На дворе почти сентябрь, и тысячи сибиряков, вооружившись вёдрами или корзинками, идут в окрестные леса. Но как бы ни были прекрасны солёные грузди и маринованные опята, поход за ними может быть рискован. По данным поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт», Кемеровская область входит в лидеры по количеству заблудившихся. Корреспондент A42.RU отправился в лес, чтобы на собственном примере выяснить, какие опасности поджидают грибников и как их избежать.
Почему ориентироваться по мху и муравейникам — плохая идея? Что есть и пить? Как выходить из леса, если заблудился — и почему чаще всего выходить вообще не нужно? Как сделать «тихую охоту» безопасной, рассказал скаут-инструктор Виталий Бахарев.
С начала года в лесах России потерялось более пяти тысяч человек. 667 погибли, 368 числятся пропавшими без вести. Большинство погибших не углубились в лес дальше трёх километров и до последнего пытались найти дорогу домой, пока не умерли. В 90% случаев — от переохлаждения.
Я с детства люблю собирать грибы. Отличать съедобные от несъедобных меня учила бабушка. Сначала, в раннем детстве — на полянке за огородом, затем на опушке, а потом и в самой чаще. Летние каникулы я проводил в деревне, и леса, в которых вырос, могу пройти с завязанными глазами. По крайней мере, я так считал.
— Это общепринятое и самое распространённое заблуждение, — строго говорит Виталий Бахарев, инструктор НОРС-Р — Национальной организации российских скаутов-разведчиков. — Почти каждый найденный в лесу человек ошарашенно повторяет: «Да я же в этот лес двадцать пять лет хожу, как я могу в нём заблудиться».
Мы говорим в машине по дороге на Промышлёнку: я забрал Виталия в лес прямо с работы. Вообще-то он юрист и арбитражный управляющий, но вечером меняет респектабельный костюм на берцы, оранжевую куртку и рюкзак — и отправляется вытаскивать людей там, где пройдёт не каждый.
Мы уезжаем по просёлку за деревню насколько позволяет проходимость легковушки. А потом выходим и идём пешком. Я одет в серую толстовку, чёрные штаны и обычные кеды, из снаряжения у меня перочинный нож, ведро и маленькая бутылка воды. Я планирую потеряться, но не слишком волнуюсь: Виталий будет следовать за мной и выведет, если эксперимент окажется чересчур удачным.
Инструктор сразу отмечает, что я собрал бинго из типичных ошибок. Во-первых, никому не сказал, куда и, главное, на сколько еду. Во-вторых, оделся в тёмных тонах. В-третьих — не взял с собой самого необходимого.
— Всегда сообщайте близким, куда едете и когда планируете вернуться, — подчёркивает Виталий. — Если вы обещали быть к вечеру и не вернулись, вас будут искать. Если нет — в случае со взрослыми людьми нередки случаи, когда близкие обнаруживают пропажу и звонят в 112 только на второй-третий день. Это резко снижает шансы на выживание. Если в первые сутки вероятность обнаружить человека живым — 90%, то к концу вторых она падает до 50%.
Охотники и рыбаки обычно одеваются в цвета хаки, чтобы не спугнуть добычу. А вот зачем то же делают грибники — вопрос открытый. Шампиньоны вряд ли убегут, завидев оранжевую куртку, зато шансы, что вас не потеряют из виду спутники, в ней резко повышаются. А если дойдёт до поисков — яркое пятно в лесу виднее в разы, в том числе и с воздуха.
Мы проводим эксперимент: я делаю пятьдесят шагов с тропинки в лес и несколько раз кручусь вокруг себя, как в игре в жмурки. Открываю глаза — вроде бы не потерялся, вон приметные деревья, тропинка должна быть за ними. Но в серой одежде меня на этой дистанции уже гарантированно не видит ни фотограф, ни опытный скаут. Слова, сказанные спокойным тоном, тоже не слышно: им приходится повышать голос, чтобы окликнуть меня. Я выхожу назад — и оказываюсь на тропинке не там, где зашёл, а в пяти метрах выше.
— Люди легко теряют в лесу ориентир, — объясняет инструктор. — Прошла, скажем, гроза, повалила деревья, пока их обходишь — теряешь направление и уже идёшь немного не туда, куда собирался. Думая, что идёт прямо, человек движется в лесу по дуге. Порой три километра достаточно, чтобы ходить кругами.
В следующем эксперименте я ложусь в тёмной одежде в подлесок. После этого фотограф не видит меня уже с трёх метров, а чтобы найти, ему придётся фактически на меня наступить.
«Отправляясь в лес, возьмите минимальный набор снаряжения», — гласят статьи в интернете. Далее следует более или менее обширный список — от ножа и спичек до запасной одежды и даже фильтров для воды. Ничего этого грибники с собой, конечно, не берут.
Однако есть вещи, которые, как настаивает Виталий, должны быть у каждого. И демонстрирует содержимое своего рюкзачка: вода, зажигалка, телефон, шерстяные носки, нож, компас, свисток, кусок хлеба, куртка-дождевик, аптечка, фольгированное одеяло и даже туристический навигатор. Плетёный браслет на руке скаута на самом деле — четырёхметровая верёвка, а куртка, вывернутая, застёгнутая и надетая рукавами на два прочных шеста — носилки. С таким набором инструктор может, если будет необходимость, выехать на поиск в любой момент.
У нас со скаутом выходит небольшой спор: он уверен, что уж компас-то у каждого должен быть, а я говорю, что и этот набор снаряжения наши читатели собирать не станут. В итоге сходимся на том, что есть абсолютный минимум: заряженный телефон, вода, зажигалка и свисток. Остальное — на вашей совести, но воду и зажигалку берите всегда.
— Почему-то многие считают, что воду в лесу раздобыть несложно, — говорит Виталий. — На самом деле её там просто нет. Вторая причина смерти в лесу после переохлаждения — обезвоживание. Без еды человек проживёт две недели и более, без воды — три дня.
Чтобы пить из лужи, нужно, чтобы эти лужи были. Но даже если повезло, пить из них — плохая идея.
— Если вы напьётесь стоячей грязной воды, примерно через два часа начнётся расстройство пищеварения, диарея и как следствие — обезвоживание. Будет обратный эффект, — объясняет инструктор.
Если есть зажигалка и вы нашли подходящую ёмкость, например, консервную банку — воду можно прокипятить. Пить сырой можно только проточную воду, но и её — лишь в крайнем случае.
Виталий рассказывает, что из перевёрнутой пластиковой бутылки, камней, песка и древесного угля можно соорудить фильтр для воды, но оговаривается, что у неподготовленного человека на практике вряд ли получится что-то внятное. Поэтому — не тратьте силы на подобные эксперименты и экономьте ту воду, что есть: пейте редко и маленькими порциями.
Мы долго шагаем по лесу, я срезаю несколько сухих груздей и большой валуй. Лес здесь смешанный, в море берёз стоят островки ельника. Несколько раз обходим небольшие овраги. Перед выходом я видел на карте, что через семь километров по прямой можно выйти на трассу на Мариинск, и где-то поблизости в ту сторону петляет лесная грунтовка. Однако эти обрывочные сведения не помогут: стороны света я давно потерял, и даже если бы мог двигаться по лесу прямо, ошибка в направлении приведёт меня лишь в бескрайнюю мариинскую тайгу.
Кстати, я заблудился.
— Можешь попытаться отыскать обратный путь, но не трать все силы, — говорит Виталий. — Если наткнулся на линейный объект — дорогу, просеку, линию электропередач, — не сходи с него.
Не стоит пытаться определить стороны света по мху на пеньках, кроне деревьев или муравейникам. Все мы что-то такое слышали в школе, но инструктор подчёркивает, что для успеха условия должны быть идеальными: муравейник на поляне без высокой травы, отдельно стоящие деревья в чистом поле. Такое редко встретишь, а полагаться на сто процентов всё равно нельзя.
По словам Виталия, важнее вовремя признать факт, что вы заблудились, и остановиться. Главная ошибка большинства — они изо всех сил пытаются идти, пока их не застигнет ночь.
— Если телефон при тебе — вызывай помощь, — объясняет скаут. — Попытайся набрать 112, даже если связи нет: этот номер работает и там, где нет покрытия твоего оператора, но есть любые другие. Экономь силы, заряд телефона, воду и еду. Как только солнце начнёт клониться к закату – остановись и готовься к ночи.
Переохлаждение — главный враг заблудившихся. Заморозки для этого не нужны, достаточно проголодаться и промокнуть. Поэтому нужно тратить силы не на поиск обратной дороги, а на обустройство укрытия от дождя. По словам инструктора, в такой последовательности: построить маленький шалаш, максимально обозначить его яркими предметами, заготовить дрова на ночь. Место для укрытия должно быть сухим, и лучше на возвышенности, чем в низине.
