Объездную дорогу вокруг Кемерова по конкурсным документам планировали достроить в 2027 году. Губернатор Сергей Цивилёв ставит задачу завершить её уже в 2024-м, но оговаривается, что это будет непросто. Где точно пройдёт новая платная дорога, когда построят третий мост через Томь и как обустроят первый в России лосиный переход над трассой — в нашем материале.
Транспортный обход вокруг Кемерова запланировали ещё в 1970-х годах, но строительство откладывали. Потом в Советском Союзе началась перестройка, всем резко стало не до дороги. К 2021 году Кемерово — единственный областной центр за Уралом, не имеющий автомобильного обхода. Весь поток транзитного транспорта с запада на восток проходит прямо через оживлённый центр города — это 12-15 тысяч большегрузов в сутки. Фуры радикально ухудшают качество воздуха и уничтожают дороги, ремонт на проспекте Кузнецком, улицах Терешковой и Нахимова практически не прекращается.
— Выполняя поручение президента Российской Федерации, мы приступаем к строительству в этом году. Это будет дорога протяжённостью 47 километров с мостом через реку Томь, четырьмя разноуровневыми развязками и уникальным переходом для диких животных, — рассказал Сергей Цивилёв во время выступления с бюджетным посланием 24 ноября.
По конкурсной документации строительные работы запланированы до 30 ноября 2027 года. Губернатор, однако, поставил более амбициозный срок.
— Если не нарвёмся на какие-то серьёзные препятствия, то при очень бешеных темпах строительства реально дорогу построить за 2022, 2023 и 2024 годы, — рассказал он журналистам уже после оглашения послания. — Эта дорога не только уберёт от нас поток [транзитного транспорта], изменит экологию города Кемерово, но и повлияет на развитие всей нашей северной агломерации.
При этом губернатор не исключает, что во время строительства можно столкнуться с препятствиями. Если они будут объективными, власти разрешат сдвинуть сроки.
Строить дорогу будет «СДС-Строй». Компания была единственным участником торгов со стартовой стоимостью 54,8 миллиарда рублей. Крупнейший московский подрядчик АО «Стройтрансгаз» подал жалобу в ФАС с просьбой отменить торги, но затем отозвал её без объяснения причин. Торги признали несостоявшимися, но заявку единственного участника — соответствующей требованиям, поэтому, следуя закону, контракт заключили с ним.
Ранее ТАСС сообщал, что строительство будут финансировать в рамках государственно-частного партнёрства, а для возврата частных инвестиций дорога будет платной.
Точную карту с новой дорогой впервые продемонстрировали тоже во время бюджетного послания.
Официально дорога называется северо-западным обходом города Кемерово и начнётся на 221-м километре федеральной трассы Р-255 в районе Топкинского кольца. Затем пройдёт севернее посёлков Дедюево, Благодатный и Звёздный, здесь будет вторая развязка — со старой юргинской трассой. Обход пересечёт Томь: для этого построят долгожданный третий мост примерно в четырёх километрах севернее села Верхотомское. Пройдя над яшкинской трассой через третью развязку, дорога снова соединится с Р-255 на участке уже после Кемерова, но до поворота на Промышленновский и Кедровку.
Ещё одна сложность, которую строителям придётся учесть — лосиные тропы. Если не знать зоологию, может показаться, что это простой вопрос: дорогу построят, станет шумно, лоси выберут себе другой путь. На деле же маршруты сезонной миграции лосей сохраняются столетиями, и если проложить дорогу через лосиную тропу, животные всё равно будут её пересекать, а риск столкновений многократно возрастёт.
По словам губернатора, именно на маршруте, где пройдёт дорога, такой риск особенно высок. Знаменитая Томская писаница потому и содержит много изображений лосей, выбитых на камне — они здесь мигрировали и на них активно охотились, используя скальный рельеф.
Базовое решение для избежания столкновений с крупным рогатым скотом, которое применяют в России — обустройство скотопрогонов. Обычно это тоннель под дорогой, ниже уровня движения автомобилей.
— Я собрал профессионалов, которые в животном мире разбираются. В эти скотопрогоны домашний скот загнать можно, он туда пойдёт. Но лося в этот скотопрогон, сказали мне, вы не загоните ни при каких обстоятельствах. Он всё равно пойдёт через трассу, потому что привык здесь ходить. […] У нас в стране нет аналогов, но за рубежом есть проходы для животных. Например, вот есть холм, по нему идут лоси. Обычно как дорогу строят: холм прорезают, в середине дорога. А сейчас нет: мы этот холм оставим целиком. Дорога пройдёт внутри, а холм как был, так и останется. Лось как видел путь через лес, так он и будет видеть, как ходил по тропе, так и будет ходить, – рассказал Сергей Цивилёв.
Такое строительное решение, скорее всего, обойдётся дороже, но оно лучше и с точки зрения экологии, и с точки зрения безопасности дорожного движения. Сбережёт немало жизней — и лосиных, и человеческих.
В состав дороги войдёт долгожданный третий мост через Томь. На карте он вписывается в отрезок дороги с пометкой «второй этап». Всего этапов три. Однако губернатор, показывая карту, отметил, что найти специализированную организацию и построить мост постараются «в первую очередь», чтобы открыть движение между берегами, хотя бы в технических целях.
В других крупных городах жители иногда используют объездные и кольцевые дороги для того, чтобы добраться без пробок на противоположный конец города: расстояние больше, но в целости нервы, а разница во времени невелика. Однако для кемеровчан, судя по карте, новый мост таким вариантом не станет. Например, пробку на Кузнецком-Нахимова будет невыгодно объезжать даже тем, кто движется из Заводского района в Боровой или Кедровку — слишком уж велик будет крюк. Например, путь с улицы Рабочей до Кедровки с выходом на новую развязку по старой юргинской трассе займёт около 50 километров.
Впрочем, есть надежда, что когда из города уйдёт 10-15 тысяч ежедневных большегрузов, пробки на Кузнецком просто не будет.
Кроме того, нужно помнить, что новая дорога станет платной. Какой будет стоимость проезда, назначат её на определённый срок или бессрочно — пока никому не известно. Когда такой механизм использовался в других регионах России, цены очень разнились в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, в Удмуртии в 2017 году объезд по новому участку с мостом общей протяжённостью 14,7 километра обходился водителям в 450 рублей. А проезд по участку трассы М-3 в Калужской области протяжённостью 70 километров стоит для легковых машин от 70 до 170 рублей.
Очень распространённой является практика, когда проезд делают платным до возврата инвестиций или частичной компенсации затрат, после чего плату отменяют. Похожая ситуация была с трассой Алтай – Кузбасс: проезд был платным чуть более 11 лет, с 1998 по 2010 год.
ВКонтакте Twitter Одноклассники