будет зависеть от причин. С причинами надо разбираться, причём в спокойной обстановке, после уроков, индивидуально. Если нужно — с привлечением третьего лица, специалиста по медиации, школьного психолога. В этой конкретной ситуации охранница должна была обратиться к педагогу, а он — не накаляя эмоций, назначить время и место для обсуждения.
В социальных сетях комментаторы под роликом в основном одобряют действия охранницы. «Кто-то должен ремнём уму-разуму научить, раз родители не могут», «по шее получил заслуженно», «он о правах, а обязанности есть у этого ребёночка?», «а вот раньше о мой хребет учитель указку ломал, и я родителям не рассказывал, потому что они бы ещё добавили». На недопустимость насилия указывает крохотное меньшинство комментаторов, и это не мудрые взрослые, а молодёжь и подростки.
— Разбрасывать семечки — нарушение правил, но и забрать семечки силой — насилие и превышение должностных полномочий, — подчёркивает Ольга Козлякова. — Вряд ли он отдал добровольно, с покаянно опущенной головой. Кроме того, обе женщины — не педагогические работники. Они могли сделать замечание и передать информацию компетентным людям, не более.
Пока охрана воюет с семечками, страдают её непосредственные обязанности. Одна из учениц школы № 50 сообщила корреспонденту A42.RU, что с пропускным режимом в школе не справляются.
— Металлоискатель на входе работает, но на его сигналы не обращают внимания, — рассказала девятиклассница. — С утра просто идёт толпа и всё, можно что угодно в школу пронести, хоть нож, хоть пистолет.
Это проблема не только школы № 50. Такие же нарушения обнаружили в январе в гимназии № 42 на Лесной поляне по итогам проверки инцидента с ножом. В принципе, с невозможностью обыскать каждый рюкзак сталкиваются во всём мире. Поэтому создают стандарты, в которых строгий пропускной режим и охрана на входе — лишь часть общешкольной системы физической и психологической безопасности, и даже не самая важная.
Международная организация Boarding School Association разработала стандарты безопасности, которых придерживаются школы во многих странах мира — в том числе известная частная школа-пансион «Летово» в Подмосковье.
— Мы убеждены: безопасность — это не высокий забор с проволокой, глухие ворота и тотальный контроль, — написано на сайте школы. — Безопасность — это продуманность и разумные правила. Ребёнок не сталкивается с перечнем запретов, а живет в дружелюбной среде, которая незаметно и надёжно защищает его от неблагоприятных факторов.
В школе «Летово» мало глухих стен, тёмных углов и тупиков, зато много открытых пространств и прозрачных стен. Такой подход позволяет взрослым быть в курсе дел школьников, не мешая им — то есть осуществлять пассивный контроль. Политика безопасности «Летово» описана в специальном документе, который регламентирует вопросы охраны здоровья, защиты конфиденциальности, соцзащиты, противодействия употреблению наркотиков. Для каждого сотрудника обозначен периметр ответственности: безопасностью занимаются и педагоги, и охрана, и школьный психолог, и служба наставников — каждый со своей стороны. Большое внимание уделяют признакам буллинга — травли со стороны одноклассников.
Конечно, скромная кемеровская школа не имеет таких бюджетов и кадров, как подмосковный частный пансионат. Но есть и близкие нашему региону примеры мероприятий, не требовавших больших расходов. Так, в Новосибирске после стрельбы и суицида в колледже Барабинского района в 2018 году проводили профилактику буллинга и занятия о языке вражды. В пяти районах области тогда открыли интегративные площадки для агрессивных детей, разработали методику работы с ними. Во всех школах уточнили инструкции для сотрудников на случай отклоняющегося поведения. До 2025 года в каждой школе страны должна появиться программа психологического сопровождения – такое решение приняли на уровне федерального правительства ещё в 2018 году.
*Имя ребёнка изменено
ВКонтакте Twitter Одноклассники