Не поймите неправильно: память об императоре, писателе и основоположнике юридической науки в России достойна уважения и изучения. Ничего не имея против установки памятников или декоративных скульптур и сохранения культурного наследия, мы лишь хотели разобраться, есть ли связь между этими историческими личностями и столицей Кузбасса. Оказалось — есть, но неочевидная и не у всех. Подробности ниже.
Памятник первому русскому императору без торжественных церемоний установили 17 января 2023 года между зданиями Восьмого кассационного суда и управления Западно-Сибирской железной дороги в районе Притомского проспекта. Впрочем, здесь пока провели не все работы по благоустройству; возможно, церемония ещё впереди. Изваяние Петра выполнено из бронзы, высота — 4,5 метра, вес — 2,8 тонны. Автор скульптуры — прославленный Зураб Церетели, которому, кстати, в следующем году исполнится 90 лет.
Церетели запечатлел царя в развевающемся плаще со спасённым ребёнком на руках, стремительно и бесстрашно шагающим по воде. Сюжет воплощает легенду о причине смерти Петра. Рассказывают, что в ноябре 1724 года царь со свитой шёл на небольшом судне недалеко от устья Невы. Близ Лахты обнаружился выброшенный бурей на мель бот с солдатами и матросами, которые могли утонуть. Пётр вместе с другими очевидцами бросился в ледяную воду и лично спасал людей, от чего простудился, болел и два месяца спустя умер.
Никакого подтверждения этим событиям нет: в походном журнале за ноябрь отмечено лишь, что царь попал в бурю, но ни слова о судне и спасении людей. Так что история остаётся лишь легендой. Конечно, скульптор — не документалист и имеет право на художественное видение и символизм. Да и появилась легенда не на пустом месте: в жизни Петра было множество надёжно задокументированных эпизодов, когда он лично брался за рубанок, лопату или шпагу.
Деятельность царя, который «в Европу прорубил окно», стала отправной точкой векового спора западников и славянофилов. Действительно ли Россия уже зависла над пропастью, и лишь «рукой железной» Петра была спасена от исторического тупика, ослабления и подчинения более развитыми европейскими державами? Или царь-реформатор силой свернул страну с её естественного особого пути, который сулил ей не только самобытность, но и преимущества в развитии? Чудом был Пётр или чудовищем, русская интеллигенция спорила весь девятнадцатый век, и лишь распад империи смягчил остроту дискуссии, отодвинув её на задний план. Огромный масштаб его личности, впрочем, всегда был бесспорным. Памятники Петру стоят в Санкт-Петербурге, Москве и многих крупных городах России.
Идея о памятнике в городе, который во времена Петра вообще не существовал, появилась не с потолка: об установке ходатайствовали КАО «Азот» и региональное отделение Российского Военно-исторического общества. Вопрос предварительно изучала целая городская комиссия по топонимике — и в итоге пришла к выводу, что памятник Петру I в Кемерове вполне уместен. Решение об установке принял городской Совет народных депутатов, а поводом стало 350-летие со дня рождения царя.
Олег Коваленко, заместитель главы города по социальным вопросам, связал образ Петра с городом Кемерово через реформы.
— Сегодня Кемерово и Кузбасс быстро реформируются и модернизируются. Это очень связано с личностью Петра I — главного реформатора в российском государстве, — отметил Коваленко.
Гендиректор «Азота» Игорь Безух указал на связь памятника и места: Пётр провёл судебную реформу, поэтому именно его скульптуре самое место у кассационного суда.
— Памятник стал вкладом предприятия в создание современного облика Кемерова, который сложно представить без отсылки к событиям истории России, — подчеркнул Безух.
Сложно спорить, ведь в каждом городе есть суды и бывают реформы. Получается, что памятник Петру I уместен в любом городе России, в чём, естественно, нет ничего плохого.
К слову, в Кузбассе есть более чётко привязанный к месту памятник монаршей особе, и находится он в Мариинске. Это скульптура императрицы Марии Александровны, жены Александра II, в честь которой и назван город. Примечательно, что поименованием города жители когда-то и ограничились, а памятник императрице появился лишь в 2007 году.
Строго говоря, это не памятник, а декоративная скульптура — элемент украшения города рангом существенно пониже. Но благодаря размеру, добротности материалов, а главное, расположению в крайне престижном месте — на углу Притомской набережной и улицы Арочной, в сквере «Орбита» — скульптура смотрится очень солидно. В городских справочниках и распоряжениях городских властей по поводу, например, обслуживания её предпочитают называть «Философ». Однако совершенно очевидно, что это скульптура известного писателя-буддиста: здесь и портретное сходство, и цитата, недвусмысленно подписанная «Т. Лобсанг Рампа», и знаковые образы кошек.
Британский писатель и эзотерик Сирил Генри Хоскин родился в 1910 году. В 1956 году он написал книгу «Третий глаз», в которой утверждал, что является тибетским ламой, который вселился в тело Хоскина после того, как тот решил покончить жизнь самоубийством, и его имя — Тьюсдей Лобсанг Рампа. Книга стала бестселлером, и за ней последовала целая серия, благодаря которой тысячи европейцев увлеклись религиозными практиками Востока. В девяностые книги перевели на русский, и писатель обрёл множество почитателей и на просторах бывшего СССР.
Изложенные в книгах практики нельзя называть буддизмом в его классическом виде: Лобсанг Рампа смешал в увлекательное повествование представления разных религий, эзотерические практики и собственные оригинальные идеи. В книгах он рассказывает, как выходить из тела в астрал (и даёт подробнейшие практические рекомендации, как это делать), как путешествовать по другим планетам, говорить с животными, вспомнить прошлые жизни, влиять на карму и судьбу. При этом писатель утверждает, что это не художественный вымысел, а чистая правда, и почти каждый человек, приложив достаточно усилий, способен на многое из описанного.
Впрочем, книги не содержали ничего прямо деструктивного: автор придерживался буддийского принципа ненасилия и сострадания всему живому, призывал к мирному развитию и умножению знаний. Об этом же и цитата на памятнике, восходящая, очевидно, к греческим философам: «Чем больше вы знаете, тем больше вам предстоит узнать». А вот при чём здесь Кемерово, конечно, непонятно.
История появления скульптуры в столице Кузбасса примечательна тем, что заказчик никогда не был назван публично. По словам автора, московского скульптора Дмитрия Кукколоса, к нему обратился бизнесмен, попросивший сохранить анонимность. Он оплатил работу скульптора и доставку памятника, а в 2008 году передал его в дар городу. Можно предположить, что анонимный почитатель Лобсанга Рампы был достаточно влиятельным человеком, чтобы его подарок установили в самом центре Кемерова. Учитывая, что это не памятник, а лишь декоративная парковая скульптура, многих согласований просто не потребовалось.
Выходит, что никакой связи с городом Кемерово здесь нет. Впрочем, за минувшие 15 лет кемеровчане вполне привыкли к «философу». Необычная скульптура упоминается в народных путеводителях как изюминка города — ведь это, похоже, единственный памятник Лобсангу Рампе во всей России вообще.
Памятник грузинскому дворянину, революционеру и личному другу Сталина стоит вовсе не на улице Орджоникидзе, а на Арочной — там, где она переходит в сквер имени Боброва напротив первой городской гимназии. Скульптура выглядит очень старой, но на самом деле её открыли прямо перед началом перестройки, в 1984 году. А вот имя Орджоникидзе школе № 1 присвоили гораздо раньше — ещё в тридцатых.
Автор памятника — кемеровский скульптор Алексей Хмелевский, он же был создателем стелы «Дружба народов» на Весенней и «Ради жизни на Земле» около филармонии. Хмелевский изобразил Орджоникидзе в пути, в красноармейской шинели и в будёновке со звездой.
Георгий Орджоникидзе по прозвищу Серго был одним из высших руководителей Советского Союза. Имя его часто ставят в один ряд со Сталиным: Серго познакомился с Кобой ещё в 1907 году в бакинской тюрьме, и был одним из немногих, кто обращался к «отцу народов» на «ты». Именно Орджоникидзе приложил руку к свержению местных правительств и установлению советской власти в Грузии, Армении и Азербайджане. Он участвовал в Конституционной революции в Иране, потом вернулся на фронты Гражданской войны, а в тридцатые был наркомом тяжёлой промышленности. Орджоникидзе называют одним из ключевых организаторов советской индустриализации — и именно здесь его пути приходят в Кемерово.
Будучи наркомом, Орджоникидзе несколько раз побывал в Кузбассе лично: в 1933 году в Сталинске (нынешнем Новокузнецке), а в 1937 году, перед самой смертью — в Кемерове. Именно ему адресована телеграмма-рапорт о первой плавке чугуна на КМК, и именно в Новокузнецке его именем назван целый городской район.
Кстати, до сих пор точно неизвестно, как умер Георгий Орджоникидзе. Это случилось почти сразу после того, как Берия организовал арест его брата, и хотя официальная причина смерти — инфаркт, есть много свидетельств в пользу того, что Серго застрелился.
Памятника основоположнику российской юридической науки в Кемерове пока нет, но его установят в ближайшие месяцы. Кроме того, именем Сперанского назовут сквер рядом с Восьмым кассационным судом на Притомском проспекте. Памятник отольют из бронзы, его высота — 2 метра 30 сантиметров, плюс полуметровое основание. Автор памятника — московский скульптор Алексей Степаненко.
Михаил Сперанский, сын священника, родился в 1772 году в селе под Владимиром. Ничего не предвещало мальчику блестящего будущего — он не был дворянином, фамилии в современном смысле у него не было. «Сперанским» его записал при зачислении во Владимирскую семинарию его дядя, образовав фамилию от латинского «spero» — «надежда».
Благодаря талантам юношу заметили и в числе лучших учеников отправили доучиваться в семинарию в Санкт-Петербурге. После он был преподавателем, затем поступил на госслужбу, привлёк внимание императора Павла и сделал стремительную карьеру, к 26 годам став статским советником.
После смерти Павла его сын Александр I готовил всеобъемлющие либеральные преобразования политического устройства страны, и Сперанский стал его ближайшим сподвижником. Именно он был автором важнейших документов того времени — например, «Указа о вольных хлебопашцах», который позволял освобождать крепостных.
Михаил Сперанский руководил составлением «Свода законов Российской империи» — титанического труда, который заменил устаревшее Соборное уложение 1649 года. Сперанский едва ли не в одиночку пересоздал правовую базу для огромной империи — пятнадцать томов законов, которые действовали потом ещё век, до самой революции. Именно поэтому его называют создателем юридической науки как таковой.
Кроме того, Сперанский стал одним из организаторов российского высшего образования — в частности, приложил руку к созданию Царскосельского лицея и Императорского училища правоведения.
Памятники Сперанскому в Сибири логичны: с 1819 по 1821 год он был сибирским генерал-губернатором. Провёл полную ревизию управления краем, после которой сотни чиновников предстали перед судом, ограничил власть губернаторов, ввёл гласность в управлении, отменил монополии и ограничения на торговлю. Хотя центр губернии был в Иркутске, кемеровская городская комиссия по топонимике ничего не имеет против установки памятника Сперанскому и в Кемерове. Тем более место подходящее: квартал юстиции.
Фото: Елена Царегородцева / A42.RU
ВКонтакте Twitter Одноклассники