Религиоведы оценивают количество мелких сект в России в несколько тысяч, крупных — около 80. Кришнаиты, сатанисты, сотни псевдохристианских, неоиндуистких и оригинальных объединений действуют в стране. Не все, но многие из них опасны.
Из школ йоги и тренингов личностного роста порой прорастают убийства, потеря всего имущества, разрыв дружеских и семейных связей. Как отличить безобидное религиозное течение от деструктивной секты, и какие из них действуют в Кузбассе прямо сейчас, корреспонденту A42.RU рассказал историк, религиовед, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев.
Секты часто ассоциируются с потерей денег и квартир, с жестокими обрядами и убийствами. Однако это лишь крайние проявления деструктивности. Большинство сект менее заметны и способны годами не привлекать к себе внимания правоохранительных органов.
В религиоведении сектой называют любую религиозную общину, отколовшуюся от доминирующей церкви или развивающую оригинальное вероучение.
В светских российских законах, в частности, в федеральном законе «О свободе совести…» слова «секта» нет вовсе: государство различает религиозные организации и религиозные группы. Последние могут быть незарегистрированными, но им тоже гарантировано право совершать «другие религиозные обряды и церемонии», а также осуществлять «религиозное воспитание своих последователей». Единственное ограничение — цели и действия группы не должны противоречить закону.
В результате большинство групп, которые религиоведы называют сектами, законом не запрещены. В этом легко убедиться, открыв список террористических организаций на сайте ФСБ (их всего 36) и список запрещённых экстремистских организаций на сайте Минюста (их 88). Оба списка практически не пересекаются с аффилированными с РПЦ справочником Российской ассоциации центров изучения религий и сект и энциклопедией «Азбука веры». Точнее, пересечения минимальны — это «Свидетели Иеговы» (организация запрещена в РФ), «Аум Синрикё» (организация запрещена в РФ), известная терактом в токийском метро, и считанные единицы неоязычников. Ещё ряд организаций — например, саентологических — попали в список нежелательных. Остальные группы — их несколько сотен — действуют вполне легально и попадают в поле зрения полиции только после конкретных преступлений.
— Угрозы в сфере духовной безопасности бывают как религиозного, так и нерелигиозного характера, — рассказывает Роман Силантьев. — Деструктивные идеологии проявляются по-разному: это могут быть террористические организации, субкультуры, даже игры в социальной сети. Но эффект схож: они вредят людям. В лучшем случае они чреваты потерей времени и денег, в худшем склоняют к террору. Кроме того, разрушают институт семьи и в принципе традиционные институты общества.
По оценке десятилетней давности, в Кемеровской области действовали более двухсот групп с признаками секты. Мы собрали информацию о самых крупных и заметных.
Она же «Дети Солнца», «Театр Духа», «Страна Света» и тому подобное. Самобытная кузбасская секта зародилась в районе 1992 года в посёлке Ключевом под Мысками. По данным РАЦИРС, её основатели — супруги Наталья и Кузьма Серебренниковы. Ануровцы верят в верховное положительное божество и противостоящее ему отрицательное. Они считают, что бог сотворил квадрат из орла, тельца, человека и льва, в центре которого находится Грааль — повелитель космоса. Серебренниковы утверждают, что у них лично забил «источник вечной жизни», эликсир бессмертия, и им дано от бога новое откровение. Ещё они верят, что земляне — потомки 114 000 жителей Венеры, перевоплощающиеся из одной жизни в другую.
При наступлении скорого конца света ануровцы собираются, набрав «огненной энергии», вознестись в вечный город Солнца. Шанс вознестись есть у всех — для этого нужно лишь отказаться от материальной грязи и ограничить себя в питании. Материальная грязь — это, по мнению лидеров, квартиры, машины, золото, ценности и половина зарплаты. Всё это нужно отдать в фонд секты.
Членам секты запрещается есть мясо и принимать лекарства, не рекомендуется отдавать детей в школу. Они считают, что могут исцелять людей с помощью космической энергии — в том числе от сифилиса, гепатита и СПИДа.
В 2000-е секта организовала театральные коллективы и проводила гастроли по Сибири и в Москве. Тогда же в местной прессе прошла серия разоблачительных репортажей: журналисты рассказали о семьях, в которых дети остаются без образования и лечения. К 2018 году секта серьёзно беспокоила мысковчан. По словам обеспокоенных родителей, влияние «Страны Анура» лишь выросло: сектантов более 600 человек, они занимают целые улицы и тесно сотрудничают с местной администрацией и руководством одной из школ.
