8 Марта появился как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за права, дозрел в СССР до дня всех женщин с цветами и конфетами, а теперь порой выходит за эти рамки: виновницам торжества дарят абонементы в тир и сертификаты в автошколу. Как менялось 8 Марта, почему его празднуют именно так и что лучше подарить — в нашем праздничном материале.
Если 8 Марта ассоциируется у вас с красотой, женственностью и домашним очагом, то вы не до конца знаете историю праздника. Революция! Эмансипация! Классовая борьба! Вот что занимало умы тех, кто придумал праздновать 8 Марта. И если сейчас в сетевых магазинах к началу марта объявляют распродажи мультиварок и чайников, сто лет назад готовились к дню восстания работниц против кухонного рабства. Это, кстати, дословный лозунг с раннесоветских плакатов, как и «Долой гнёт и обывальщину домашнего быта!». Собственно говоря, праздник в СССР до конца двадцатых так и назывался — «Международный день работниц». Женщин призывали к станку, за руль комбайна и даже в космос. Правда, вопрос о том, как тогда распределять работу по дому, почему-то не поднимали.
Началось всё ещё раньше: то ли с забастовок текстильщиц Нью-Йорка в 1857 году, то ли с акций американских социалисток в 1908-м. Точно известно, что идею проведения на международном уровне озвучила немецкая коммунистка Клара Цеткин в 1910-м. Вчитайтесь в её описание праздника: «День международного протеста пролетариата против политического бесправия работниц, как способ агитации за идею равноправия женщин во всех областях социальной и государственной жизни». Клара как бы грозит нам пальцем из глубины веков: уберите свои тюльпаны подальше!
Уже с 1911 года день солидарности женщин в борьбе за равные с мужчинами права прошёл в Германии, Дании, Австро-Венгрии и других странах.
В послевоенном СССР идею праздника скорректировали. Советский нарратив был такой: государство рабочих и крестьян широко шагает к коммунизму, права — уравнены, а стало быть, бороться женщинам больше не за что, они уже всего добились. Поэтому можно спокойно есть конфеты. В 1966 году 8 Марта стал нерабочим днём.
Поначалу о подарках речи не было вовсе. По воспоминаниям современников, традицию дарить мимозы придумала Надежда Крупская лишь в 30-х годах. Выбор пал на эти в целом невзрачные цветы, потому что в средней полосе лишь они не боялись мартовских заморозков.
Постепенно выработалась традиция кроме цветов делать и другие подарки. Особенно советские женщины ценили дефицитные вещи: духи, косметику, колготки, продукты вроде кофе, хорошей колбасы и алкоголя. Праздник превратился в гендерный: женщин поздравляли просто по факту того, что они женщины, а о достижениях в науке и труде упоминали всё реже. Зато роль матери подчёркивали всё чаще: в Советском Союзе наметилось снижение рождаемости.
В перестройку и голодные девяностые было не до дорогих подарков, часто обходились одними цветами. Начиная примерно с двухтысячных комплектность подарков снова поменялась: продукты с косметикой из списка выбыли, зато прибыла мелкая бытовая техника. И хотя привычку дарить скороварки высмеивали ещё советские юмористы, магазины до сих пор проводят в марте акции и розыгрыши, реагируя на повышенный спрос.
Дарить кастрюли и прочую посуду — дурной тон, поскольку будто подчёркивается: место женщины на кухне. И если наши бабушки вполне могли обрадоваться новой сковородке, то вручив такой дар сейчас, легко получить этой самой сковородкой по голове. Не очень подходит и косметика: во-первых, это вещь будничная, а во-вторых, очень уж личная. Да и изобилие косметики таково, что угадать практически невозможно.
Сейчас родственницам и хорошим знакомым часто дарят подарочные сертификаты: дарящему не нужно мучиться с выбором, а одаряемая точно выберет то, что ей подходит. Такой подарок практичен, но душевным его не назовёшь.
Современные дорогие подарки — это многообразные гаджеты: смартфоны, ридеры с подпиской на книги, увлажнители воздуха, экшн-камеры и регистраторы. Примета нашего времени — подарок в виде услуги, например, билет на концерт, сертификат на массаж, онлайн-курс или тренинг.
Часто подарок не привязан к полу: абонемент в тир и курсы в автошколе подходят в той же степени, что и любой «женский» подарок. И вообще в целом становится хорошим тоном не подчёркивать гипотетическую слабость женского пола и не обозначать подарком неравное распределение обязанностей. Никакого новаторства в этом нет — лишь возвращение к корням праздника, который, впрочем, продолжает меняться.
Фото: архив A42.RU
ВКонтакте Twitter Одноклассники