9-10 июня Кемерово принимал EdCrunch Kuzbass — локальную версию международной конференции о новых технологиях в образовании. На неё собрались более 3000 участников (в основном преподавателей – от детсадовских до вузовских) и более 100 спикеров. В Кемерово прилетели телеведущая Тутта Ларсен, замминистра просвещения Татьяна Васильева, директор школы «Летово» Михаил Мокринский и другие эксперты в области работы с детьми.
Среди множества тем и дискуссий конференции корреспондент A42.RU выбрал ту, что касается гаджетов, их пользы и связанных с ними угроз. По опросу АППСИМ, 68% детей сталкивались в интернете с опасностями, при этом почти половина из них пострадали — морально, физически или финансово. Чаще всего подростки 11-18 лет вовлекались в противозаконные акции и организации, становились жертвами опасных челленджей, пытаясь повторить рискованные флешмобы, а также теряли деньги.
Нужно ли ограничивать время, которое ребёнок проводит со смартфоном? Допустимо ли следить за тем, какие сайты посещают дети? Как научить школьника защищаться от опасностей в интернете — киберунижения, шантажа, сексуальной эксплуатации, наркотиков? Корреспондент A42.RU пересказывает ответы экспертов.
Встать между ребёнком и гаджетом — плохая позиция. Быть судьёй, рефери в своей семье — это сложно, не хочется быть в этой роли. А что нужно делать? Разговаривать о правилах взаимодействия с этим техномиром. Правила не сформированы, и подростки с интересом включаются, когда мы начинаем разговаривать с ними об этом.
Наши дети увидели очень сложный мир. И мы им не дали лёгких правил игры. Посмотрите хотя бы на телепередачи: «Голос. Дети», «Супершеф. Дети», — ни в какой степени это не детские правила игры. Притом поколение Z хочет участвовать в создании правил. Как со мной должен взаимодействовать учитель, как должна работать школа и так далее.
Как родителям не проиграть в конкурентной борьбе за внимание и авторитет с виртуальностью? Разговаривать. Когда я так говорю, люди возмущаются: «Банально, Капитан Очевидность, мы и так разговариваем, это не помогает». Но дети прекрасно видят, когда вы задаёте банальные вопросы и лишь делаете вид, что вам интересно. А вы спросите их о том, что вам реально интересно, что вы не знаете. Например: «Какие компьютерные игры — это фастфуд, а какие — высокая кухня?». Или: «Ты видишь кибертравлю, как будешь действовать?». Вот вам лайфхак: скиньте им ссылку на видео с нашего мероприятия. Они будут смотреть, серьёзно.
Многие сидящие в зале — поколение Х, у который не было в детстве гаджета. Был другой супергаджет — улица. Мы готовы были сделать всё, чтобы быть на улице. Если ты сделал уроки и убрался дома — попробуй тут родители сказать, что ты на улицу не пойдёшь.
Почему детей так тянет к гаджетам? Мы спросили самих детей. Они отвечают, мол, вы пришли с работы, устали — читаете книжку или смотрите сериалы. А мы устали — и мы хотим поиграть. Кстати, дети много говорят об усталости. В пять-шесть лет они формулируют такое: «Нам, чтобы справиться с усталостью, нужен антистресс».
Подростки сейчас живут во времена беспрецедентного разнообразия. И они изначально принимают, что существует мнение, с которым они не согласны. Не согласны, но они его допускают, допускают для него право существовать.
У нас в детстве были другие запреты: нам нельзя было много читать — а мы читали под одеялом с фонариком. Нам нельзя было долго смотреть телевизор, 15 минут мультиков и всё. Сегодня мы считаем главным врагом в наших отношениях с детьми интернет и гаджеты, а через 20 лет у наших детей, ставших родителями, будут какие-то другие вызовы. Надо ли с этим бороться? Может, это ветряные мельницы — такие же, как запрет наших родителей смотреть телевизор?
В интернете масса интересного и полезного, это просто инструмент, которым можно эффективно пользоваться.
Мы не успеваем за техническим прогрессом, появляются новые и новые вещи, с которыми мы и наши дети взаимодействуем каждый день. Но для них пока нет этики использования, нет правил и норм. Речь не только о технике безопасности и не только в социальных сетях. Среди опасностей — кибербуллинг, кража личных данных, шантаж, порнография. Челленджи и суицидальные группы могут не только испортить ребёнку настроение или украсть деньги его семьи, но буквально опасны для жизни.
В вопросе обучения цифровой грамотности у родительского сообщества масса расхождений и несогласия. Одни разрешают детям сидеть в социальных сетях, другие категорически запрещают. Одни считают TikTok отличным способом самовыражения, развития талантов и даже заработка, другие говорят, что это ад и зло. Поэтому сначала предстоит разговаривать со взрослыми, и лишь потом с детьми. Некоторые из взрослых до сих пор полагают, что безопасность в интернете — это об антивирусах.
Блогер, инфлюэнсер — это профессия сегодняшнего дня. Они лишь выглядят легкомысленно, но не только зарабатывают деньги, но и овладевают умами. Кроме того, дети смотрят, и им кажется, что это лёгкий заработок, плёвое дело: вышел, покривлялся — и вот у тебя миллион подписчиков и рекламные контракты. На деле это настоящий труд.
Гаджеты, соцсети и интернет — уже здесь, и бороться с ними бессмысленно. Но они могут стать классной площадкой, на которой мы можем найти новые форматы взаимоотношений с нашими детьми. Очень важно вырабатывать доверительные отношения, общаться. И не только рассказывать что-то своё, но и слышать детей, друг у друга развивать критическое мышление и взаимное доверие.
Да, есть статистика — почти 70% детей сталкиваются с опасностями в интернете. Но послушайте, у нас 100% детей сталкиваются каждый день с опасностями в жизни, потому что опасности — обратная сторона возможностей. Чтобы правильно переходить дорогу, дети изучают ПДД, чтобы окунуться в бассейн — учатся плавать. И когда коллеги из министерства образования предлагают создать некий «белый», очищенный, специальный интернет для детей — я этого не понимаю. Программных продуктов, которые позволяют это делать, много и сейчас, но использовать их — всё равно что учиться плавать в бассейне без воды.
С цифровой грамотностью очень неоднородная ситуация. Есть дети, которые торгуют криптовалютой, пишут программы и верстают сайты, а есть такие, которые не знают, как забанить опасную личность в соцсетях. Мы боремся за то, чтобы курсы цифровой грамотности ввели в школах, дополнили образовательные стандарты. Но тут появляется ещё одна проблема: кто будет преподавать?
Исследование ВЦИОМ показывает, что до 20% процентов взрослых научили пользоваться интернетом дети, а не наоборот. Как в такой ситуации привлекать к обучению цифровой грамотности родителей, не совсем понятно. По сути, дети в сети предоставлены сами себе.
Мы должны контролировать содержание интернета. Подчёркиваю, это не цензура, а именно оперативное удаление противоправного контента — рекламы наркотиков, экстремистского и порнографического контента. Раньше соцсети, например, Facebook[*] реагировали медленно, опасные материалы удаляли месяцами. Поэтому мы приняли закон о «приземлении» национальных платформ.
Моей дочери 13 лет, она столкнулась и с кибербуллингом, и с шантажом. Слава богу, она сразу мне об этом сказала. Мы вышли на шантажиста, объяснили, что пишем заявление в полицию — и он удалил аккаунт и ушёл. Важно говорить с ребёнком, чтобы он не замалчивал проблемы, рассказывал о них старшим. Важно иметь контакт, важно, чтобы ребёнок не замыкался. Ребёнок замыкается, попадается на удочки, отправляет деньги — много таких историй.
Дети оказываются в опасности, потому что простой, яркий, эмоциональный контент действует на эмоциональные импульсы ребёнка, которые очень сложно контролировать. Государство, родители, производители обучающего контента должны учиться упрощать, делать такие же ассоциативные и простые учебные материалы. Для чего в древности детям рассказывали страшные сказки? Через развлечения и простые примеры им передавали важные смыслы.
В возрасте постарше нужно учить детей фактчекингу — умению находить и перепроверять информацию. Подросткам свойственно очаровываться. Что делать, если ребёнок попал под влияние инфлюэнсера-антигероя, который стал для него большим авторитетом, чем родители? Найдите аналогичный ролик с, например, доктором, который объясняет, как на самом деле обстоит дело, найдите картинки с опровержениями, такие же яркие. Интернет — не зло, однако важно научить ребёнка находить ответы и первоисточники, а не только впечатляться.
В период пандемии, когда самостоятельная работа школьника и доступ к цифровым технологиям имеют особо значение, оказалось, что разрыв между более успешными и менее успешными детьми увеличивается. Мы — исследователи и разработчики — долго говорили, что цифровые технологии будут помогать неуспешным. Но надо признать, что пока это не получилось. Цифровыми технологиями более эффективно пользуются успешные и самостоятельные дети.
Поворот учебной жизни в период пандемии дал понимание, что нам нужны новые универсальные решения, новые типовые решения и новые уникальные решения. Все они строятся вокруг растущей доли самостоятельности в работе ребёнка. Ключ к успеху — обучение в традициях отечественной педагоги, самостоятельное учение и, наконец, сетевое образование, которое стало нервом текущего развития образовательной системы.
Лет десять назад проведено исследование ОЭСР, которое показало, что применение цифровых технологий никак не влияет на результаты обучения. Вопрос: зачем тратить учителю — время, а школе — ресурсы на применение этих технологий в учебном процессе? Ответ: затем, что это параллельное движение в трёх направлениях. Первое — изменение отношения педагогов к информационным технологиям, изменение образовательное политики. Второе — развитие инфраструктуры, сюда входит и контент, и скоростной интернет, и гаджеты. Третье направление — это профессиональное развитие педагогов.
Интернет и гаджеты дают образованию три вещи. Первая — возможность учиться в любом месте и в любое время. Вторая — возможность индивидуализации, создания вариативности для детей. Третья — эффект сети, краудсорсинга, как в соцсетях. Ребёнок, реализовывая научный проект, мгновенно, за секунды находит единомышленников по всей стране, общается с ними, находит команду для себя.
Если мы не будем использовать все три возможности цифровых технологий, то получим лишь электронную кальку старой системы, которую часто ругаем. Если интегрировать в урок технологии, но в самом уроке ничего не менять — мы не получим никакого нового результата.
Материал является сокращённым пересказом прямой речи экспертов конференции EdCrunch Kuzbass. Приведённые высказывания не являются дословными цитатами.
ВКонтакте Twitter Одноклассники