Автомобильное шоссе в обход Кемерова достроят уже в 2024 году. Среди прочего над ним возведут переход для диких животных — что-то вроде широкого моста, покрытого травой и кустами. Рассказываем, насколько велика «лосиная угроза» и как звери поймут, куда им идти.
Об искусственной «звериной тропе» губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв рассказывал ещё в 2021 году, представляя общественности проект строящегося транспортного обхода Кемерова. По его словам, конструкция призвана сберечь не только лосиные, но и человеческие жизни. Именно в районе обхода пролегают многовековые пути сезонной миграции копытных, и без безопасного перехода столкновения автомобилей с ними были бы слишком частыми.
18 января губернатор отправился на стройку с инспекцией, на которой подрядчики рассказали журналистам новые подробности.
Экодук, как и другие конструкции на трассе, возводит ООО «Строительное управление № 7». По словам его директора Кирилла Рылькова, дикие животные уже проявляют интерес к новому пути.
— Зверей уже видели. В районе шести-семи часов ребята наши снимали, как лось ходил здесь. Наверное, осуществлял строительный контроль, — улыбается Рыльков.
По словам строителя, длина экодука составит 83,7 метра, его засадят травой и кустарником. Строители также сообщили, что в планах сначала было два экодука, но с учётом высокой стоимости работ заказчик всё-таки решил ограничиться одним. Как подчеркнул Сергей Цивилёв, по характеристикам будущий экодук уникален не только для Кузбасса, но и для всей страны.
Первый в мире переход для животных над автодорогой построили во Франции в 1950-х годах. С тех пор это распространённая практика, помогающая сделать трассы безопаснее и для зверей, и для людей. Лидируют Нидерланды, в которых разнообразных переходов для животных более 600.
В России первый экодук открыли в 2016 году в национальном парке «Земля леопарда» в Приморском крае. Это тоннель под дорогой, засаженный кустами и снабжённый камерами. Однако для крупных диких копытных такой тоннель совершенно не подходит — тесное пространство они воспринимают как опасность и внутрь не заходят. По той же причине не подходят им обычные скотопрогоны, которые тоже проходят под дорогой.
Первый надземный экодук в России открыли в сентябре того же 2016 года в Калужской области. Длина «звериного моста» составила 33 метра, а вместе с подходами — 165 метров, ширина — 52 метра. По бокам моста смонтировали шумозащитные экраны, чтобы он воспринимался более безопасным и привлекательным. На поверхности заложили почвенно-растительный слой толщиной 80 сантиметров, высадили не только кусты, но и целые деревья. Цель строителей — сделать так, чтобы путь воспринимался как что-то вроде безопасного лесистого холма, как часть дикой природы.
Примечательно, что строили этот мост во многом наугад — в автодорожный ГОСТ экодук как понятие попал только в 2020 году. Стоимость строительства составила около 100 миллионов рублей (напомним, дело было семь лет назад). По словам подрядчиков, наш кемеровский экодук обойдётся в десять раз дороже — около миллиарда рублей.
Насколько же велика «лосиная угроза», стоит ли она миллиарда?
По данным Минприроды РФ, которые приводит издание «Плюс Один», в 2018 году на дорогах всей России погибло 1 380 лосей, 183 кабана, 7 благородных оленей, 10 пятнистых оленей, 233 косули. Что до Кузбасса, то за пять месяцев 2022 года у нас сбили четыре косули и два лося — такие данные давал областной департамент по охране объектов животного мира.
Данные эти наверняка неполные, потому что водители сообщают не о всех ДТП с животными. Дело в том, что сбивший зверя должен компенсировать ущерб государству, даже если не нарушал правил дорожного движения — такие штрафы-компенсации собирает Минприроды. Сбитый лось обойдётся водителю в 80 000 рублей, косуля — в 40 000 рублей. Не все водители настолько совестливы, чтобы добровольно заплатить. Некоторые скидывают тушу в кювет и, поругивая незадачливую косулю, едут прямиком на ремонт. С лосями это сложнее: учитывая скорость автомобиля и массу зверя, столкновения порой приводят к тяжёлым ранениям и даже смерти людей.
Конечно, смертельные случаи единичны. Стоят ли несколько человеческих жизней миллиарда рублей — вопрос не экономики, а этики.
Протяжённость транспортного обхода Кемерова — 47,7 километра, это большое пространство. Откуда животным знать, где искать безопасный переход?
Вообще говоря, ниоткуда. Мировая практика предполагает, что экодук заранее строят именно в том месте, где проходит звериная тропа. Как правило, местные специалисты — биологи или охотоведы — осведомлены о тропах или по крайней мере могут найти их по следам. Конечно, один экодук не привлечёт всех животных с линии в несколько десятков километров — некоторые всё равно выйдут на шоссе. Однако направить их всё же стараются, в том числе раскладывая на подходных путях приманки. Будут ли так делать в Кузбассе, пока неизвестно.
Учитывая, что экодуков в России единицы, вряд ли кто-то может дать стопроцентную гарантию, что мост свои функции выполнит. Неопределённость — вечное бремя первопроходцев.
— Если проектировщики всё спроектировали правильно и пойдут животные, будет победа, я считаю, — говорит Кирилл Рыльков. — Деваться им некуда, ведь это федеральная трасса, днём и ночью будет поток транспорта. А здесь спокойное место, шума нет. Так что пойдут — ведь уже они сюда подходили…
Чтобы понять, эффективен ли экодук, на нём обустроят контрольно-следовую полосу. С её помощью специалисты будут фиксировать следы животных и классифицировать их. Увидеть конструкцию в действии можно будет уже в конце следующего года — по словам строителей, все работы идут по графику, без задержек.
ВКонтакте Twitter Одноклассники