Многие мальчишки и девчонки в детстве любят играть в железную дорогу, пускать игрушечные поезда по пластмассовым рельсам. При этом одни вырастают и забывают про свои детские увлечения, а других железная дорога пленит на всю жизнь. «Газета Кемерова» посетила Кемеровскую детскую железную дорогу (ДЖД) и узнала, как она функционирует, кто может здесь учиться, как проходит летняя практика и почему её все очень ждут.
В моём детстве было много поездок на электричках, папа работал путейцем, ходил в «желтухе» - оранжевой жилетке, которую хорошо видать за километры. Помню, что с ним на работу всегда ходила наша собачка – дворняжка Шурка, которая тоже очень любила поезда. Девять лет я живу в Кемерове, а про то, что в городе есть Детская железная дорога узнала совсем недавно. Между тем в этом году у неё уже случился первый юбилей – 10 лет со дня открытия. Наша дорога – самая молодая в России, а всего в стране действует 25 ДЖД.
Кемеровская детская железная дорога работает по двум направлениям: летом выступает в роли аттракциона – перевозит юных пассажиров от станции к станции, всего в городе их три. В остальное время года ДЖД функционирует как учебный центр, где школьники постигают железнодорожное мастерство.
– Я был пассажиром на Кемеровской детской железной дороге, когда мне было 5 лет. Сейчас я в 7 классе, пришёл учиться, моя цель – стать железнодорожником, – рассказывает кемеровчанин Артём Хорошавцев.
Про учебный центр Артём узнал от мамы. С ней-то он и пришёл на первую линейку, которая прошла 1 октября и где мальчишек и девчонок посвятили в юные железнодорожники. Теперь раз в неделю они будут приходить на занятия по разным дисциплинам: организация движения поездов, локомотивное, вагонное и путевое хозяйство, энергетика, информационные системы.
– Мы не учим, мы профориентируем, – говорит начальник Кемеровской детской железной дороги Дмитрий Шарапов. – У нас занимаются ребята 7, 8 и 9 классов, старшеклассники тоже есть. Учебный год делится на две части: теория и производственная практика. По теории занятия начинаются с 1 октября и идут до конца апреля. В мае ребятня сдаёт зачёты для выхода на практику. Конечно, у нас зачёты не такие страшные, как ЕГЭ или ОГЭ.
Все ученики, а их порядка 750, делятся на группы примерно по 20 человек. Для всех классов разработана своя программа. Ребята учатся в две смены в зависимости от того, как они заняты в общеобразовательной школе. Каждая группа занимается один раз в неделю по два академических часа. Утром уроки начинаются в 10.00, после чего дети кушают в местной столовой и идут в школу. Вечерние группы занимаются с 16.00. Порядок обратный. Они приходят из школы в учебный центр, кушают в столовой и идут на уроки. К слову, занятия и питание для детей бесплатны.
Несмотря на то, что занятия уже начались, набор в железнодорожный учебный центр длится весь октябрь. Впрочем, присоединиться можно и позже. Михаил Кузнецов попал на Детскую железную дорогу случайно. Пришёл за компанию с другом, который побаивался идти один.
– Это было в 2010 году, я заканчивал девятый класс, – вспоминает молодой человек. – Когда друг заполнял заявление, меня спросили: «А ты почему не заполняешь?» Я ответил, что не вижу себя железнодорожником, так как тогда я занимался программированием. Но мне всё же предложили походить на занятия. В итоге мне понравилось, и я остался. А друг бросил через неделю. На практике я водил локомотив и загорелся стать машинистом. Поступил по целевому в Омский государственный университет путей сообщения. Где-то два года я ещё сомневался, моё ли это, но потом втянулся, стал лучше учиться и в итоге окончил вуз с красным дипломом.
Этим летом Михаил Кузнецов вернулся в родной город и сейчас работает помощником машиниста тепловоза в Кемеровском отделении Топкинского ДЕПО. Недавно молодому человеку пришла повестка в армию. Бросать любимое дело Михаилу не хочется, но отдавать долг родине надо. После армии планирует вернуться на прежнее место работы и идти к своей мечте вверх по карьерной лестнице.
– Если ребёнок идёт в 10-й класс и планирует связать свою судьбу с железной дорогой, мы занимаемся с ним по углубленной программе, – говорит начальник Кемеровской ДЖД Дмитрий Шарапов. – Предвосхищая ваш вопрос, сразу скажу, что каких-то привилегий при поступлении для наших выпускников нет. Все поступают согласно результатам ЕГЭ. Единственный бонус, когда оказывается одинаковое количество баллов у двух претендентов на бюджетное место, то в приоритете по сравнению со школьниками без спецподготовки наши выпускники. Мы стараемся отслеживать их судьбу. В среднем у нас 56% выпускников поступают в железнодорожные вузы. К примеру, в 2016 году выпустились 135 ребят из них поступило 76, в 2015 – выпустились 124, из них 75 поступили в техникумы и институты.
Студент второго курса Тайгинского железнодорожного техникума Максим Белозерцев - тоже выпускник ДЖД. Сюда он пришёл в 7-м классе и занимался три года.
–У меня была мечта детства – стать машинистом, сейчас я её исполняю, – рассказывает юноша. – В ДЖД для меня было интересно всё. Как творческая деятельность, так и учебные занятия. И, конечно, практика. Не все ребята из нашей группы дошли до конца, но мне не было скучно. Сейчас я учусь по целевому направлению, после окончания техникума буду работать в Топках.
Практика – то, чего ждут все ученики ДЖД. Она начинается с первого июня, когда открывается сезон пассажирских перевозок. Один учащийся практикуется по три часа в течение 10 рабочих дней. На практике ребята ходят в железнодорожной форме, которую специально для них шьют.
– За 10 дней юные железнодорожники проходят все специальности, которые есть на железной дороге: помощник машиниста локомотива, проводник вагона, дежурный по станции, оператор поста, дежурный по перрону, дежурный по вокзалу, начальник вокзала, дежурный по переезду, билетный кассир, машинист. Каждый день они меняют своё место работы, – рассказывает инструктор по локомотивному хозяйству Виктор Еремеев.
Конечно, руководят практикой взрослые. И школьнику никогда не дадут управлять локомотивом без сопровождения. Сезон пассажирских перевозок и практика заканчиваются в сентябре. В основном это связано с тем, что в вагонах нет системы отопления, и с наступлением осени, в вагонах становится холодно. К слову, практикуются на Кемеровской ДЖД не только юные железнодорожники, но и воспитанники школы-интерната железнодорожников на станции Тайга.
Практика на ДЖД – очень увлекательное дело. Однако и на уроках детям не бывает скучно – кабинеты в учебном центре оформлены особым образом. Если, например, зайти в 202 кабинет, то здесь можно увидеть железнодорожный переезд, которым ребятам разрешается управлять. В 205 стоит тренажёр, на котором ученики учатся водить локомотив. Выглядит это так: ребёнок садится за пульт управления и на компьютерный экран выводится железная дорога. Как бы имитируется реальный процесс движения. Почти как компьютерная игра, но более реальная.
Конечно, семиклассников, которые только пришли на ДЖД, сюда не посадят. А вот старшеклассникам уже можно. В этом же кабинете размещены экспонаты – часть оборудования, которое стоит на настоящем локомотиве.
–Здесь только самое основное, всё невозможно разместить, – говорит Виктор Еремеев. – Делается это для того, чтобы дети примерно представляли, какие большие, серьёзные железяки стоят на этих локомотивах. Чтобы они посмотрели и представили, стоит им поступать в техникум на железнодорожные специальности или нет.
Ещё в одной учебной аудитории находится макет железной дороги. Здесь есть три станции. Одна из них управляется с помощью пульта, такие стоят на реальных железнодорожных вокзалах.
– Отсюда включаются сигналы светофора, задаётся маршрут, – показывает устройство пульта заместитель начальника Кемеровской железной дороги Владислав Дурновцев. – Две другие станции управляются более современным оборудованием – через компьютер. Если были на кемеровском вокзале, то там уже перешли с пультового управления на компьютерный.
На базе ДЖД также действуют кружки по фотографии и железнодорожному моделированию. Так, выпускник Дороги Иван Шиманский до сих пор приходит пофотографировать различные мероприятия ДЖД.
–Я выпустился три года назад, а занимался здесь четыре года, – рассказывает парень. – Ходил в кружок по фотографии. У меня не получилось поступить на железнодорожную специальность, но я всё равно связал свою жизнь с дорогами, поступил на грузоперевозки.
Раз в два года самые лучшие кемеровские юные железнодорожники выезжают на Всероссийский слёт. На нём встречаются ребятишки с 25 российских детских железных дорог и соревнуются, определяя лучшего из лучших по 7 специальностям. Так, в прошлом году юных железнодорожников собирал Иркутск. Ученица Кемеровской ДЖД привезла оттуда серебряную медаль за второе место в конкурсе «Лучший монтёр путей». А с прошлого слёта, который проходил в Казани, в Кемерово приехала серебряная медаль в номинации «Лучший проводник пассажирского вагона». В паузы между Всероссийскими слётами проводятся слёты региональные. В этом году кемеровская команда ездила в Новосибирск.
Также у Кемеровской ДЖД есть традиция возить старшеклассников на день открытых дверей в Тайгинский техникум. Ребята в Кемерове садятся на железнодорожную мотрису – это самоходный железнодорожный вагон, и едут в город Тайгу. Как правило, учебный год насыщен не только занятиями, но и различными интересными мероприятиями.
Самое главное, что необходимо, чтобы попасть на Детскую железную дорогу, - это желание. Ну, и справка о здоровье. Потому что работать на реальной железной дороге могут не все. Например, поступить в железнодорожный вуз не смогут школьники с плохим зрением или с нарушениями слуха. Поэтому, чтобы не травмировать ребёнка, который три года отзанимался в ДЖД, проникся атмосферой железной дороги, а потом не прошёл в вуз по здоровью, нужно сразу при поступлении пройти медосмотр. Кстати, среди учеников ДЖД не только мальчишки, но и девчонки. И сегодня тенденция такова, что девочек с каждым годом становится всё больше. Причём, это не только кемеровские школьники, но и близлежащих городов – Топок и Берёзовского.
ВКонтакте Twitter Одноклассники