Секта выстроилась вокруг фантастических книг Владимира Пузакова «Звенящие кедры России». Первую — «Анастасия» — он написал в 1996 году под псевдонимом Мегрэ. В книгах автор описывает знакомство с девушкой со сверхъестественными способностями, якобы живущей в сибирской тайге.
Последователи секты верят, что Анастасия существует в реальности и принадлежит к древней расе ведруссов. Знает все языки, не болеет, способна исцелять, владеет телепатией, телепортацией и телекинезом, и не раз защитила Землю в войнах против инопланетян. Кедры, по мнению анастасийцев, накапливают «космическую энергию» и способны лечить болезни.
Чёткого канона и иерархии у секты нет.
По примеру героини книг Мегрэ сектанты хотят жить в «родовых поместьях» — продают квартиры, разрывают социальные связи и уезжают на природу. От обычных любителей сельской жизни отличаются тем, что не оформляют имущественные права, как правило, отказываются от медицинской помощи и прививок, порой вовсе не водят детей в школу. Многие придерживаются строгой вегетарианской диеты.
— В Кузбассе эта секта тоже представлена, есть уголовные дела вследствие смерти детей от истощения, — рассказывает Роман Силантьев. — Если младенца кормить одними фруктами, он просто не вырастет. Тем не менее, хватает людей, готовых убить близких таким изощрённым способом.
На сайте секты указано, что в Кузбассе у них 8 поселений, а всего в России — более 360.
Секта зародилась в США в 1870-х годах из кружка чтения Библии протестантов-андвентистов. Основатель Чарльз Рассел учил о скором пришествии Христа и рае для избранных. Чтобы попасть в число этих избранных, нужно порвать с обычным окружением, перейти на работу в общество иеговистов, вносить пожертвования и много проповедовать. По мнению иеговистов, традиционные христианские конфессии заблуждаются в трактовке большинства сюжетов Библии — секта даже сделала её собственный перевод.
Иеговисты не прививаются и не переливают кровь. Они ярко выраженные пацифисты, отказываются служить в армии. Исследователи называют иеговистов прежде всего финансовой пирамидой: секта существует за счёт пожертвований и труда постоянно вовлекаемых новичков.
По данным самой секты, у них более 8 миллионов членов по всему миру, в том числе 175 тысяч — в России. В 2017 году Верховный суд РФ признал Свидетелей Иеговы со всеми их подразделениями экстремистской организацией.
Точное количество общин в Кузбассе неизвестно, но они традиционно активны: лидеров ячеек задерживали здесь в 2020 и 2021 годах за организацию собраний и привлечение новых членов.
«Свидетелей СССР» (организация запрещена в РФ) ещё называют «Гражданами СССР» и некрокоммунистами. Они убеждены, что Советский Союз продолжает существовать, а они — его граждане. И потому не обязаны соблюдать действующее российское законодательство, оплачивать услуги ЖКХ и банковские кредиты.
— Лидеры секты считают, что Советский Союз жив, а они — его законные власти, — рассказывает Роман Силантьев. — За три тысячи «оккупационных» рублей они оформят вам практически настоящий советский паспорт. Советские рубли, что характерно, к оплате не принимают. Они у нас пытались зарезать раввина в Краснодаре, сожгли вышку сотовой связи и устроили массовые антиковидные беспорядки в Северной Осетии, чуть-чуть не совершили теракт в Ижевске — вовремя были остановлены.
Похожие группы существуют и в других странах, например, «суверенные граждане» в США или рейхсбюргеры в Германии. Последние верят, что Германская империя (или, как вариант, Третий рейх) не распалась. Сектанты торгуют «подлинными» документами, постоянно вступают в судебные споры и иногда устраиваются теракты. В России «Свидетели СССР»* проводят конференции и выборы в «советские органы власти», заваливают офисы банков требованиями принимать купюры СССР или прекратить взимать долги.
— «Свидетели СССР»* часто занимаются «бумажным терроризмом» — замедляют работу органов власти и судов совершенно безумными обращениями, на которые те вынуждены писать вежливые ответы, — поясняет профессор. — Обращения вида «а предоставьте нам оригинал Конституции России, ведь по нашим данным, РФ — это коммерческая оккупационная структура, срок годности которой истёк» и далее в том же духе. В эту секту в России вовлечено более 50 тысяч человек, последователи встречаются в Кемеровской области в немалом количестве.
Пятидесятники — протестантское движение, возникшее в начале XX века, на данный момент — одно из самых многочисленных. Оно насчитывает множество ответвлений, которые отличаются незначительно. На территории России, как правило, называют себя «христианами веры евангельской». По словам Романа Силантьева, сами по себе эти многочисленные деноминации деструктивными не являются.
— Особенность протестантизма в том, что на территории одной страны может быть десять объединений под названием, условно, «Церковь Бога», десять — «Церковь Христа», ещё десять — «Церковь Бога нашего Христа» и так далее. Секта — это не что-то обидное, это просто вторая стадия эволюции религиозного течения, когда его сторонников становится больше и появляется некая внутренняя иерархия. Секта может стать деноминацией, затем конфессией, а если очень повезёт — то религией. Далеко не все секты деструктивны, — отмечает Роман Силантьев.
По словам учёного, любая религия может стать средой для появления тоталитарной секты, будь это православие, протестантизм, ислам или буддизм.
— Баптисты и адвентисты в число деструктивных сект не входят, хотя и в их среде всякое бывает. В целом они мирные, но вполне можно и там тоталитарную секту обнаружить, вернее, тоталитарного пастора. Как, впрочем, и в православии: церковь у нас нормальная, но внутри может всякая сволочь завестись, даже под видом прихода. Случаев, подобных Сергию Романову — десятки, если не сотни, — подчёркивает профессор.
В Кузбассе деструктивные движения с протестантскими корнями действовали в 2010-х: организация «Преображение России», появившаяся в Кемерове, занималась похищением людей с алкоголизмом и наркоманией по всей России. Её лидеров осудили за убийство и создание организации, в которой использовался принудительный труд. Секта «Новое Поколение» продвигала деструктивные политические идеи.
Для неопятидесятнических богослужений характерны экстатические практики: верующие под воздействием пастора впадают в транс, громко кричат, «говорят» на неизвестных языках, падают на землю. По мнению сотрудников РАЦИРС, с традиционным протестантизмом эти ответвления связаны лишь косвенно. Для них характерна полная зависимость адептов от пастора и жестокая эксплуатация рядовых членов. Количество неопятидесятнических объединений в Кузбассе исчисляется десятками.
— Линия между опасной и безопасной организацией очень тонка, — подчёркивает Роман Силантьев. — Упрощённо говоря: когда над людьми начинают издеваться, это уже секта. Когда духовный лидер, так сказать, «злоупотребляет служебным положением», заслоняет собой Бога, когда ты не Бога должен любить, а некоего старца. И у протестантов такое бывает, и у православных. Настоящий священник помогает человеку приблизиться к богу, но сам при этом богом ни в коем случае не становится.
В деструктологии в одном ряду с сектами рассматривают все субкультуры с негативной основой. И суицидальные игры в соцсетях типа «синих китов», и школьные расстрелы, и субкультура «блатной» романтики АУЕ (организация запрещена в РФ), и даже стремление делать экстремальные селфи на крышах имеют признаки секты.
Такие субкультуры от собственно сект отличает отсутствие организационной структуры и чётко оформленного канона. Однако Роман Силантьев приводит множество признаков того, что они постепенно формируются. Например, для школьных стрелков каноном становятся действия старшеклассников Харриса и Клиболда во время массового убийства в школе «Колумбайн» в 1999 году. Эти двое тщательно спланировали атаку на школу, использовали взрывные устройства и дробовики, убили 13 человек и ранили ещё 23, после чего покончили с собой. Последующие стрелки по всему миру стремятся так или иначе им подражать. Это касается и России: нападения на школы произошли в Казани, Керчи, Перми, Улан-Удэ, Благовещенске и ряде других городов. Ещё больше нападений удалось предотвратить, в том числе три атаки успели предотвратить в Кузбассе.
— Как правило, это люди определённого склада психики, которые заявляют, что они сверхлюди, — рассказывает учёный. — А главное доказательство их сверхчеловеческой сущности — право решать, кому жить, а кому умереть.
По словам Романа Силантьева, школьные расстрелы — это не последствие травли, а проявление мизантропической, или человеконенавистнической идеологии с элементами социального дарвинизма.
— Клиболд и Харрис убили одноклассников, а потом и сами себя в день рождения Гитлера. После них остались дневники, из которых следует, что они не только любили фашистов, но и считали себя вправе убивать «зомби», или «биомусор» — то есть всех остальных.
Их подражатели стремятся повторить эти действия: одеться определённым образом – чёрные куртки, берцы, перчатки, нож, дробовик. Написать на одежде «ненависть» или «бог». Прийти в учебное заведение, начать убивать всех с порога. При этом перед атакой колумбайнеры так или иначе предупреждают окружающих о своих намерениях.
— Клиболд и Харрис вели дневники, а Бекмансуров вообще четыре года всем рассказывал, что хочет всех убить, — говорит Роман Силантьев. — Десятки людей слышали, что он хочет расстрелять школу — и никто не придал этому значения, ему спокойно продали дробовик, как только ему исполнилось 18 лет. Они не вступают в переговоры и не берут заложников, а сам процесс сравнивают с естественным отбором.
Причины появления колумбайнеров, по словам учёного, комплексны и сложны. Они несводимы к школьной травле, хулиганским побуждениям, психическим заболеваниям. Практически никого из колумбайнеров не травили, все они осознавали, что делают, долго планировали, осознанно обходили психологические тесты. Практически все — тихие хорошисты, среди них нет двоечников-хулиганов и ботаников-отличников.
— Есть люди, по разным причинам предрасположенные к тому, чтобы убивать. Их не очень много в процентном отношении, но количественно достаточно. Эту энергию им нужно куда-то выплеснуть. Колумбайн — это просто модная форма выплеска этой энергии. При царе они пошли бы в народовольцы и взрывали жандармов. При коммунистах стали бы последователями Чикатило. Ещё пять лет назад вступили бы в ИГИЛ (организация запрещена в РФ). Надо честно признать, что такие люди будут всегда, и учиться их выявлять, — подчёркивает Роман Силантьев.
По той же причине учёный не считает идеалом советский опыт.
— Пионерская организация никак не препятствовала стрельбе в школе. У нас пионеры и комсомольцы совершали массу преступлений. Более того, подростковая преступность [в поздний советский период] была существенно выше. Район на район дрались тогда, а не сейчас. Травили в школах тоже вовсю, можете советский фильм «Чучело» пересмотреть, он отражает [реальные процессы].
По словам Романа Силантьева, в Кузбассе предотвратили три нападения на школы, а в Приморском крае — уже пятнадцать атак. Колумбайн (запрещён в РФ)* сложно назвать сектой в полном смысле этого слова, тем не менее, достаточно признаков, чтобы описать и внести в список экстремистских организаций — возможно, это произойдёт в ближайшем году. Включение в список будет полезно для широкого изучения и внимания к этому феномену.
— Каждый педагог и родитель должны знать, что такое колумбайн, и понимать, что если подросток грозится всех убить, он, возможно, не «просто прикалывается», и к этому стоит как минимум серьёзно отнестись, — подчёркивает учёный.
Несмотря на то, что в XXI веке Кузбасс стал местом зарождения сразу нескольких сект общероссийского масштаба, по сравнению с соседями в регионе безопасней.
— В принципе, Кузбасс — регион достаточно спокойный, — отмечает Роман Силантьев. — Конечно, есть «Свидетели Иеговы» (организация запрещена в РФ), «Свидетели СССР»*, неоязычники и ваххабиты, которых здесь неоднократно ловили. Но у многих ваших соседей ситуация похуже: в Красноярске секта Виссариона, в Новосибирске и случаи колумбайна (организация запрещена в РФ), и ваххабитская банда «Новосибирский джамаат» (организация запрещена в РФ), в Томске действует секта Ахиневича (организация запрещена в РФ). Кемеровская область отличается в лучшую сторону, мы не относим её к числу проблемных.
Лёгкого решения проблемы сект нет. Ключи к духовной безопасности — повышение качества образования, осведомлённость педагогов, родителей и подростков о том, что такое секты и чем они опасны. Для школ и вузов актуально развитие психологической службы.
В противодействии деструктивным религиозным сектам велика роль традиционных конфессий. В противодействии нерелигиозным — развитие критического мышления, навыков фактчекинга, информационной гигиены.
* Организации запрещены в РФ
ВКонтакте Twitter Одноклассники