В феврале 2021 года стало известно, что власти хотят демонтировать старый Кузнецкий мост. От идеи как-то его облагородить или превратить в самый большой памятник города они отказались. Дело оставалось за малым: подготовить проектную документацию по демонтажу.
Прошло уже больше полугода, а мост всё так же стоит нетронутым. На вопрос о том, когда же начнутся работы, мэр Кемерова Илья Середюк ответил, что расчёты ещё ведутся, конкретные сроки пока называть рано. Вспоминаем историю старого Кузнецкого моста — пока есть возможность увидеть его воочию.
Коммунальный мост перестали использовать в 2006-м — сразу после того, как построили новый Кузнецкий мост, способный обеспечить более плотный транспортный поток и имеющий удобную кольцевую развязку. На какое-то время про старый мост забыли — ну стоит и стоит, — и он быстро превратился в пристанище для любителей городской романтики. Фотосессии и вечерние посиделки на нём стали обыденным делом.
Однако вид заброшенного моста быстро утомил горожан — и они начали предлагать варианты, что с ним можно сделать. Например, в 2017 году кемеровчанин предложил построить на базе моста многопалубный корабль, который станет торговым центром. И даже дал название будущему проекту — «Летучий голландец» — в честь иностранных колонистов «АИК Кузбасс». По его задумке, на судне можно было бы организовать площадку для мангалов и установить тарзанки, а под мостом — площадки для рыбаков.
Были и более простые и понятные идеи: сделать мост пешеходным. Об этом говорили ещё в 2017 году, тогда же Илья Середюк прокомментировал эту просьбу.
— Согласно действующему законодательству, мост — это единое дорожное инженерно-строительное сооружение, состоящее из комплекса взаимосвязанных элементов и имеющее конкретно определённое назначение — временное пребывание людей или транспортных средств в целях преодоления препятствия, в том числе водного. В этой связи использование старого коммунального моста, несмотря на тот факт, что в данный момент он не эксплуатируется, в иных целях не представляется возможным.
Тем не менее, от задумки полностью не отказались. Спустя год к теме вернулся тогда ещё врио губернатора Кузбасса Сергей Цивилёв. В ходе пресс-конференции он предложил накрыть коммунальный мост куполом и превратить его в мост искусств, чтобы организовывать там различные выставки. А также выделить пешеходную и велосипедную зоны.
— Это можно сделать красивый мост искусств, там можно вывешивать интересные работы художников, скульпторов, сделать какие-то кафешечки. И тогда этот мост будет востребован, потому что можно будет по этому мосту пешком или на велосипеде переехать на ту сторону.
В 2019 году мысль была по-прежнему жива. Сергей Цивилёв рассказывал, что власти проводят изыскания по коммунальному мосту, чтобы понять, сможет ли он нести пешеходную и велосипедную нагрузку. Если да — то мост собирались сделать продолжением набережной, которое напрямую соединит её с Сосновым бором.
Спустя полтора месяца экспертиза показала, что мосту требуется капитальная перестройка, уцелели только бетонные опоры, а металлические конструкции нужно менять. Реконструкцию Сергей Цивилёв обсудил с Джоном Вайдеманом — дизайнером «Парка Ангелов».
— Очень жаль, что всё находится в таком запустении. Однако теперь есть понимание, какой объём работ предстоит, и можно приступать к проектированию, — говорил тогда губернатор.
Он даже поставил этот проект в один ряд с Президентским кадетским училищем, Московской площадью, Кузбасс-ареной, Кассационным судом и Сибирским кластером искусств.
В итоге это ни к чему не привело — и в феврале 2021 года в городской администрации сообщили, что мост хотят деконструировать.
Если верить книге «История Сибири, Кузбасса в датах и событиях», то коммунальный мост начал функционировать в начале пятидесятых годов прошлого века. Согласно распоряжению председателя Кемеровского горисполкома М. Шунько №80 от 30 августа 1952 года, тогда состоялось открытие «пешеходного движения и проезд легковых и грузовых автомобилей грузоподъёмностью до трёх тонн, занятых на перевозке зерна, а также перевозящих хлеб, продукты и рабочую силу».
Это была настоящая махина — первый кемеровский мост. Его длина составляла 540,8 метров, ширина — 13,4 метров, он имел две полосы движения, два тротуара по 1,5 метра и трамвайный путь, а в ограждениях стояло по 208 чугунных вставок с каждой стороны.
Проектирование моста началось за девять лет до его открытия, а к 1944 году инженеры «Союзтранс-проекта» представили девять вариаций будущего моста. В мае 1946-го Совет Министров СССР официально разрешил Кемеровскому облисполкому начать возведение коммунального моста в городе Кемерово, а непосредственно к строительству приступили в ноябре 1947-го, когда выбрали подрядчика. Им стал Военморфундаментстрой.
Стройка длилась пять лет. Как рассказал корреспонденту A42.RU журналист и краевед Владимир Сухацкий, к строительству моста привлекали иностранных военнопленных — в частности, японцев и немцев. В Кемерове располагался трудовой лагерь, который имел несколько отделений на разных берегах Томи. Японцы базировались в районе нынешней Радуги, а немцы — около кемеровской ГРЭС. Позже к работе привлекли и заключённых, которых изолировали оградой от остальных рабочих.
Зимой 1968 года произошла самая крупная авария за всю историю коммунального моста: из-за морозов под -50 лопнул один из металлических пролётов и съехал с опоры. По мосту нельзя было проехать ни на транспорте, ни пройти пешком, поэтому власти организовали переправу по льду. К мосту с обеих сторон ходили автобусы — они доставляли горожан до ледовой переправы. Поломку устраняли почти три месяца.
Официально коммунальный мост закрыли 19 ноября 2005 года. Демонтировать его сразу не стали: на это требовались большие деньги. В итоге мост стоит уже почти 16 лет — и с каждым годом разрушается всё сильнее. Сколько он простоит ещё — пока неизвестно.
Фото: A42.RU; Валерий Непомнящий, Иван Кузнецов, Виталий Еланцев / сообщество «Мы из старого Кемерово»; Андрей Тарапата / oldkemerovo.ru
ВКонтакте Twitter Одноклассники