СКК «Октябрьский» в Кемерове начали строить в 1977 году, а в 2007-м реконструировали в торговый центр «Лапландия». В сентябре 2021-го это здание с неясной судьбой: временно закрыто прокуратурой ради безопасности горожан, а собственниками выставлено на продажу.
Мы проследили эволюцию «Октябрьского» от лучшей концертной площадки города и затем крупнейшего молла к тому, что видим сейчас: месту с противопожарными и имиджевыми проблемами. И пытаемся понять, какие из них — родовая травма, каких можно избежать, и как они повлияют на будущее легендарного здания.
Новый спортивно-концертный комплекс в Кемерове начали строить в 1977 году, а закончили лишь спустя 10 лет, когда советская страна отмечала 70-летие Великой Октябрьской социалистической революции. По такому случаю СКК получил название «Октябрьский». Здесь был большой зал на 5000 мест, каток с искусственным льдом, зал бокса и множество помещений для занятий физической культурой.
Без малого два десятилетия в СКК «Октябрьский» проводили матчи и концерты, в 1988 году здесь выступал даже Виктор Цой. Спорткомплекс был домашней площадкой кемеровской команды по хоккею с шайбой «Энергия», которая играла в Высшей хоккейной лиге России — втором дивизионе после Суперлиги, предшественницы КХЛ.
Средств на поддержание здания в порядке не хватало с момента пуска, руководители спорткомплекса пытались увеличить доходы за счёт непрофильных коммерческих предприятий. Открывали кинотеатр и каток, налаживали аренду. В двухтысячных здание уже требовало существенного ремонта, а в фойе действовала постоянная торговая ярмарка.
Фонд имущества Кемеровской области продавал СКК «Октябрьский» с начала 2005 года, но желающих не находилось. В 2006 году его всё-таки купила красноярская ассоциация торговых и промышленных организаций «Алпи» за 330 миллионов рублей. К тому моменту новые владельцы оценивали состояние здания как критическое, отопления не было несколько лет. Спорткомплекс закрыли, хоккейную команду распустили, помещения перестроили, и в 2007 году «Октябрьский» открылся уже как ТРЦ «Лапландия».
Сеть «Алпи» на начало 2007 года включала 64 гипермаркета. Кроме торговли ассоциация занималась выращиванием индейки, производством соков и даже коммерческим банкингом. Однако в 2010 году «Алпи» обанкротилась. Один из основателей Алексей Подсохин в интервью NGS24.RU утверждал, что «Сбербанк» отказался пролонгировать компании кредит именно для того, чтобы завладеть перспективной «Лапландией».
— Нам говорят: «Вы обалденное здание построили — Кемерово, Лапландия, 100 тысяч метров. Отдавайте по отступным недвижимость, или посадим в тюрьму», — передавал слова представителей банка Подсохин.
В том же 2010 году «Сбербанк Капитал» провёл аукцион по продаже залоговой недвижимости. 24 торговых комплекса, принадлежавших ранее «Алпи», достались московскому АО «АМК-Фарма», представляющему интересы группы компаний «Регионы». Группа принадлежит предпринимателю Амирхану Мори и его племянникам Амирану и Алихану Муцоевым. В 2020 году в активах группы числились московский парк развлечений «Остров мечты», 22 торговых центра «Сибирский городок» и 7 торговых комплексов «Июнь».
Слухи о том, что здание перестраивали наскоро, и оно может в любой момент обрушиться, начали циркулировать даже раньше, чем завершилась реконструкция. Отчасти в этом была виновата сама «Алпи»: госэкспертиза проекта, получение разрешения на строительство и ввод здания в эксплуатацию сопровождались затягиванием сроков и конфликтами с надзорными органами.
— С ОАО «Алпи», которое является заказчиком и застройщиком реконструируемого здания СКК «Октябрьский», наши инспектора борются с лета прошлого года, — заявляла в 2007 году в интервью журналу «Строительный Кузбасс» Оксана Дементьева, первый заместитель начальника областной инспекции Госстройнадзора. — Руководство компании, нарушившей на данном объекте практически весь комплекс действующих в строительстве норм и правил, общается с контролирующими инстанциями весьма легкомысленно и даже странно. В ответ на все предписания по итогам проверок «Алпи» ограничивается своевременной оплатой штрафов. А грубейшие нарушения, которые впоследствии при эксплуатации ТРЦ могут привести к тяжёлым последствиям, остаются неисправленными.
«Алпи» строила здание специфично: выполняла этап за этапом, а части проекта согласовывала, по сути, задним числом, по факту уже выполненных работ. В ответ на претензии прокуратуры и запросы СМИ кивала на администрацию: мол, чиновники препятствуют заходу перспективного инвестора.
Илья Середюк, в 2007 году занимавший должность начальника управления городского развития, называл действия застройщика «недобросовестными», а тактику ведения стройки и общения с госорганами — «экспансивной».
Позднее, когда торговый центр всё-таки перестроили и сдали, в социальных сетях появлялись группы с названиями вида «Лапландия скоро рухнет», участники которых обсуждали опасность визита в новый ТЦ и делились фотографиями возможных нарушений. Долго будоражила умы кемеровчан огромная трещина, которую якобы обнаружили не то в фундаменте, не то в несущей стене и замазали шпатлёвкой. А кто-то даже заявлял, что ТЦ стал на метр ближе к Томи, постепенно сдвигается дальше и когда-нибудь «соскользнёт» в реку из-за болотистой почвы.
В 2012 году на форумах и в соцсетях говорили, что участник телешоу «Битва экстрасенсов» Мохсен Норузи, проезжая мимо «Лапландии», предсказал, что в торговом центре случится трагедия. «В один из праздников соберётся огромное количество людей и она рухнет, не будет ни одного выжившего», — якобы заявил «ясновидящий». Предсказание завирусилось, возможно, именно потому, что соответствовало ожиданиям кемеровчан.
Однако происшествий всё не случалось, конкретных сведений о проблемах «Лапландии» тоже не было. Дело ограничивалось слухами, анонимными свидетельствами «подруги, которая там работает» и фотографиями без привязки к месту. Конкретика появилась только в 2019 году.
В апреле 2019 года кемеровская администрация обратилась в арбитражный суд с требованием запретить эксплуатацию здания. В исковом заявлении упоминалось использование помещений не по назначению, несоответствие постройки техпаспорту, но самое главное — администрация утверждала, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после 2008 года не оформлялось, так как ответчик не обращался с соответствующим заявлением.
Вопрос о том, как же тогда «Лапландия» проработала 11 лет, остался за скобками. Суд назначил экспертизу, а до её результатов закрыл торговый центр для посетителей. Более двух тысяч человек временно остались без работы. Экспертиза заняла месяц, а устранение обнаруженных нарушений — ещё три. Их перечень не публиковали, потому что в арбитражных спорах все материалы дела доступны только его участникам; считается, что они содержат коммерческую тайну. Известно лишь, что нарушения были связаны с недостатками строительных конструкций и правилами противопожарной безопасности. Перед открытием собственники ТЦ заверили горожан, что всё устранили.
Однако в июне 2021 года «Лапландию» закрыли снова — и снова из-за нарушения требований пожарной безопасности, но на этот раз по инициативе прокуратуры. Поэтому сохранить подробности в секрете не получилось: через два дня Генпрокуратура опубликовала полный список нарушений. Выглядит он внушительно: помещения размещены не по проекту, отсутствуют эвакуационные двери, не разработана проектная документация автоматического пожаротушения и противодымной защиты, недостаточно синклеров и воды в системе, неправильные строительные материалы, и так далее, и тому подобное.
Справедливости ради, «Лапландия» оказалась не одинока — приставы закрыли ещё четыре старых кемеровских ТЦ: «Маяк», «Вселенную», «Гринвич» и «Спутник». В ответ на запрос корреспондента А42.RU прокуратура Кузбасса ответила, что сроки открытия зависят от того, когда собственники устранят выявленные нарушения. За три месяца сведения об устранении части нарушений предоставил только «Гринвич».
По итогам 2020 года «АМК-Фарма» понесла убытки в размере 555,2 миллиона рублей. Да и вся группа «Регионы» из-за пандемии коронавируса испытывала финансовые трудности и заложила в Сбербанке почти все ТЦ. В минувшем мае недвижимость — в том числе «Лапландия» — снова перешла к банку в счёт долгов, «Сбер Капитал» купил 100% долей «АМК-Фарма».
15 июля 2021 года ряд торговых центров «Сибирского городка», и в том числе «Лапландию», выставили на продажу через Portal DA — это сервис Сбербанка для реализации залогового и непрофильного имущества. Общая стоимость всех объектов — 8,2 миллиарда рублей. В какую сумму оценили именно «Лапландию», на сайте не указано. За полтора месяца покупателей не нашлось.
При том, что коммерческих площадей в Кемерове предостаточно — в «Лете» и «Облаках», к примеру, пустуют едва ли не целые этажи — горожане не раз жаловались на нехватку именно больших современных моллов. Безопасных, с набором разнообразных услуг и представителями известных брендов в списке арендаторов. Ладно, в городе нет IKEA, но хотя бы аналог новокузнецкой «Планеты» столица Кузбасса могла бы иметь. Но не имеет — и покупатели идут в перестроенные советские здания.
Ситуация, при которой в городе закрыта половина ТЦ, не радует ни власть, ни горожан. Арендаторы и работники пишут петиции, кемеровчане заваливают мэра вопросами в соцсетях и на площадке «Кузбасс Онлайн». При этом обвинять надзорные органы в излишней строгости не спешат даже самые недовольные. Век «реконструированных» ТЦ подходит к концу — и проклятая «Зимняя Вишня» очень чётко это обозначила. После той трагедии с нарушениями безопасности в Кемерове мириться не готовы ни люди, ни надзорные органы.
Нервная обстановка даёт почву для очередных слухов — так, 28 сентября в сети писали, что в «Лапландии» стрельба, пострадали два охранника. Однако сигналов о применении оружия, пострадавших или погибших в правоохранительные органы не поступало.
Между тем на подходе свежие конкуренты. Не очень далеко от «Лапландии», на пересечении Притомского и Московского проспектов, в 2023 году в рамках кластера искусств построят новый ТЦ «Молл». С площадью более 80 000 квадратных метров он станет крупнейшим в городе. Подробностей об устройстве нового ТЦ пока мало, но известно, что здание будет соответствовать современным требованиям безопасности. Место — перспективное, вокруг микрорайоны новостроек, Московская площадь, ледовый дворец «Кузбасс» и другие точки притяжения горожан. Для старых кемеровских торговых центров появление «Молла» — вызов, который наверняка переживут не все.
ВКонтакте Twitter Одноклассники