— Если вокруг ельник — считай, повезло, — говорит Виталий. — Под густой кроной почти сухо даже в сильный дождь, а лапник — хороший материал для шалаша.
Нижние разлапистые ветки ели я ломаю руками, для этого не нужен нож. Простое укрытие от дождя и ветра можно построить, не имея никаких специальных навыков. Под руководством инструктора я просто укладываю сухие палки на наклонившееся дерево — это будет «скелет» шалаша. Сверху его следует накрыть пушистыми еловыми ветками по принципу черепицы, внахлёст — чтобы вода стекала до земли. Веток понадобится много, несколько охапок. Слоем в 20-30 сантиметров их следует настелить и на землю — чтобы между телом и землёй был воздушный слой.
Если есть дождевик и рюкзак, их можно пустить в ход: первый станет непромокаемой крышей, второй — частью «кровати». Большим шалаш строить не следует, это пустая трата сил. Достаточно высоты, которая даст сидеть под крышей.
Спать ночью или не спать — зависит от обстоятельств. Спящий больше рискует переохладиться. Если у вас нет костра, вы промокли, а ночь холодна, лучше провести её, бодрствуя: разминаться, громко говорить или петь, бить палкой по дереву. Иногда люди боятся таким образом привлечь, например, медведей, но по словам инструктора, всё наоборот. Шансы увидеть зверя в осеннем лесу близки к нулю именно из-за шума, который издаёт человек, даже просто шагая по лесу. Все животные избегают встречи с человеком.
А вот если костёр есть или вы достаточно тепло одеты, инструктор советует всё же попытаться поспать. Это прибавит сил.
Дрова для костра нужно собирать засветло, причём упавшие ветки годятся лишь для начала. Когда костёр разгорится, нужно уложить в него толстые стволы валежника, до 30 сантиметров в диаметре — их запас позволит поддерживать огонь всю ночь. На охапки хвороста не полагайтесь, их тяжело собрать в нужном количестве.
Действия утром следующего дня зависят от того, сообщили вы родным время возвращения или нет. Если сообщили (а они обратились в полицию) — то именно сейчас вас уже начали искать. То, что полицейские якобы ждут, пока со дня пропажи пройдёт три дня — расхожее и вредное заблуждение. И госслужащие, и добровольцы «ЛизаАлерт» всегда действуют сразу после получения сигнала, они отлично знают: время — главный враг. Если родные позвонили вечером, поиски, как правило, начнутся или той же ночью, или утром следующего дня.
Поэтому:
— оставайтесь на месте;
— максимально обозначьте лагерь на местности;
— запасайте дрова и экономьте воду.
Как бы вам ни хотелось развить бурную деятельность — не уходите из лагеря. Можете отходить за дровами и ягодой, но оставляйте на пути ветки, уложив их толстой стороной в сторону шалаша — во-первых, так их легче потом нести, а во-вторых, они послужат указателями направления.
Не ешьте незнакомого — в наших лесах хватает и волчьей ягоды, и вороньего глаза. Сырые грибы несъедобны почти все, даже сыроежки. Зато, рассказывает инструктор, жуки-короеды на вкус как семечки, а муравьи кислые. Их легко собрать, сбросив муравейник в большую лужу: земля утонет, а муравьи останутся на поверхности. Впрочем, набрать достаточно насекомых будет непросто, а заставить себя съесть их может не каждый. Да это и не нужно: абсолютное большинство людей может голодать три дня и более безо всяких последствий для здоровья.
Виталий вывел меня обратно, и ему не понадобился даже компас. Глядя на него, я понимал, насколько всё-таки отличаются возможности людей в лесу: там, где опытный взрослый мужчина не встретит трудностей, ребёнок или пожилой может погибнуть за сутки.
Резюмируем рекомендации перед уходом в лес:
— сообщайте родным, где будете собирать грибы и когда вернётесь;
— возьмите заряженный телефон, воду, зажигалку и свисток, а лучше не только их;
— оденьтесь ярко: между серой и красной курткой выберите красную;
— заблудившись — остановитесь;
— обозначьте себя, издавайте звук и экономьте силы.
Поисковики будут расширять зону поисков постепенно, поэтому, если вы ушли далеко от места входа, помощь придёт не сразу. Оставайтесь на месте — и вас найдут.
ВКонтакте Twitter Одноклассники