«Одну стопку можно», нулевое промилле и алкозамок: как менялись наказания за нетрезвое вождение

Сегодня в 05:30

В Госдуме одобрили поправки в административный и уголовный кодексы, касающиеся водителей, лишённых прав. Если раньше в случае рецидива они могли отделаться административкой, то теперь их ждёт последовательное усиление ответственности вплоть до стотысячных штрафов, конфискации машины и тюремного срока. Давайте вспомним, как ужесточались наказания за пьяную езду с момента их появления.

Зигзаги истории

Строго говоря, свежие поправки касаются лишённых не только «за пьянку», но и всех остальных: любителей погонять с превышением более чем на 60 км/ч, пересекать двойную сплошную и проскакивать на красный. Однако если последних люди ещё могут иногда оправдывать, мол, кто здесь без греха, — то относительно «алкашки» водительское сообщество практически единодушно: пьяными за руль садятся только убийцы. Нетерпим к выпившим бывал и российский закон, притом настолько, что под его горячую руку одно время попадались и любители кваса с кефиром. Активисты тогда заговорили о благодатной почве для коррупции, и после нескольких громких экспертиз минимальный порог алкоголя в крови всё же скорректировали.

Впрочем, в минувшем веке Фемида совершала зигзаги и посерьёзней — о них речь ниже.

Первый в мире водитель, наказанный за пьянку — некто Джордж Смит (имя настоящее), таксист из Лондона, который 10 сентября 1897 года получил нехилый по тем временам штраф в 20 шиллингов — примерно треть зарплаты разнорабочего. Он врезался в дом и позднее признался, что перед аварией выпил несколько кружек пива — это сочли отягчающим обстоятельством.

В России первые правила появились в 1898 году в столице империи — Санкт-Петербурге, а в 1904 году в Москве. О распитии алкоголя там не было ни слова, зато полагалось уступать дорогу конным экипажам, парковаться в один ряд и не превышать скорость 12 вёрст в час — это что-то около 20 км/ч. Первые советские правила приняли в Москве в 1920 году — они интересны тем, что ответственность за нарушение возлагается не только на водителя, но и на «на лицо, в распоряжении коего машина подана». Но и в них про спиртное ничего не говорится.

Ограничения для пьяных водителей появились в СССР только в 1931 году, причём не в ПДД, а в документе под названием «Требования, предъявляемые шофёру по выполнению им служебных обязанностей». Интересно, что запрещалось не только употреблять спиртные напитки, но и курить, и даже разговаривать во время движения — нынешние водители маршруток наверняка бы просто взбунтовались от такого. В документе упоминалось, что «нетрезвое поведение» наряду с другими нарушениями может повлечь за собой не только дисциплинарное взыскание, но и лишение права на управление автомашиной и даже предание суду, но никакой конкретики не было.

СССР: экспертиза ГАИ и первые промилле

«Красная весна» утверждает, что до середины 1950-х годов пьяных водителей не выявляли, а совершивших ДТП в состоянии алкогольного опьянения наказывали на общих основаниях.

Конкретную административную ответственность за пьяное вождение в нашей стране ввели лишь с 1956 года: начали лишать прав на год. С 1968-го ввели ужесточение за рецидив: за повторное нарушение водителям грозило лишение свободы до года или исправительные работы.

С 1967 года в стране действовали методические указания Минздрава, по которым ориентировочная концентрация алкоголя в крови, соответствующая «лёгкой степени опьянения» (с которой и начиналась ответственность) была 0,5 промилле.

Однако концентрация была не единственным критерием: советские медэксперты опирались на целый ряд признаков при вынесении заключения. Если других признаков не обнаруживалось, то человека могли признать трезвым даже при высоком содержании алкоголя в крови. И наоборот: если, например, ощутимо «ведёт», то признавали пьяным и при низком промилле.

Кстати, возить водителя на экспертизу было не обязательно: если он не оспаривал факт опьянения, было достаточно протокола ГАИ.

