Гажу где хожу: неприглядная сторона собачьего вопроса

16 ноября в 17:35

Сколько в Кемерове домашних собак, никто точно не знает — статистики нет. По весне, до которой осталось меньше месяца, становится очевидно, что много. Повсюду всплывает, так сказать, собачий вопрос. При этом в городе нет и двадцати площадок для выгула. Разбираемся, почему их так мало, как это можно исправить, главное, нужно ли.

Двор — минное поле

В Кемерове живёт более 500 тысяч человек, а оборудованных мест для выгула собак — всего 18. Итого получается по 27 тысяч человек на одну площадку. Конечно, не у каждого кемеровчанина есть собака, но соотношение всё равно так себе.

На днях горожане снова напомнили о проблеме — на этот раз в соцсетях губернатора.

— Почему в городе нет площадок для прогулок собак, конкретно — Рудничный район? Возле школы № 36 и садов № 19 и № 91 просто минное поле! Дети вереницей идут в школу и сады, и пройти негде, везде валяются фекалии! […] Собачники толпой ходят также в лес, в бор, единственное чистое место района, и гадят там тоже, не убирают за собой! Решите этот вопрос, собак тьма, а бессовестных собачников ещё больше, — возмущается горожанка.

Другие комментаторы предполагают, что увеличение количества площадок, жёсткий контроль и штрафы помогли бы решить проблему. В этой простой инструкции легко споткнуться о первый же пункт: кто будет строить площадки и за чей счёт?

Кто должен строить места для выгула

Администрация Кемерова тоже прокомментировала вопрос.

— Для обустройства площадок для выгула собак на придомовых территориях близлежащих домов жителям указанных домов на общем собрании необходимо принять соответствующее решение и определиться с порядком и источником финансирования работ. В случае принятия положительного решения управляющая компания обязана осуществить действия, направленные на его исполнение, — разъяснили в мэрии.

Проще говоря: жители должны скинуться и заказать площадку сами. Ровно так же, как они заказывали, например, шлагбаум.

Свободной городской земли в густонаселённых районах нет, а если есть, то ей найдут применение поважнее, чем под выгул собак. Что до придомовой территории, её судьбой могут распоряжаться только сами жители через управляющую компанию — вот примерно об этом мэрия и говорит в своём ответе.

Люди, однако, увидели в нём уход от ответственности.

— Мэрия от решения вопроса самоустранилась, — заявил один из жителей.

Пожалуй, это не совсем верно. Вопрос о местах выгула пытаются решать. Последний подход к снаряду был в минувшем сентябре: администрация выпустила постановление, в котором выгул собак разрешён везде. Исключения — детские и спортивные площадки, образовательные, спортивные, культурные и религиозных учреждения. В парках гулять можно, но не во всех: запретны для собак «Парк Ангелов», «Антошка», парк Победы имени Жукова, «Парк Чудес», «Лесная сказка», Московская площадь и площадь Советов.

Так что сосед, выгуливающий собаку на клумбе под окном, ничего не нарушает, кроме психологического состояния соседки, которая эту клумбу засаживала. Если, конечно, соблюдает правила, прописанные в федеральном законе «Об ответственном обращении с животными»: собака должна быть в поводке и наморднике, а хозяин обязан «обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования». Но этот европейский обычай в Сибири пока недостаточно популярен, хотя подвижки всё-таки есть.

Кто должен убирать за собакой

По разговорам с кемеровскими собачниками очевидно, что сознательности пока недостаёт очень многим. Если по поводу уборки фекалий в подъезде имеется какой-никакой консенсус, то насчёт пустырей и упомянутого выше бора — вовсе нет.

— Я часто гуляю в бору, — рассказывает хозяин спаниеля Антон. — Я понимаю, если собака от лифта «не донесла», убрать, конечно, надо. А в лесу-то — о чём речь, зачем там убирать? Что естественно, то не безобразно. Не буду же я по кустам его удобрения выискивать.

