Глубокая колея на Терешковой у моста, провалы на Логовом шоссе, ямы-ловушки на перекрёстке Кузнецкого и Советского — поводов непечатно выругаться у кемеровских автомобилистов множество. В рамках нацпроекта в столице Кузбасса отремонтировали более 200 километров дорог, и если одни участки выглядят отлично, другие уже сейчас покрыты выбоинами и трещинами, а по некоторым идут суды. При чём здесь условия эксплуатации и гарантия, а главное, кто и когда отремонтирует кемеровские дороги, — в нашем материале.
Весной асфальт на дорогах получает наибольший ущерб. Днём снег тает и вода заливает покрытие, просачиваясь в каждую трещинку, а ночью замерзает и расширяется, ломая и делая хрупким асфальт. Большегрузы довершают дело, разбивая трещины до состояния глубоких ям.
Кемерово — единственный областной центр за Уралом, не имеющий автомобильного обхода. Весь поток транзитного транспорта с запада на восток проходит через город, это 12-15 тысяч большегрузов в сутки. Фуры идут двумя маршрутами: по улице Терешковой с одной стороны и по проспекту Кузнецкому — Логовому шоссе — улице Нахимова с другой. В итоге асфальт этих улиц по сути обречён. Весеннее ограничение на осевую нагрузку немного исправляет ситуацию, но принципиально её не меняет.
Хватает участков с повреждениями и вне транзитных маршрутов. Фотокорреспондент A42.RU сделал круг по городу в начале апреля, фотографируя самые впечатляющие ямы. Особенно устрашающе выглядят повреждения на улице Красноармейской на мосту через Искитимку, на перекрёстке Кузнецкого и Советского проспектов, на Логовом шоссе у поворота на Красную горку. Самое грустное — многие участки ремонтировали совсем недавно, в ближайшие один-три года, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Полный список участков доступен на сайте городской администрации.
Свой объезд начал и владелец дорог, то есть городская администрация. В планах специалистов — проверить участки, отремонтированные в рамках нацпроекта, и по всем дефектам подать подрядчикам претензии для устранения. Логика администрации как заказчика такова: есть гарантийный срок, есть дефект — будьте добры устранить.
По мнению дорожных строителей, ситуация несколько сложнее.
— Действительно, есть гарантийный срок, и если мы обнаруживаем на дороге дефект, то осматриваем его, признаём гарантийный случай и исполняем свои обязательства, — комментирует руководитель компании-подрядчика «Кузбассдорстрой» Алексей Кухта. — Однако нередки ситуации, когда налицо не гарантийный случай, а естественный износ.
Именно такая ситуация сложилась, по мнению подрядчика, с колейностью за мостом на улице Терешковой.
— Дефект в виде колейности возникает на всех дорогах, вопрос только в степени его выраженности, а она зависит от интенсивности [движения]. А здесь ещё подъём, на подъёме дорога всегда испытывает самое большое напряжение. Мы на протяжении нескольких лет проводили измерения: на напряжённых направлениях за одну зиму может уходить по колее до восьми миллиметров. Я не знаю, из чего надо делать дороги, чтобы они не изнашивались. По этой дороге полгорода утром едет в одну сторону, вечером – в другую, плюс грузовой трафик. Вспомните, как строили набережную и ледовый дворец «Кузбасс» на Притомском — там же весь берег подняли на несколько метров, это даже не тысячи, а миллионы тонн грузов, которые провезли по улице Терешковой.
Однако администрацию такие объяснения не удовлетворяют — спор об этом участке идёт уже в суде.
— В настоящее время по участку автомобильной дороги на улице Терешковой от проспекта Шахтёров до проспекта Октябрьский судом назначена экспертиза. Срок её проведения определён до 31 мая 2022 года. В целях обеспечения безопасности дорожного движения на участках дорог установлены знаки 1.16 «Неровная дорога» и 3.24 «Ограничение максимальной скорости», — рассказали корреспонденту A42.RU в администрации города.
После окончания экспертизы разбирательство продолжится, и лишь когда оно завершится, подрядчик (прежний или новый, в зависимости от результатов) начнёт ремонт.
До тех пор автомобилисты вынуждены ездить по дороге, на которой легко разбить подвеску, а то и попасть в аварийную ситуацию: при попытке резко вырулить из колеи автомобиль может сильно занести и даже выбросить на встречную полосу.
— Понятно, что оставлять в текущем состоянии мост было нельзя. Мы, не признавая этот случай гарантийным, часть обязательств взяли на себя в добровольном порядке и то, что касается безопасности на мосту, сделали, — подчеркнул Алексей Кухта.
Гарантийный срок для верхнего слоя асфальта прописывается в контракте и в зависимости от интенсивности движения варьируется от двух до восьми лет. В частности, восемь лет гарантии строители дают на покрытие, по которому проезжает меньше 1000 автомобилей в сутки, два года — на дорогу с трафиком свыше 20 000 машин. По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» минимальный гарантийный срок – пять лет вне зависимости от интенсивности движения. На начало 2022 года в Кемерове на гарантии 169 объектов. Перекрёсток Советского и Кузнецкого, Логовое шоссе, перекресток Сибиряков-Гвардейцев и Соборной, улица Нахимова от проспекта Шахтёров до 2-го переулка Авроры тоже до сих пор находятся на гарантии, хоть по виду и не скажешь.
— Данные участки будут обследованы и требования об устранении дефектов предъявлены подрядной организации, — ответили в администрации Кемерова на запрос редакции.
Хочется надеяться, что с ними до суда не дойдёт. Ведь, как показывает случай с мостом на Терешковой, пока суд да дело, автомобилистам приходится ездить по опасной дороге больше года.
Дорожники подчёркивают, что хорошее состояние «гарантийных» дорог зависит не только от того, как их строили, но и от того, как их содержит город. Можно привезти качественные материалы и соблюсти технологию укладки, но если весной не убирать снег, допуская, чтобы полотно стояло под водой, которая то замерзает, то тает каждый день — дороги быстро покроются трещинами и ямками. Снег нужно убирать, трещины оперативно закрывать жидким материалом, чтобы ситуация не усугублялась дальше, — и это тоже обязанность эксплуатирующей организации владельца дороги.
— Существует нормируемый перечень мероприятий, которые необходимо проводить. Можно в точности соблюсти технологию укладки, но если содержать дорогу с нарушениями, повреждения могут появиться рано, — подчёркивает Алексей Кухта.
А вот старенькое покрытие моста на Красноармейской в нацпроект не входило, гарантия на него уже истекла. Здесь, как и во многих других местах, в текущем году запланирован ямочный ремонт.
Ремонт дорог в городе распланирован с определённой периодичностью, но жизнь многообразней стройного плана, и ямы появляются, в общем, везде. А так как владелец дорог обязан поддерживать их в нормативном состоянии, на сцену выходит его величество ямочный ремонт. Заплатки эти недолговечны, но ничего практичнее пока, к сожалению, не придумали. В администрации редакции A42.RU пояснили, что этот вид ремонта на городских дорогах начали ещё месяц назад.
— К текущему ремонту приступили в городе 14.03.2022, произведён ямочный ремонт дорожного полотна общей площадью более 1200 м². В ходе мониторинга состояния улично-дорожной сети в течении строительного сезона будут выявляться участки, требующие ремонта. Работы по устранению дефектов асфальтобетонного покрытия будут продолжены до октября 2022 года, — подчеркнули в администрации Кемерова.
Отдельный случай — дороги, которые попадают в зону стройки, например, нового жилого комплекса или соседствуют с ней. Они традиционно вызывают много внимания горожан в соцсетях.
— При строительстве ЖК «Кузнецкий» техника раскурочила дорогу, именно небольшой участок, въезд и выезд, так, что там можно проехать только на танке! Из-за интенсивного движения с Южного и Кузнецкого выехать невозможно, можно простоять в ожидании очень долго, — сердится кемеровчанка в социальных сетях.
В администрации корреспонденту A42.RU пояснили, что этот участок отремонтируют в текущем году.
— Данный участок входит в границы работ по строительству улицы Пролетарской от Автозаводской до улицы Федоровского по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». В этом году здесь будет выполнено переустройство инженерных сетей и трамвайных путей, построено дорожное полотно, а также на перекрёстке Пролетарская — Автозаводская и Пролетарская — Федоровского будет установлен светофорный объект.
По всем участкам, которые входили в нацпроект и находятся на гарантии, администрация планирует подать претензии. Если случай гарантийный, дорогу будет ремонтировать за свой счёт тот же подрядчик, который её строил. Если не гарантийный — на ремонт объявляется конкурс, в котором могут участвовать все желающие компании, в том числе и те, которые строили спорную дорогу. Причин отказывать им в законе нет.
Работы в рамках нацпроекта продолжаются: на 2022 год запланирован ремонт на проспекте Михайлова от Леснополянского шоссе до бульвара Кедровый, на Ленина от Волгоградской до бульварного кольца, на Кирова от Островского до Красноармейской, на Космической, Патриотов, Рекордной и других улицах – всего в 24 местах.
По участкам, на которых запланирован ямочный ремонт, он продлится весь сезон, то есть до октября. Кому-то повезёт попасть в план на май, кто-то будет осторожно объезжать ямы до осени — но тут уж ничего не поделаешь. Таков наш суровый сибирский водительский дзен.
Фото: Александр Сарыгин / A42.RU
ВКонтакте Twitter Одноклассники