В 1984 году уже за первое нарушение могли не только лишить прав, но и назначить до 100 рублей штрафа — по тем временам это больше половины зарплаты.

После распада СССР правила опять изменились — и опять в сторону ужесточения: за повторную пьянку за рулём могли лишить прав на срок до 3 лет и выписать штраф до четырёх минимальных размеров оплаты труда.

В 1988 году Минздрав ужесточил требования, указав как предельно допустимую норму 0,2 промилле. 

Права за кефир

Двухтысячные начались небольшим послаблением: в только что созданном КоАП РФ ужесточения за повторное нарушение не предусматривалось. При этом норму промилле тоже ослабили: с 2003 года Минздрав вернул её к 0,5 промилле. Распространённым было мнение, что для взрослого мужчины среднего телосложения этот порог достигается распитием более чем 50 граммов водки или 0,5 литра пива — то есть «одну можно».

С 2002 по 2004 год за пьянку за рулём вообще можно было отделаться штрафом. Норма была сформулирована так: штраф от 10 до 20 минимальных зарплат ИЛИ лишение прав на 1 год. 

В 2004 году президент Путин, отработавший первый срок, вот это «или» отменил: лишение прав стало безальтернативным. В 2007 году вернулось и прогрессивное усиление наказания: за повторную пьянку — до трёх лет лишения прав и ещё арест на 15 суток для особо буйных.

Ужесточение началось с 2008 года: норму предельной концентрации вновь ужесточили до 0,3 промилле. Ну, а в августе  2010 года случилось оно: знаменитое «ноль промилле». Даже если в крови находили концентрацию в 0,1, а теоретически — хоть 0,01 промилле алкоголя, человека признавали пьяным и лишали прав. Бурная общественная дискуссия о кефире, квасе и эндогенном алкоголе — том, который вырабатывает сам организм — дошла до Конституционного суда, который всё равно признал запрет правомерным. Водительский кошмар продолжился до 2013 года, когда планку всё-таки оторвали от нуля, хоть и оставили предельно низкой — 0,16 промилле. По мысли законодателей, это должно пресечь любые расслабляющие разговоры о том, что водителю можно хоть сколько-нибудь водки или пива.

Мажоров за решётку?

В 2013 году к лишению прав добавили штраф в 30 000 рублей — на фоне пятисот рублей за превышение скорости он казался крупным.

В 2020 году до Минпромторга дошла инициатива о внедрении в России алкозамков — приборов, которые не дают завести двигатель автомобиля, если обнаружат в выдыхаемом воздухе пары алкоголя. В Европе они распространены на коммерческом транспорте, но в России идея развития не получила.

В 2015 году наступила современная эпоха — с уголовной ответственностью и наказанием в виде лишения свободы или, самое мягкое, штрафом в размере стоимости иной машины — до 300 тысяч рублей.

Вышел, правда, парадокс: если ты был лишён прав, затем получил их назад и напился снова — получаешь новое лишение до трёх лет, гигантский штраф, а то и условный срок до двух лет. Но если первый срок лишения ещё не кончился, а ты снова напился за рулём, то получалась интересная ситуация: лишать тебя ещё нечего, ты вообще вроде как не водитель, и можешь отделаться просто штрафом в 30 000 рублей (ещё и со скидкой в 50%) или административным арестом на 15 суток. Соответственно, находились лишенцы с большим кошельком, которые могли попасться пьяными пять раз за год. 

Этот парадокс и призваны решить новые поправки, которые профильный комитет Госдумы уже одобрил. По ним за первый рецидив наказание прежнее (штраф до 30 000 или арест), за второй в течение года — штраф до 100 000 рублей, а за третий — штраф 200 000 рублей или лишение свободы на год. Достаточно ли это жёсткие изменения — вопрос по-прежнему дискуссионный.

Фото: A42.RU


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники