Как Кемерово прожил первый день без маршруток

Сегодня в 17:30

В декабре кемеровчане узнали, что с 1 апреля в городе не останется ни одной маршрутки. За последние тридцать лет они стали неотъемлемой частью городского пейзажа, так что в исчезновение даже не верилось. Но всё-таки этот день настал: вместо «пазиков» на улицы вышли большие автобусы. Как кемеровчане пережили его — в репортаже A42.RU.

Маршрутки, которых есть

Модернизация транспортной системы в Кемерове идёт поэтапно. Вместо «пазиков» на линию выходят большие современные автобусы, меняется график движения и, незначительно, маршрутная сеть. 1 апреля — день икс: именно в этот день истекали последние контракты с перевозчиками по старой системе. На восемь линий вместо маршрутных такси вышли автобусы, курсирующие по расписанию. Городские власти планировали, что с этой даты в городе не останется ни одной маршрутки.

Заранее скажу, что редакционный эксперимент провалится с самого начала: никакого «дня без маршруток» в городе не было. Дело в том, что властям так и не удалось найти исполнителей для трёх маршрутов в Кировский: торги раз за разом завершались без участников для №226 (Детский сад — 21 микрорайон), №227 (Шалготарьян — 21 микрорайон) и №64 (КГМИ — Оптово-розничная ярмарка). Не нашёлся перевозчик на новых условиях и для № 40т (д.п. Комсомольский — КГМИ) и №1т.

— Будут продолжать работу пока в прежнем режиме, — ответил мэр Илья Середюк в соцсетях на вопросы горожан о том, как будут работать эти маршруты с 1 апреля.

Я же вообще увидел в городе ещё больше «пазиков». Пока с утра стоял на остановке «Поликлиника № 2» на Ленинградском, мимо прошли №18т, №6т, №1т. Ну а в центре ходила и №4т, и другие маршрутки.

— Так продлили нас, — туманно объяснил водитель «четвёрки», отвечая на мои расспросы. — Начальник сказал: пока работаем. Вот и работаем.

— А до какого числа? — удивился я.

— Не знаю, — пожал плечами водитель. — Как скажут, так и закончим. Я-то себе работу всё равно легко найду.

Судя по комментариям специалистов в соцсетях главы города, разгадка такова: перевод таксомоторных маршрутов на обычные всё-таки будет более плавным. Чтобы не допустить нехватки подвижного состава, власти разрешили «пазикам» продолжать работу на обновлённых маршрутах. Их заменят на большие автобусы, когда таковые поступят в город. При этом «пазики» хоть и остались старыми, правила в них действуют общие, новые: они обязаны принимать транспортные карты и предоставлять те же льготы.

Правда, в той «четвёрке», где ехал я, транспортной картой расплатиться не получилось. Водитель сослался на особенности терминала — мол, технический сбой. Пришлось доставать наличку, хотя я мог законно ехать бесплатно.

Позитив по будням и проблемы по выходным

Я опросил на остановках восемь человек: в основном люди изменений либо не заметили, либо отзывались о них положительно. После негатива, традиционно изливаемого в соцсетях, их оптимизм казался слегка неестественным.

— Вы знаете, даже хорошо стало, — рассказывала пенсионерка Анна. — Я когда узнала о реформе, была возмущена страшно. Говорили, что вот, будем чаще пересаживаться, а с чего это я должна скакать с одного автобуса на другой? Но в принципе, оказалось, что когда ходит регулярно и хорошо, то можно и пересаживаться, ничего страшного. С бульвара Строителей вечером в воскресенье было не выехать, просто катастрофа была, а сейчас получше. Вот только 27-й автобус вечером иногда ходит плохо, а в остальном лучше, гораздо лучше.

— Сейчас намного лучше, чем в маршрутках. Внуку удобнее на тренировку ездить, спокойнее как-то, а я так и вовсе бесплатно езжу, — говорила другая пенсионерка.

— Я езжу с Ленинградского в областную больницу, и раньше была проблема: в ту же маршрутку № 1 в восемь утра просто ни зайти ни выйти. Теперь всё гораздо лучше, 27-й автобус ходит в принципе удобно, да и 81-й. Проблема только в том, что они не всегда приезжают: я как-то раз ждала сорок минут. А установить приложение, чтобы их отслеживать, у меня всё никак руки не доходят, — делилась студентка медвуза Екатерина.

Я предположил, что, возможно, это специфика Ленинского и Центрального района, и спросил у тех, кто живёт в удалённом Кировском. Однако и тут процветал позитив.

— Последние месяцы всё отлично. Я из Шалготарьяна в девять вечера в будни спокойно уезжаю в Кировский: 27-й автобус, потом в центре пересаживаюсь на 51-й. Они ездят по кругу, и их очень много! Вообще ни разу не было проблем, — довольна видеодизайнер Екатерина.

Стоп-лист по карте и грязные окна

Из Ленинского района я переехал к драмтеатру, а затем на автобусе поехал в сторону цирка. Автобус был чистый, валидатор работал, за рулём сидела молодая женщина с хорошим маникюром в блестящих кожаных штанах. После типичных кемеровских маршруток всё это было мне странно и в целом приятно. Пассажиры тем временем обсуждали банковские карты: у нетрезвого мужчины она не срабатывала, и он прикладывал её снова и снова.

— Всё должно работать, — пожала плечами водительница. — Может, она просто в стоп-листе? Так бывает, если раньше проехал без оплаты.

Я о таком механизме не знал. Выяснилось, что если использовать для проезда карту, на которой недостаточно средств, то образуется задолженность, и карта автоматически попадает в стоп-лист. В следующий раз использовать её не получится: валидатор выдаст сообщение о долге. Существует даже сервис, на котором можно узнать о неоплаченных поездках и погасить задолженность вручную. Впрочем, при поступлении средств на карту это должно происходить автоматически.

— Валидаторы вообще работают непонятно. Вот оплатил я — и кто об этом знает? Кондуктор не знает, водитель тоже, билетик ты не получаешь. Ничего не ясно, — сетовал кемеровчанин Максим.

Максим вообще оказался общественным транспортом недоволен.

— Перемен к лучшему не вижу! Как ходил транспорт плохо, так и ходит. Вот по воскресеньям в семь вечера прихожу на Главпочтамт. Уже третье воскресенье вынужден в итоге вызывать такси, потому что стою полчаса — и ни одного автобуса в сторону кольца на бульваре Строителей, — жаловался кемеровчанин.

Информирование о замене маршрутов он считал недостаточным.

— Заменили маршруты, и как понять, на что заменили? В некоторых автобусах висят памятки, в некоторых нет. Как я должен угадывать? Только целенаправленно искать в интернете. А будь я стареньким дедушкой, что мне тогда делать?

Отчасти это подтверждали и другие. Грустная девушка на остановке «Кристалл» на Красноармейской сказала, что ждёт 15-ю маршрутку.

— Может, её заменили автобусом? Отменяют же маршрутки, — предположил я.

— Отменяют? Почему? — удивилась девушка.

— Так все маршрутки отменили, — удивился в свою очередь я.

Оказалось, девушка только окончила школу и вообще не знала, что идёт какая-то реформа. Телевизор она не смотрит, а в интернете у неё другие интересы. После разговора она тут же полезла в смартфон, а затем пошла на соседнюю улицу, потому что «судя по карте, 17-й автобус туда придёт быстрее».

Ещё кемеровчане неоднократно жаловались на грязные окна, хотя конкретно в этот день автобусы были в целом чистыми.

— У низкопольных автобусов окна даже утром заляпаны настолько, что не видно вообще ничего. И остановки не объявляют. Трудно понять, где выходить, — заметила кемеровчанка Татьяна.


До конца, но позднее

У в целом хорошего впечатления кемеровчан есть объективные основания: на многих маршрутах, если верить УЕЗТУ, стало попросту больше транспорта. Например, на многострадальном маршруте №100 (прежде 10т, который отстаивали всем миром) 30 марта маршрутки выполнили 57 рейсов, а для автобусов на 1 апреля запланировали аж 80 — притом что новая техника намного вместительнее.

Заявки на участие в торгах по невостребованным маршрутам продолжают принимать — теперь до 4 апреля. До тех пор, пока перевозчик не определится, будут действовать старые контракты.

Ранее мэр Кемерова Илья Середюк подчеркнул, что модернизация общественного транспорта в городе будет доведена «до конца, как и планировали».

— Мы по-прежнему придерживаемся принципа, что работу нашего общественного транспорта обеспечивают одновременно государственные, муниципальные и частные перевозчики. Сейчас есть вопросы по лизингу, поэтому никаких скоропалительных решений не будет. Каждый сложный момент смотрим точечно. Однозначно — все отыгранные контракты начнут действовать, — сообщал глава города.

Все обновлённые маршруты должны работать строго по расписанию, которое сейчас загружают в транспортные приложения и расклеивают на остановках. Модернизация продолжается, а A42.RU продолжает за ней следить.

Фото: Александр Сарыгин / A42.RU


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники