Стрельба, танцы и шитьё: как устроены кадетские училища для девочек

Сегодня в 12:35

Кемеровское президентское кадетское училище Министерства обороны открылось 1 сентября 2019 года. Спустя полтора года губернатор Сергей Цивилёв предложил расширить программу подготовки, чтобы в училище могли учиться не только мальчики, но и девочки. Сейчас власти подыскивают земельный участок для женского корпуса, проект которого ещё не утверждён, а родители уже обрывают телефоны с вопросами о сроках поступления и программе обучения.

Как будут учиться кемеровские воспитанницы кадетского корпуса, пока не знает никто. Мы предположили, что обучение будет устроено по аналогии с другими «девчачьими» заведениями Минобороны. Об их уроках и секциях, психологических и физических нагрузках, побегах и дальнейшей карьере — в нашем материале.

Когда в Кемерове появится кадетский корпус для девочек

Сергей Цивилёв впервые озвучил идею создать женский корпус на базе действующего Кемеровского президентского кадетского училища во время посещения Кузбасса Валентиной Матвиенко. Спикер Совета Федерации тогда сказала, что идею можно обсуждать, но «обычно Министерство обороны делает для девочек отдельные кадетские корпуса».

Владимир Путин идею строительства корпуса для девочек одобрил. Во время визита в Кемерово он остался доволен состоянием училища и подчеркнул, что опыт воспитания девочек есть и он успешен, что программа обучения сложная, и воспитанницы получают качественное образование и подготовку.

Позднее архитекторы представили проект нового мемориального комплекса с памятником герою войны Николаю Масалову. Судя по модели, комплекс расположится как раз между женским и мужским корпусами.

Вопрос выделения средств на строительство пока не решён и находится на рассмотрении федерального правительства. По словам губернатора, женское кадетское училище в Кемерове появится не ранее 2023 года, а курс мог бы состоять из 60 воспитанниц.

Какие девочки могут поступить в кадетский корпус

Все интернаты с военным уклоном, которые дают среднее общее образование, то есть замещают средние и старшие классы школы, можно разделить на две группы: одни относятся к Министерству обороны, другие — к департаменту или министерству образования субъекта федерации.

Учебные заведения Минобороны считаются более престижными, на каждое место традиционно высокий конкурс, порой больше 10 человек на место. При приёме не имеет значения регион проживания, столичная прописка не даёт никакого преимущества. Зато оно есть у детей военнослужащих, в том числе если родитель погиб. А так как военнослужащих в России много, шанс попасть в заведения Минобороны у детей гражданских родителей крайне мал.

— Обучение в суворовском военном училище и кадетском военном корпусе рассматривается правительством страны и руководством МО РФ как мера дополнительной социальной поддержки для военнослужащих и гражданского персонала ВС России. Исходя из этих принципов и производится приём в училища и кадетские военные корпуса в последние два года, — указано на сайте Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса.

В учебные заведения Минобороны приём проводят по окончании младшей школы, то есть девочек набирают, за редкими исключениями, только в пятый класс. В региональные заведения могут набирать ещё в восьмой и десятый классы, а иногда и в любой класс.

Как учатся в заведениях Министерства обороны

Минобороны принадлежат 7 президентских кадетских училищ, 11 суворовских училищ, Нахимовское военно-морское училище с 4 филиалами и 9 кадетских корпусов. Из этих девяти два созданы специально для девочек — это «Пансионы воспитанниц Министерства обороны РФ» в Петербурге и Москве.

Московский пансион открылся в 2008 году решением министра обороны, тогда это был Анатолий Сердюков. На сайте учреждения указано, что идея подобного образования в России появилась в 1764 году, когда Екатерина II открыла Смольный институт благородных девиц. Акцент в нём ставился на изучении танцев, музыки, рукоделия и «предметов светского обхождения».

Нет военной подготовки в пансионах и сейчас. Они скорее похожи на гражданскую продвинутую школу, вот только день расписан с семи до одиннадцати, а родителей можно увидеть лишь на каникулах.

Вступительные мероприятия можно пройти не только в Москве и Петербурге, но и в Омске и Новосибирске. В их числе: психологический отбор, нормативы по физкультуре, экзамены по русскому, английскому и математике. Во время обучения девочки видят мальчиков — обычно тоже кадетов — только на балах и совместных мероприятиях.

Классы постарше становятся профильными: есть медицинский, спортивный, экономический и даже дипломатический. Система допобразования включает более 50 секций, в том числе робототехнику, 3D-моделирование, управление дронами-беспилотниками. Уровень сдачи ЕГЭ выше среднего по стране, воспитанницы выбирают не только военные, но и гражданские вузы.

О минусах обучения выпускницы рассказывают в социальных сетях и интервью. В 2019 году анонимная воспитанница пансионата рассказала корреспонденту журнала Spletnik, что материальные условия и возможности для обучения в учебном заведении и в самом деле замечательные. А вот психологическая обстановка угнетающая: девочек наказывали за частные разговоры, не рекомендовали ходить к психологу, читали их переписку, угрожали увольнением родителей и использовали принцип коллективной ответственности, когда за проступок одной наказывали всех. Девочка не хотела там учиться, но боялась, что у родителей-военнослужащих будут неприятности, дошла до мыслей о самоубийстве, а затем решилась на побег, после которого её наконец перевели в обычную школу.

— Я училась, влюблялась, куда-то отпрашивалась, у меня началась жизнь нормального подростка. Всё, чем меня пугали, оказалось глупостью. В пансионе было очень много умалчивания, стукачества, и сейчас у меня большие проблемы с доверием к людям, — описала бывшая воспитанница итог своего отчисления.

О сложной программе и атмосфере строгого контроля, требующей психологической устойчивости, в целом предупреждают и документы самого учебного заведения. Из них очевидно, что учёба здесь подойдёт далеко не для каждого ребёнка.

Как учатся в заведениях регионов

Собственные кадетские корпуса или их аналоги есть в каждом регионе. Некоторые созданы специально для девочек, другие набирают из них отдельные классы. В Москве это, например, «Первый Московский кадетский корпус» — в с 2004 года он был единственным в стране, где принимали девочек.

В режиме интерната его ученицы живут в отдельной школе — она называется «Кадетская школа государственных воспитанниц». Помимо школьной программы воспитанницы изучают основы военной службы, получают навыки оказания первой помощи, обращения с оружием и стреляют в тире. Много внимания уделяют строевой подготовке, принимают участие в торжественных парадах. Выпускницы преимущественно нацелены на службу в МВД, на таможне, в Следственном комитете.

Воспитанницы могут уезжать домой не только на каникулах, но и на воскресенье. Им запрещено краситься, а телефоном можно пользоваться лишь в свободное время — около часа в сутки.

В 2018 году YouTube-продюсер урбаниста Ильи Варламова Майя Вольф поделилась воспоминаниями об учёбе в кадетском корпусе, которые вызвали большой резонанс: по её словам, кормили плохо, преподавание было слабым, ЕГЭ «все списали», а воспитанниц подталкивали к госслужбе, внушая, что «они никчёмны и больше ни на что не годятся, кроме тупого выполнения приказов».

— Считается, что в кадетке у всех хорошее воспитание. На самом деле нет, потому что туда отдают трудных детей на перевоспитание. В итоге никто не воспитывается, и озлобленные девушки идут на службу в МВД. Много детей из неблагополучных семей, — писала девушка в соцсетях.

Она упомянула, что в отличие от неё, многим воспитанницам учёба в корпусе понравилась.

В Кузбассе ближайший аналог кадетского корпуса для девочек — «Губернаторская женская гимназия-интернат». Гимназия находится около Кемерова, в селе Елыкаево. С 2017 года в 10 и 11 классах здесь дают кадетское образование, которое подразумевает углубленное изучение экономики, права и истории, а через систему допобразования ещё и основы военного дела, строевую и огневую подготовку, основы медицинских знаний и даже военную топографию. На сайте гимназии указано, что в 2020 году средний балл ЕГЭ по учреждению составил 61,8, а 24 воспитанницы набрали по трём предметам в сумме более 210 баллов.

В гимназию принимают девочек, окончивших восьмой или девятый класс. Кроме способностей к учебной, творческой и спортивной деятельности, от каждой кандидатки требуется рекомендация-направление от муниципальной администрации. Преимущественным правом при зачислении пользуются сироты, девочки из малообеспеченных многодетных семей и «оказавшиеся в экстремальных ситуациях, проживающие в отдалённых районах Кемеровской области».

Бывшая сотрудница гимназии, пожелавшая остаться анонимной, рассказала о схожих с московскими проблемах: тотальный контроль порой приводил к нервным срывам у воспитанниц.

Заведения не для всех

Отдать десятилетнюю девочку в закрытое учебное заведение с полувоенной атмосферой — серьёзный шаг. Условия, которые одну девочку подтолкнут развиваться, открываться и учиться, другую могут травмировать на всю жизнь. Стремясь обеспечить дочери место в престижном учебном заведении, родители не всегда могут оценить, насколько строгий распорядок и связанные с такой нагрузкой ограничения подходят именно их ребёнку.

Проблемы девочки-подростка во время обучения в кадетском корпусе или гимназии-интернате принципиально не отличаются от таковых в обычной школе. Но в закрытом коллективе, без возможности пообщаться с родными, сменить обстановку, в атмосфере жёсткого контроля и преувеличенной ответственности они могут многократно усиливаться.

Психологический отбор при приёме в основном направлен на выявление патологических состояний и не отвечает на вопрос, насколько обучение в кадетском корпусе подходит тому или иному ребёнку. Взвесить все «за» и «против» — обязанность исключительно родителей.


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники