Порядок взаимодействия инспектора ГИБДД с гражданами определяют приказы и регламенты МВД. Водитель их знать не обязан, его дело соблюдать правила, а уж как будут проверять — дело десятое. Но лучше всё-таки знать — чтобы понимать, на что имеет право инспектор, а как он себя вести не должен.
Действующий с 2017 года регламент ГИБДД вот-вот изменят. Новый приказ добавляет несколько новаций: инспекторы смогут скрытно патрулировать дороги в гражданской одежде, а нарушения фиксировать дронами. Подробности ниже.
Действующий административный регламент ГИБДД приняли в 2017 году. Документ на 137 страницах подробно излагал, как именно инспекторы должны осуществлять надзор «за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства в области безопасности дорожного движения». Этот регламент потеряет силу, когда заработает новый порядок надзора — проект приказа прошёл общественное обсуждение, антикоррупционную экспертизу и вот-вот будет издан. Основные положения изменились мало, но есть и пункты, которые могут заставить понервничать.
Как и старый регламент, новый порядок допускает патрулирование дорог на автомобиле «без специальной цветографической схемы». А вот новое: по решению руководителей территориальных органов МВД сотрудники могут не носить форменную одежду, то есть становятся ещё более незаметными. Будешь смотреть в упор — и всё равно не догадаешься, что это инспекторы.
«Скрытые» патрули используют для контроля критичных для безопасности нарушений — например, выезда на встречную полосу или неправильного проезда пешеходного перехода. При этом, как и раньше, при скрытом патрулировании нельзя провоцировать водителей на нарушение правил и останавливать нарушителей — вместо этого информацию передадут соседнему «открытому» патрулю или на пост ДПС.
Интересно, что список возможных нарушений пополнили «факты опасного вождения» — притом что в текущей редакции КоАП штраф за него вообще не предусмотрен.
Ох уж эта ностальгическая практика: спрятать патрульную машину за поворотом и собирать штрафы оптом. В основном она прекратилась как раз к 2017 году, и новый приказ сохраняет требование использовать патрульный автомобиль так, «чтобы он был отчётливо виден участникам дорожного движения». И даже отдельно оговаривает: действия сотрудников, «влекущие умышленное создание помех для распознавания специальной цветографической схемы, […] не допускаются». Однако есть и исключение: аварийно опасные участки дорог. На них патрульный автомобиль можно размещать и под горкой, и за поворотом — всё ради снижения этой самой опасности.
Строго говоря, «средства авиации» в регламенте ГИБДД упоминались и раньше: вертолёты, мотодельтапланы, даже дирижабли (вот бы увидеть хоть одним глазком). Беспилотные летательные аппараты в списке появились относительно недавно, а реальное массовое использование началось лишь в минувшем году: дроны стали следить за выездом на «встречку». При этом метрические замеры — например, скорости — они пока не делают, так как к специальным приборам есть особые технические требования. Однако в будущем список фиксируемых дронами правонарушений наверняка расширится. Новый регламент не ограничивает его никак.
Инспектор не имеет права останавливать без причины, а водитель имеет право эту причину знать. До 2017 года «проверка документов» причиной являться не могла, но регулярно озвучивалась более или менее нерадивыми сотрудниками. Более опытные ссылались на один из трёх возможных по старому регламенту вариантов: признаки нарушения ПДД, ориентировка или спецмероприятие. Особенно в ходу было последнее: «Назовите причину остановки» — «У нас спецмероприятие» — «А покажите тогда приказ» — «А мы не обязаны».
Пять лет назад эта игра стала ненужной: проверка документов на право пользования и управления вернулась в перечень причин для остановки транспортного средства. Дискуссионным остался вопрос, правомерна ли проверка сама по себе, или она должна проводиться по обоснованным подозрениям. К сожалению, новый регламент ничего в этой дискуссии не изменил.
Новость напрямую с новым порядком надзора не связанная: летом должно заработать всероссийское мобильное приложение для фиксации нарушений ПДД вообще любым желающим. По данным Autonews.ru, за разработку отвечает Московский департамент транспорта, а поручение адаптировать законодательство к 1 июня 2022 года дал сам президент. Федеральное приложение будет работать по аналогии со столичным «Помощником Москвы», с помощью которого москвичи давно фиксируют парковку на газонах и тротуарах.
Фото: A42.RU
ВКонтакте Twitter Одноклассники