Гидрозатворы, подсветка и ремонт за 2,6 миллиарда: когда и как в Кемерове перекроют мосты

Сегодня в 15:10

После вступления в должность главы города Дмитрий Анисимов заявил, что за пять лет в Кемерове отремонтируют тринадцать мостов. Пока всё идёт по плану: в 2022 году строители в рекордные сроки обновили Красноармейский мост, сейчас взялись за Университетский. На очереди — капитальный ремонт Кузбасского моста: власти открыли тендер с астрономической суммой в 2,6 миллиарда рублей. Рассказываем, что входит в такую цену, когда откроют новый Звёздный мост на транспортном обходе и как ремонт шандоров Университетского моста повлияет на уровень воды в Искитимке.

Кузбасский мост: перекроют наполовину

Мост Кузбасский на улице Терешковой ввели в эксплуатацию почти полвека назад, в 1982 году. Он чрезвычайно востребован: соединяет густонаселённые Ленинский и Рудничный районы, а кроме того, является частью дороги федерального значения Р-255 «Сибирь». При такой нагрузке неудивительно, что отдельные участки дорожного покрытия ремонтируют ежегодно. В 2009 году строители ремонтировали опорные части моста и деформационные швы, в 2013 году восстанавливали гидроизоляцию железобетонной плиты проезжей части. Однако этих мер было недостаточно: исследование 2019 года зафиксировало многочисленные дефекты, которые не исправить малыми силами. Это трещины в плитах и разрушение бетона, пластовая коррозия балок, застой воды в ригелях, расстройство фиксирующих устройств и другие. 

— Трещины бетона, коррозия балок — это очень серьёзно, это приводит к снижению несущей способности, — комментирует Максим Беляев, главный технолог одной из кемеровских дорожно-строительных компаний. — Конечно, мосты всегда строят с многократным запасом прочности, потому что всем понятно, что быстро найти деньги на его переустройство не получится. Но, видимо, подошёл момент, когда дальше ждать нельзя. Тем более если дефекты есть, то при сохраняющейся нагрузке они будут развиваться. 

В общем, пришло время капитального ремонта, на который планируют направить астрономические 2,6 миллиарда рублей в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Подрядчик должен будет отремонтировать не только сам мост, но и оба путепровода, и подъездные пути. Судя по графику работ, строители будут разбирать кладку одних опор и восстанавливать поверхности других, устраивать водоотводы, досыпать и укреплять конусы моста. Конечно, заменят и дорожную одежду: в графике значится покрытие толщиной 9 сантиметров из литой асфальтобетонной смеси. Мостовые подходы благоустроят: высадят живую изгородь из спиреи и пузыреплодника. Посадят даже деревья, правда, совсем мало: восемь ёлочек и девять яблонь.

Отдельным плюсом отметим замену деформационных швов — тех самых поперечных конструкций, над которыми быстрее всего разрушается асфальт (порой — до состояния канавы). Их планируют заменить на современные.

Работы начнутся уже 8 апреля и продлятся два с половиной года — до 31 октября 2025-го. Мероприятий, необходимых для полного перекрытия движения, в графике нет, но предусмотрена установка двухсекционного светофора. Ранее Дмитрий Анисимов в соцсетях уточнял, что мост будут перекрывать наполовину. Движение организуют по трём полосам, и вероятнее всего, оно будет реверсивным: утром две полосы в центр и одна — в Рудничный район, а вечером — наоборот. Перекрытие понадобится только в следующем году, так как в текущем строители сфокусируются на подмостовом пространстве.

Университетский мост: изменит уровень воды 

Мост через Искитимку, соединяющий Советский и Октябрьский проспекты, построили в 1983 году и капитально с тех пор не ремонтировали. Он четырёхполосный, движение организовано реверсивно: утром три из четырёх полос открыты для движения в центр, вечером — в Ленинский район.

В конструкцию моста, как ближайшего к Томи, входит гидротехническое сооружение — шандоры. Это водяные заслонки, которые крепятся к опорам и позволяют регулировать уровень воды в реке. Обычно шандоры в зависимости от конструкции можно либо поднимать и опускать, либо просто снимать на время, обеспечивая сброс. Шандоры Университетского моста давно неисправны и не используются, но в ходе запланированного ремонта их починят. В администрации города A42.RU подтвердили, что это позволит регулировать водосброс во время паводка, а кроме того, поддерживать уровень воды в Искитимке выше нынешнего.

Кроме того, строители обновят пролётные строения, смонтируют водоотвод и полностью переложат асфальт. Дмитрий Анисимов уточнял, что строители приступят к работе уже в апреле, а завершат её в декабре.

— Начнём с подмостового пространства, конусов, шандор — без перекрытия движения. Ремонт дорожного полотна будет только после открытия улиц Гагарина и Сибиряков-Гвардейцев, — подчеркнул глава города.

Зимой мост заиграет новыми красками, а точнее, светодиодами. Проект, приложенный к аукционной документации, содержит десятки вариантов подсветки моста, в том числе праздничной и в цветах российского флага. Технически светильники поддерживают до 16 миллионов цветов, через щит управления можно загрузить любую программу иллюминации. Стартовая цена электронного аукциона — более 390  миллионов рублей, подрядчика должны определить не позднее 1 апреля.

Почти в те же сроки — до конца осени — благоустроят участок набережной поблизости. Между мостом и Восьмым кассационным судом появится прогулочная зона с велодорожкой, детской и спортивной площадками за 59 миллионов рублей. 

Звёздный мост: откроют в октябре

Строительство моста через Томь на долгожданном транспортном обходе Кемерова в самом разгаре: строители монтируют буронабивные сваи и опоры. Трассу на Яшкино регулярно перекрывают на несколько часов из-за взрывных работ на берегу. Длина моста составит 884,6 метра, ширина — 27,1 метра, высота — до 38 метров, собственную стоимость отдельно не называли, но весь обход в 2021 году оценивали в 42 миллиарда рублей. 

23 февраля мост получил имя: в ходе народного голосования на платформе «Кузбасс Онлайн» верх одержал вариант «Звёздный» — по имени близлежащего посёлка. Всего же предложений по названию и расцветке было более полутора тысяч. Примечательно, что на втором месте с совсем небольшим отрывом оказался вариант «Ятимовский» с неочевидным происхождением от тюркского «етим» — «сирота». Чем этот вариант так приглянулся кузбассовцам, совершенно непонятно. Среди других популярных вариантов — «Крёковский» (по названию другого близкого посёлка) и «Леоновский».

В конце февраля правительство Кузбасса сообщало, что строители почти завершили рабочий мост — готовы 13 из 16 пролётов.

Завершено устройство свайных оснований на четырёх опорах из десяти. В конце марта строители планируют приступить к сборке на стапеле металлоконструкций пролётного строения, а в апреле — выполнить первую стадию надвижки.

Мост достроят не позднее октября 2024 года — именно такой срок был указан в проекте. При этом месяц назад губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв заявил, что транспортный обход будет запущен раньше — уже к 1 августа 2024 года.


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники