Мёртвым тесно. Что происходит с мусульманским кладбищем в Кемерове

Позавчера в 17:27

В исламской традиции не хоронят умерших рядом с последователями другой веры, поэтому мусульманские кладбища в России размещают отдельно. В Кемерове такое кладбище тоже есть, но место на нём давно кончилось, а рядом разрастается жилой район. Мы изучили варианты решения деликатного вопроса.

Кладбищенское перенаселение

Население Кемерова по переписи 2021 года — 552 546 человек, смертность на 2021 год — 10456 человек. По действующим в России санитарным нормам площадь одной могилы составляет около 4 м², плюс промежутки между ними. Учитывая эти данные, получается, что каждый год городские кладбища должны увеличиваться на 7-8 гектаров.

В Кемерове девятнадцать городских кладбищ, место на большинстве подходит к концу. Предполагается, что город выделит новые участки, которые должны быть достаточно большими. Крематория, который мог бы существенно сократить требуемые площади, в Кемерове нет.


Не причитать, не сжигать, поторапливаться

Похоронный обряд мусульман отличается от привычного христианскому большинству. Над покойником не причитают, хоронят без гроба, у могилы не едят, а установка помпезных памятников не одобряется — считается важным не делать из могилы места поклонения. Что до обустройства кладбищ, то важны два момента. Первый — мусульманина хоронят в той же местности, где он умер. Второй — похоронить человека крайне желательно в день смерти или, если он умер ближе к вечеру, на следующий. Это не просто традиции, а именно строгие религиозные установления — и вместе они практически исключают перевозку тела.

Кремирование ислам тоже запрещает. Если православная церковь проявляет снисхождение к сжиганию покойников (хоть и не одобряет), то здесь сжигание абсолютно исключено.

Ещё один значимый факт – мусульман очень нежелательно хоронить рядом с последователями другой веры.

Из этих вроде бы культурологических особенностей проистекают вполне практические следствия: количество требуемых кемеровским мусульманам могил не уменьшить никак, и потребность эта растёт вслед за ростом населения. 

Из народов, представители которых в основном придерживаются мусульманского вероисповедания, в Кемерове проживают татары (1,5%), азербайджанцы, таджики, узбеки, чеченцы, лезгины, аварцы и другие — всего около 2% населения, то есть более 11 000 человек. Люди рождаются и умирают, и применительно к вопросу кладбищ эта цифра означает несколько сотен могил в год.

А вот место на мусульманском кладбище уже закончилось.


Фотографий нет, еда под запретом

Кладбище находится на правом берегу Томи, на Радуге. От свежепостроенных домов по улице Серебряный бор его отделяет только полоса этого самого бора шириной около двухсот метров. Местные жители говорят, что для многих присутствие кладбища оказалось сюрпризом, но проблем оно не доставляет.

— Когда гуляю с собакой, часто прохожу мимо, — рассказывает Татьяна, живущая в ближайшей новостройке. — Мы когда переехали, не ожидали увидеть здесь кладбище, конечно. Вижу — дорога в бор уходит, мамочки с колясками, бабушки с палочками. Гулять пошла — боже мой, надгробия! Но сейчас уже привыкла. У меня нет сильных религиозных убеждений, в суеверия тоже не верю.Оно маленькое, вроде бы уже закрытое, но всё равно приезжают, захоранивают изредка. В том году летом раза три точно хоронили. Хоронят, кстати, быстро — приехали и тут же уехали. А вот много народу бывает на мусульманские праздники — машины прям идут-идут нескончаемым потоком. Я так понимаю, люди приезжают ухаживать за могилами.

В непраздничные дни посетителей на кладбище практически не бывает — в исламе не одобряются слишком частые визиты на могилу. Иноверцам же вообще нежелательно входить на мусульманское кладбище без веской причины — а войдя, следует относиться к месту с уважением, не шуметь и не наступать на захоронения. Это, впрочем, касается любого кладбища.

По форме погост близок к квадрату со стороной около 300 метров. Более старую часть легко выделить по возрасту деревьев — чем дальше, тем они старше. Судя по надписям на надгробиях, хоронить здесь начали не позднее 1957 года. Наверняка даже раньше: некоторые надгробия такие старые, что цифр уже не разобрать, а оградки буквально вросли в стволы деревьев. Есть и просто заросшие травой холмики, на которых надгробий нет вовсе.

Внешне кладбище незначительно отличается от христианского. Вместо крестов стоят небольшие надгробия с полумесяцем, иногда — просто столбики или дощечки. Все могилы сориентированы в одну сторону. Гораздо меньше фотографий (есть в основном на старых могилах), лавочки стоят только рядом с беседкой у ворот, и почти совсем нет искусственных цветов, венков и столиков.

Среди неожиданного — детская могила, на которую положили игрушку, и единственная на всём кладбище стопка. Ни то, ни другое к мусульманским традициям не относится и даже прямо им противоречит.

В остальном всё обычно — оградки, узкие петляющие тропинки, короткие эпитафии и много зелени. Свежие могилы в основном сгруппированы у ворот, но иногда попадаются и в случайных местах — видно, что их «втиснули» между старых.


«Хотели бы лежать рядом»

Смотритель кладбища Павел Данилов по телефону рассказал, что кладбище было бы правильно расширить.

— Мест на нём уже нету. У многих родственники [похоронены] здесь, и хотели бы все лежать рядом с родственниками. На субботниках обсуждали с людьми, что хорошо бы составить обращение, попросить городскую администрацию немного расширить кладбище. Но не обращались пока.

При этом смотритель знает, что вопрос этот не так прост.

— Вроде бы рядом то ли дорога пройдёт, то ли другие сложности. И всё же люди просят [нас] о расширении, хотя бы немножко.

В духовном управлении мусульман Кемеровской области корреспонденту A42.RU рассказали, что мечеть «Мунира» и ДУМ КО никакого отношения к кладбищу на Радуге не имеют.

— Договоров у нас никаких нет, кладбище к нам не относится. Если люди там хоронят, они обращаются в мечеть, и наш представитель выезжает на кладбище, чтобы прочесть молитву над покойным. Это единственный момент, в котором мы взаимодействуем, — подчеркнул заместитель муфтия по информационной работе Руслан Мухаметшин.

Он также рассказал, что по мусульманским традициям действительно следует хоронить человека только рядом с единоверцами. Отдельное кладбище — наиболее правильный вариант, однако в Кемерове проблема остро не стоит.

— Для мусульман выделили несколько аллей на большом кладбище на Южном, — рассказал Руслан Мухаметшин. — Вообще по опыту других городов, там [общие] муниципальные кладбища как бы разделены. Особенно в населённых пунктах, где мусульман побольше.

Удивительно, но среди сотен могил на мусульманском кладбище есть и одна христианская, с православным крестом и русским именем на нём. О возможных похоронах христиан и атеистов на мусульманском кладбище Руслан Мухаметшин сообщил, что это неправильно, но такое случается.

— С одной стороны, да, [нельзя], а с другой стороны, сейчас такое время… есть люди, про которых точно можно сказать, что они религиозно практикующие. А есть такие, которые относятся к народам, у которых распространён ислам, но они не соблюдали [религиозные установления] в своей жизни. И всё же они похоронены на мусульманском кладбище.

А вот в православной традиции к иноверным «соседям» на кладбище относятся спокойно.

— В разных религиях существуют отличающиеся традиции захоронения усопших. Этим и обусловлено определённое разделение зон на кладбищах. Однако для нас это разделение условно: процесс захоронения не влияет на загробную участь христианина, это дань уважения к личности усопшего и сложившаяся традиция. Иными словами, разделение зон захоронений — вещь традиционная, а не каноническая. Самое главное, чтобы все общественные процессы, в том числе и проводы в последний путь, происходили в конструктивном диалоге и взаимном уважении, — рассказал руководитель информационно-просветительского отдела Кемеровской епархии диакон Вячеслав Ланский.

Легальный статус и расширение кладбища

Ранее в ряде СМИ сообщали, что мусульманское кладбище на Радуге появилось стихийно и является по сути нелегальным. Однако в пресс-службе городской администрации нам рассказали, что кладбище входит в официальный перечень, имеет название «Татарское» и является одним из объектов муниципального контракта — то есть город обслуживает его через предприятие «Спецбюро».

— Указанное кладбище входит в перечень, на нём выполняются работы в рамках муниципального контракта: сбор мусора, окос травы, очистка от сухостоя, — подчеркнули в администрации.

Это не отменяет того факта, что кладбище появилось стихийно — может быть, после войны, а может быть и раньше. Статус кладбищ вообще вещь зыбкая: дело в том, что в России нет ни единой федеральной системы учёта мест захоронения, ни единого ответственного федерального органа в этой сфере. Из примерно 80 тысяч российских кладбищ более половины не учтены даже в обычном кадастре.

А вот расширить территорию мусульманского кладбища наверняка будет непросто. Когда вросшее в оградку деревце было молодым, погост находился вне городской черты правобережья. Теперь до ближайших десятиэтажек — двести шагов, а судя по генеральному плану города до 2032 года, дома должны вырасти вдоль всей улицы Серебряный бор. Ещё один микрорайон предполагается по другую сторону водоохранной зоны реки Каменушки. На ленту бора план не покушается, но и исключительной ценности она не имеет — это не часть реликтового Рудничного бора, а искусственные сосновые посадки. Вот и получается, что кладбище по сути останется внутри островка леса, который с трёх сторон окружат дороги и дома. Если его и можно расширить, не тревожа внимания общественности, то лишь незначительно.

Новое мусульманское кладбище?

Выделение аллей на общем кладбище выглядит половинчатым решением, так как, чтобы соблюсти религиозные установления, мусульманам приходится совершать своеобразный кульбит: с формально-юридической стороны это единое кладбище, но с точки зрения религии — как бы отдельное место для захоронения. По всему выходит, что кемеровские мусульмане всё-таки нуждаются в новом кладбище, на котором смогут провожать родственников в последний путь в полном соответствии с установлениями своей религии.

Впрочем, нехватка места на городских кладбищах касается всех кемеровчан: в текущем виде дефицит места может приводить к коррупции и росту нелегальных доходов. Это не только кемеровская проблема — сложности с местами захоронения и непрозрачностью ритуальной сферы в целом есть по всей стране. Но это уже совсем другая история.

Фото: A42.RU


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники