С 2007 года в отпуск по уходу за ребёнком в России может уйти любой из родителей и родственников. Теоретически. В реальной жизни это делают матери в 98% случаев. «Папа в декрете» — по-прежнему экзотика, но число таких отцов растёт. Последний опрос сервиса SuperJob показал, что ухаживать за ребёнком вместо жены готовы 43% российских мужчин, состоящих в браке. Мы поговорили с отцами, выбравшими такой путь, чтобы понять, что ими движет. Насмешки коллег, денежный вопрос, отношение родителей и мнение других женщин об «отцах с прицепом» — в нашем материале.
Слова «декрет» в российских законах нет. В советское время так называли отпуск женщин из-за того, что он появился благодаря декрету 1917 года. Сейчас под «декретом» понимают два отпуска: по беременности и родам и по уходу за ребёнком. Первый длится 70 дней до родов и 70 — после, и получают его только женщины. А вот отпуск по уходу за ребёнком может взять любой родственник, фактически осуществляющий этот самый уход — хоть папа, хоть дедушка.
Фотограф Константин Петров растил двух сыновей предподросткового возраста, когда родился третий. Посовещавшись, супруги решили, что в отпуск по уходу за ребёнком пойдёт папа, а не мама. Профессия Константина позволяла подрабатывать даже в «декрете», но определяющим был не график.
— Я понял, что если не сделаю этого, то в плане воспитания могу потерять сыновей, — рассказывает Константин. — У нас ведь у всех обычно как: папа — добытчик, с утра до вечера на работе, мы детей-то и не видим почти. Мальчиков воспитывают мамы и смартфон с компьютером. У меня трое, и все — сыновья, им нужен отец. Чтобы он не просто был, а вместе что-то делать, чтобы у них был пример перед глазами. Так что когда родился младший, я подал документы в газете, где работал, и стал плотно заниматься детьми — всеми тремя. Возился с младшим, старших выводил в лес, в походы, на охоту. Сам пошёл учиться на курсы спасателей, волонтёрил и их учил. Сейчас, когда подросли, это всё начинает пригождаться.
Работодатель не вправе ни отказать сотруднику в получении отпуска, ни уволить его. Согласие работодателя требуется, если родитель в отпуске хочет продолжать работать неполный день. Тогда он получает и пособие, и зарплату.
Супруга Константина почти сразу после родов тоже начала работать. Пока её не было дома, Константин занимался младенцем — менял подгузники, готовил, возил на приёмы к врачу. Как и положено по закону, получал пособие по уходу за ребёнком до полутора лет.
В отличие от пособия по беременности и родам, которое равно среднему заработку за два года, пособие по уходу за ребёнком до полутора лет составляет лишь 40% от среднего заработка (но не меньше 8630 и не больше 33282 рублей в месяц). Безработная мать (или отец) тоже может оформить отпуск и получать пособие, но размер будет минимальным — те самые 8630 рублей. Оформлять нужно через Социальный фонд России.
В дополнение к пособию и зарплате жены Константин вечерами подрабатывал фотосъёмкой. Богато не жили, но деньги, по словам Константина, не самое главное в жизни.
— Пока её нет — я с детьми. Пока меня нет — она. Конечно, были сомнения, как всё будет. Но я принял решение, что дети, их воспитание, важнее. Посмотрите на пап из девяностых — мы же последние, кто получил качественное образование, здоровые ценности, умение что-то делать руками. Если мы этому не научим сыновей, их никто не научит. Причём это возможно только собственным примером. Разговоры бесполезны, словам никто не верит, мы сами не верим. Будь у меня девочки — с ними бы осталась жена. А с мальчиками лучше быть отцу.
Работодатель, по словам Константина, отнёсся с пониманием. Сказалось и то, что его профессия не подразумевала сидения в офисе с девяти до шести. Конечно, от каких-то карьерных вех пришлось отказаться, но Константин понимал и пошёл на это сознательно. С прямыми насмешками он не встречался, но не все коллеги поняли его мотивы, а кто-то счёл лентяем или подкаблучником.
— Раньше мне и самому такая картина показалась бы странной: мама работает, папа «в декрете». Но когда у тебя дети, ты просто иначе расставляешь приоритеты, — подчёркивает Константин.
Отпуск можно разделить между родителями. Например, до полугода за ребёнком может ухаживать мама, а после — папа, или наоборот. Если детей двое, то с 2010 года отпуск могут взять оба родителя: один числится ухаживающим за одним ребёнком, второй — за другим.