— У нас в Ленинском районе площадок для выгула я не знаю, — говорит владелица карликового шпица Елена. — Мне они не нужны, я живу рядом с гаражным кооперативом, там вокруг по сути пустырь. Если честно, не убираю ничего. Не думаю, что мои прогулки с собакой там кому-то мешают.

— Я бы ходил на специальную площадку, будь она близко, — рассказывает кемеровчанин Евгений, — но мой Том долго терпеть не может. Я всегда убираю в пакетик и выкидываю в урну. В этом нет ничего сложного, но многие соседи так не делают.

Хозяин собаки, не убравший кучу у подъезда, нарушает закон, но штраф за нарушение пока отсутствует в КоАП РФ. В Москве и ряде других субъектов федерации на эту тему действуют региональные законы, но их, что интересно, периодически отменяет Верховный суд как противоречащие федеральному законодательству. В Кузбассе ответственность тоже была прописана и тоже была отменена ещё в 2012 году. Так что ни о каком жёстком контроле и штрафах пока не может быть и речи.

Даже там, где штрафы действуют, привлечь к ответственности нечистоплотных хозяев непросто. Установить личность нарушителя могут лишь сотрудники полиции, у которых хватает дел поважнее.

Почему площадку сложно построить

Итак, если собачники не готовы убирать фекалии, возможно, постройка новых площадок для выгула — действительно выход из ситуации? Однако и тут всё непросто.

— Чтобы построить площадку для выгула собак, понадобится организовать общее собрание жильцов, на котором больше половины выскажется за постройку и определит источник финансирования, — объясняет Елена, директор одной из кемеровских управляющих компаний. — Затем внести изменения в проект благоустройства, затем согласовать его с городом, затем нанять организацию, которая площадку построит. Самим, «своими силами» ничего строить нельзя.

По словам Елены, уже на этапе собрания бывает сложно собрать голоса половины жильцов даже по таким важным вопросам, как установка видеонаблюдения или выделение площадки под ТБО. Вопрос распределения денег на обслуживание площадки наверняка вызовет ожесточённые споры: почему все соседи должны платить за «собачников»? Чтобы довести дело до конца, понадобится инициативная группа поддержки и недюжинная выдержка. Успешных примеров подобного рода Елена не помнит в принципе.

Сами по себе площадки оборудовать несложно: есть конкретные методические рекомендации Минрегиона. Забор из сетки, освещение, скамья, урна для фекалий по СанПиН — и готово. Даже специального покрытия не требуется.

— Вопрос только в территории: рекомендованный размер — 400-600 квадратных метров, хотя можно и меньше. Но там, где вопрос с территорией стоит остро, и качелю-то впихнуть бывает некуда, — подчёркивает Елена.

Площадки — ничто, культура — всё

Многие владельцы собак были бы рады, если бы город построил рядом с их домом площадку для выгула. Но самостоятельно тратить на это время, силы и деньги мало кто готов.

Впрочем, городские власти строить площадки для выгула не планируют. По крайней мере, в проектах новых микрорайонов в перечне социальной инфраструктуры таких площадок нет. Детские сады есть, больницы есть, игровые площадки есть, а вот мест для выгула собак — нет. Такие уж приоритеты, с которыми сложно (хотя и можно) спорить.

Нехватка мест для выгула — не только и не столько кемеровская проблема. В России и в мире хватает городов, где плотность застройки и количество жителей куда выше. Вектор решения проблемы всюду один: дестимулировать содержание собак в городе, обеспечить привлечение к ответственности загрязнителей, повышать уровень культуры содержания. Типичная вещь на улице — бесплатные мешочки рядом с урнами для фекалий. А вот площадок для выгула везде дефицит. Впрочем, пока хозяева не убирают за своими питомцами, никакое количество площадок «собачий вопрос» не решит.

Фото: архив A42.RU


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники