Виктор Карманов переехал в деревню Мозжуха, чтобы построить дом на новом участке и жить в нём. С начала стройки прошло 11 лет, но дорогу к участкам так и не сделали, каждую весну и осень она превращается в болото. В администрации Виктору сообщили: это не дорога вовсе, а проезд к личному участку, и содержать его не будут.
Как отличить официальную дорогу от неофициальной, кто должен её обслуживать и почему этого сложно добиться — в нашем материале.
Виктор начал строить дом в Мозжухе в 2010 году. Его мама работала в больнице и бесплатно получила 15 соток земли — такое право до сих пор сохраняется в Кузбассе у ряда льготников. Сам Виктор к тому времени демобилизовался из армии и устроился работать программистом. Семья давно мечтала уехать из тесного и душного города на сельский простор. Выбор пал на Мозжуху, потому что здесь уже жили родственники.
— Я с детства много времени проводил в деревне, у бабушки. Люблю природу, тишину, люблю работать руками. Большой дом для семьи был нашей давней мечтой, — рассказывает Виктор.
Процедура бесплатного получения земли довольно запутанная, выбирать конкретное место в ней можно, но с рядом ограничений. Участки по улице Совхозной находились немного на отшибе, но Виктор надеялся, что инфраструктуру со временем проведут: на кадастровой карте вокруг было много участков, не оставят же их без дороги?
Электричество сетевики в самом деле провели довольно быстро, а вот отсыпать дорогу администрация не торопилась. Письменно Виктор не обращался, а на словах ему говорили: погодите, дойдёт очередь и до вас. Стройматериалы для дома приходилось подвозить только в сухую погоду: в ливень 150-метровый отрезок грунтовки быстро раскисал, а руками цемент и доски не натаскаешься.
Строительство шло много лет, все работы выполняли своими силами.
— Помогали родители и сестра с мужем, — делится Виктор. — Было трудно, но работали с настроением — строили для себя.
Постепенно вырос красавец-дом: два этажа, жилая мансарда, достраивали летнюю кухню и баню. Городскую квартиру продали, деньги пошли на стройматериалы для достройки. Итого потратили несколько миллионов рублей. В 2020 году пришла беда — случился пожар. Остались только стены и обгорелый фасад.
— Причину так и не нашли. Проводка была новая, всё сделано хорошо. Спецы из МЧС потом отыскали на пожарище остатки удлинителя и говорили, мол, скорее всего, причина в нём. Но я в этом сомневаюсь, — подчёркивает Виктор.
После пожара нужно было срочно везти материалы для ремонта, и вопрос о дороге вновь встал ребром. В октябре даже начались работы: по словам Виктора, трактор срезал дёрн и верхний слой земли, но на этом всё остановилось.
Устав выслушивать обещания в поселковом теруправлении, Виктор написал официальное обращение в администрацию Кемеровского муниципального округа. Пришёл ответ (есть в распоряжении редакции): «выполнение мероприятий по отсыпке дороги к вашему домовладению запланировано […] в 2021 году».
— В мае 2021-го я звонил начальнику теруправления, узнал от неё, что работы будут проводиться в июне-июле, — вспоминает Виктор. — 2 июля даже приехал представитель администрации и, видимо, подрядчик. Походили, посмотрели и уехали. Больше я их не видел.
Виктор написал второе обращение — и получил ответ, который удивляет его до сих пор.
— Проезд к земельному участку с кадастровым номером […] не является автодорогой общего пользования местного значения, а является подъездом к данному земельному участку. В соответствии с действующим законодательством бремя содержания подъездов и проходов непосредственно к земельным участкам и жилым домам несут собственники данных жилых домов и (или) земельных участков, — гласил документ.
— То есть я получил противоположный предыдущим ответ: оказывается, раз дорога только до моего участка, то делать её не будут, — разводит руками Виктор Карманов. — Но это ведь неправда. Даже на кадастровой карте видно, что участков минимум четыре. Вон сосед справа тоже дом начал строить, а напротив — граница другого, он пару раз приезжал, разговаривали, что собирается огородить. В конце концов, где вы видели проезд «непосредственно к дому» длиной 150 метров?
Не поверив глазам, Виктор позвонил по указанному телефону исполнителя письма. Ему объяснили: дороги нет в специальном документе — перечне автомобильных дорог местного значения. Как она должна туда попасть, объяснить не смогли.
Разочарованный сельчанин стал писать обращения: в прокуратуру, на «прямую линию» губернатора, в МЧС, в областную администрацию и даже администрацию президента. Прокуратура не ответила, а обращения к властям спускали обратно в администрацию округа — и она снова присылала по существу тот же ответ. Виктор не выглядит рассерженным и эмоциональным: он просто с методичностью математика перепробовал все официальные способы решить свой вопрос.
В администрации Кемеровского муниципального округа корреспонденту A42.RU рассказали, что никакого противоречия между первым и вторым ответом не видят. В первом письме, где Карманову обещают отсыпать дорогу, речь идёт именно об основной улице с гравийным покрытием, от которой начинается спорный 150-метровый проезд. Улицу администрация и отсыпала в указанный срок. А сам спорный проезд, по словам представителя адмиинистрации, в перечне автодорог местного значения не числится, содержать его должны собственники участка, к которому он ведёт.
К слову, это касается и зимнего времени: в содержание дороги входит уборка снега. По словам Виктора, в предыдущие годы эту дорогу чистили вместе с остальными дорогами деревни. Но теперь могут и перестать.
Мы попросили юристов, специализирующихся на недвижимости, прокомментировать случай Виктора Карманова. По их словам, позицию администрации можно понять: нельзя использовать бюджетные деньги на объект, который де юре не существует. Местные власти проверяют прокуратура и счётная палата, а такие траты грозят уголовной ответственностью за нецелевое использование бюджетных средств. Поэтому прежде чем отсыпать дорогу, её нужно… признать дорогой.
Чтобы включить дорогу в реестр муниципального имущества, муниципалитету нужно сделать техдокументацию на дорогу, межевание, поставить на кадастровый учёт и зарегистрировать право собственности. И только после этого обслуживать за счёт бюджета.
Муниципалитеты имеют право принимать дороги на баланс, но жёсткой нормы, которая обязывала бы их это делать, не существует. Поэтому они, как правило, не горят энтузиазмом. Часто это происходит только по представлению прокуратуры и решению суда. Например, населённые пункты регулярно прирастают брошенными дорогами предприятий. Типичная история одного суда: СССР, леспромхоз, жители окрестных домов ездят по его дороге. Предприятие приватизируют, дорога становится частной, но для окрестных жителей мало что меняется. А потом предприятие разваливается — и встаёт вопрос: кто будет обслуживать разрушающееся дорожное покрытие? Если никакой другой дороги к домам нет, прокуратура обычно настаивает: взять её на баланс — именно обязанность администрации.
Однако в случае с относительно коротким проездом принимать его на баланс в качестве дороги не обязательно.
— Очевидно, что спорный участок дороги является землями общего пользования, предназначенными для проезда и прохода неопределённого круга лиц, — комментирует ситуацию Яна Александрова, руководитель практики «Земля. Недвижимость. Строительство» коллегии адвокатов «Юрпроект». — Распоряжением Росавтодора от 12.05.2015 N 853-р утверждён «ОДМ 218.6.015-2015. Отраслевой дорожный методический документ…», согласно которому в перечень категорий улиц для населённых пунктов сельского типа включены хозяйственные проезды. Я полагаю, администрация лукавит, когда говорит, что бремя содержания подъездов лежит на собственниках домов. В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», дорожная деятельность в границах населённого пункта относится к вопросам местного значения поселения. Бремя содержания лежит на собственнике лишь в границах своего участка, а не на всей прилегающей территории. Существует судебная практика, когда суд обязывал муниципалитет обеспечивать надлежащее содержание хозяйственных проездов — например, решение Сысольского районного суда республики Коми по делу 2-194/2017. Поэтому в случае отказа муниципалитета благоустроить проезд в досудебном порядке Виктору следует обратиться в суд с требованием об обязании администрации обеспечить содержание проезда.
Виктор Карманов уверен в своей правоте: другого проезда к нему и соседям нет, а участок длиной 150 метров, по его мнению, не может быть «непосредственным подъездом к домовладению» на обслуживании у жителей.
— Проблема сейчас встаёт особенно остро, так как после дождей всё развезло. У меня проблемы с доставкой угля и стройматериалов для восстановления после пожара. А случись что — ни пожарные, ни скорая не проедут. Можно ложиться и помирать, — заключает сельчанин.
Виктор по-прежнему работает программистом и по-прежнему твёрдо намерен жить в Мозжухе. Он действительно планирует подать в суд, чтобы обязать администрацию взяться за дорогу. Сочтёт ли суд обстоятельства достаточными, предсказать сложно. Ну а пока идёт разбирательство, Виктор продолжает носить доски от улицы до дома в руках.
ВКонтакте Twitter Одноклассники