Сергей Дружинин работает в IT-сфере и один растит дочь, которая видит маму лишь изредка по выходным. С женой Сергей развёлся, но ребёнок остался с ним — по его словам, потому, что у него лучше обеспеченность жильём. Зная судебную практику, понятно, что мать не настаивала на обратном.
— Мы разошлись, когда дочери было три года, так что в официальном отпуске я не был. Я воспитываю её один и не вижу в этом ничего легендарно сложного, главное — найти правильный подход, — говорит Сергей.
Сергей сам был ребёнком, которого бросили: мама уехала в Москву на заработки, папу не знал вообще, а вырастила Сергея бабушка. Поэтому он всегда мечтал построить полную семью, но не вышло.
— Сейчас дочь уже подросла, ходит в школу, вечером на развивашки — английский, хореография, вокал. Затем делаем домашку, сейчас наращиваем скорость чтения. Она любит настолки, так что часто играем. Иногда приходят в гости её подружки, иногда ходит в гости она сама.
Сергей старается не афишировать, что воспитывает дочь один — люди задают много странных вопросов.
— Не понимаю, почему это вызывает такой ажиотаж. Мамы же могут воспитывать ребёнка одни — я делаю плюс-минус то же самое, — недоумевает Сергей.
Разводом заканчивается больше половины браков в России. У пар с детьми большая часть разводов приходится на первые годы после рождения ребёнка. Психолог Ирина Кузнецова объясняет, что значимый фактор — физическая и эмоциональная перегрузка матери.
— Многие женщины после родов испытывают опустошение. Сверху накладывается эмоциональное выгорание из-за ежедневных операций по уходу за ребёнком. Современные поколения не привыкли к рутинному физическому труду, недосыпанию, дефициту впечатлений. В этой ситуации «мужской декрет» может стать реальным выходом благодаря перераспределению нагрузок, — рассказывает психолог.
Сергей, однако, подчёркивает, что в нормальной ситуации он не одобряет уход отцов в декрет.
— Как по мне, это странно, если семья в полном составе, — подчёркивает одинокий отец. — Я прекрасно понимаю, что ситуации бывают разные, не дай бог что-то случается — тогда это вынужденная мера. Надеюсь, что если я продолжу всё правильно делать, у дочери не будет разочарования, тянущегося с детства, в мужчинах и семье.
Ирина Кузнецова говорит, что «мужской декрет» в ряде ситуаций способен сплотить семью и сделать отношения более гармоничными. Матери в таких семьях не отстраняются от воспитания детей, а придя с работы, стремятся «наверстать упущенное».
По словам Сергея, посторонние женщины, когда узнавали о ситуации, начинали лучше к нему относиться, считали его надёжным и порядочным. Мужчины же чаще удивляются и ищут экзотических объяснений.
В целом российское общество хорошо относится к идее отца в декрете. По данным фонда «Общественное мнение», которые приводит «Интерфакс», 77% респондентов положительно отнеслись бы к тому, если бы мужчина в их окружении решил взять отпуск по уходу за ребенком. С другой стороны, 15% такой шаг всё же не одобряют.
Опрошенные отцы признают, что смогли выйти в декрет благодаря профессии, которая позволяет свободный график и удалёнку. Для тех мужчин, чья работа подразумевает полную вовлечённость — от инженеров и врачей до рабочих и госслужащих — уход с работы означает потерю квалификации и карьерных перспектив (как, естественно, и для женщин), а ещё вряд ли встретит понимание со стороны работодателя.
По данным того же опроса SuperJob, за последний год отпускали мужчину в отпуск по уходу за ребёнком 17% из тысячи опрошенных работодателей. По мнению социолога Александра Лепина, работодатели не готовы массово отпускать мужчин в декретный отпуск.
— Если для одних пап декрет — это спасение от грядущего увольнения, то для других — потеря профессиональных навыков. В существующей культуре родительства и для работодателей, и для отцов отпуск по уходу за ребенком что-то сродни городской легенде, которую охотно выслушают, но до конца не поверят, — сообщил социолог в разговоре с News.ru.
Но даже если работодатели будут меняться, инерция стереотипов останется велика. По словам Лепина, отказаться от традиционной роли добытчика мужчинам помешает критика и обвинения в несостоятельности со стороны собственных родственников.
Руководитель общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин полагает, что мужчины идут в отпуск по уходу за ребёнком не от хорошей жизни, а потому, что у них нет постоянной и стабильной работы. Когда экономика не растёт, стоит ожидать роста количества таких мужчин, но это не признак прогресса, а тревожный знак.
Фото: A42.RU
ВКонтакте Twitter Одноклассники