Кемеровский горсовет утвердил порядок создания и использования платных парковок в столице Кузбасса. Если вы уже представили центр Кемерова, утыканный камерами, которые присылают счёт за каждую остановку у магазина — погодите, всё не так страшно: первые два часа будут бесплатными. Это чуть ли не единственная деталь, известная сейчас.
В остальном опубликованный документ конкретики не содержит: ни цен, ни адресов. Тем не менее, кое-какие очертания будущей системы можно понять. Где появятся первые платные кемеровские парковки, кто сможет парковаться на них бесплатно и как обстоят дела в других городах — в нашем материале.
28 апреля Кемеровский городской совет народных депутатов утвердил порядок создания и использования платных парковок на дорогах общего пользования. Это пока не решение их создать, а лишь подготовка правовой основы, необходимой по федеральному законодательству. Теперь, как только мэрия захочет обустроить платную парковку, она сможет это сделать одним постановлением.
Опубликованный же документ определяет лишь основные параметры будущей системы платного паркинга — если, конечно, она вообще появится. И даже он вступит в силу не сейчас, а после 1 сентября.
Цель организации платных парковок — повышение безопасности на дорогах и увеличение их пропускной способности. Так сказала председатель юридического комитета администрации города Кемерово Татьяна Салдаева, представляя проект решения городским депутатам.
Как именно платные парковки увеличат комфорт и безопасность кемеровчан, мэрии ещё предстоить объяснить. Опубликованный «Порядок создания и использования…» требует от городских властей опубликовать основные проблемы в сфере дорожного движения, которые планируется решить с помощью платных парковок, не позднее чем за 30 дней до начала их использования.
В других городах платные парковки вводили с повышением уровня автомобилизации, которая начинала мешать нормальному течению городской жизни. Например, клиенты магазинов в центре не могли припарковаться, потому что парковки заняты оставленными на весь день машинами сотрудников и местных жителей. В Москве платные парковки появились в 2012 году, в Санкт-Петербурге — в 2014 году, в Новосибирске — в 2020-м.
Опубликованный «Порядок создания и использования…» вводит понятие «оператор парковки» — это юридическое лицо, которые будет устанавливать паркоматы, вести расчёт и контролировать соблюдение правил использования парковок. Администрация может создать для этого муниципальное предприятие либо уполномочить стороннюю организацию через тендер или концессию.
Размер платы определит администрация. Сумма неизвестна даже примерно, зато известно, что расчётный период будет равен 60 минутам — это тоже озвучила Татьяна Салдаева.
Опубликованный документ устанавливает срок, за который плату взимать не будут. По тексту это «кратковременное размещение ТС продолжительностью менее двух часов». Не такое уж и кратковременное, если водителю нужно в парикмахерскую или, скажем, в бассейн. А вот тем, кто работает в зоне платной парковки, ездит на работу на машине и оставляет её у дороги на весь день, придётся несладко. Хранить автомобили на платной парковке и вовсе будет запрещено: порядок предусматривает только временное размещение.
Для сравнения — в Новосибирске бесплатный период составляет 30 минут, в Москве его формально нет вообще (на деле система даёт 5 минут на решение — оплатить или уехать).
В других городах России первые зоны платной парковки появлялись там, где дефицит мест был наиболее острым, то есть в центре города. В Кемерове, однако, парковка в центре останется бесплатной. В опубликованном документе об этом ни слова, география парковок известна только со слов депутатов на заседании. Председатель горсовета Юрий Андреев, отвечая на реплику депутата-коммуниста Ивана Утробина, подчеркнул, что положение о платных парковках обсуждалось лишь применительно к территории комплексного развития, то есть к микрорайонам, которые начинают строить в ходе реновации улиц Сибиряков-Гвардейцев и Гагарина.
— Нет у нас пока такого видения, что это будет делаться в центре города, — подчеркнул Юрий Андреев.
Иван Утробин отметил, что вопрос введения платной парковки на проезжей части дорог общего пользования непростой, и его нужно «проработать посерьёзней». Но в итоге всё равно проголосовал «за».
Размер зоны платной парковки пока неизвестен. В том же Новосибирске, например, начинали с небольшого участка Красного проспекта, а расширили зону и дифференцировали оплату уже позднее.
В решении Кемгорсовета сказано, что если администрация захочет создать парковку «в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами», то решение принимается с учётом мнения собственников квартир после проведения публичных слушаний. Порядок проведения, впрочем, не предусматривает права жителей запретить стройку: городские власти могут как прислушаться, так и не прислушаться к их мнению.
В целом организация платной парковки на общедоступных дорогах в зоне массовой застройки вполне соответствует мировым и российским трендам. Плотность населения и деловая активность в зоне КРТ планируются так, что обеспечить каждому человеку парковку изначально невозможно — тогда не будет ни парков, ни социальных объектов, а лишь одна большая парковка.
– Основное назначение платных парковок – снижение популярности личного автомобиля, стимулирование использования общественного транспорта, упорядочивание непосредственно самой парковки, чтобы места доставались тем, кому они остро необходимы, – объясняет Максим Беляев, главный технолог дорожно-строительной компании. – На мой взгляд, начинать с зоны КРТ не совсем правильно, так как там острой необходимости в платных парковках не будет как минимум до сдачи первых кварталов или первых точек притяжения, к примеру, обещанной площади на пекрёстке Соборной и Сибиряков-Гвардейцев. Первыми к внедрению платных парковок всё-таки просятся центральные улицы: Кирова, Советский. При этом сначала необходимо провести работу в близлежащих дворах: поставить шлагбаумы, ограничить въезды, в общем, сделать всё для того, чтобы у автомобилистов не было соблазна затоптать газон колесами в ближайшем дворе.
Сделать парковки ещё и источником дохода для городского бюджета обычно не удаётся. По крайней мере, в Новосибирске они ежегодно приносят лишь убытки.
«Порядок создания и использования…» содержит перечень категорий транспортных средств, которые смогут парковаться бесплатно — это машины экстренных служб, правоохранительных органов и коммунальная техника. Интересно, что льготники и жители близлежащих домов в списке не упомянуты — то есть поставить машину под окном собственного дома, если парковку сделают платной, не получится. Впрочем, документ оставляет возможность городским властям дополнить список позднее.
Другие города подходят к этим вопросам по-разному. В Москве, например, оформляют местным жителям резидентное размещение, а в Новосибирске — нет. В Санкт-Петербурге 10% мест в зоне платной парковке предназначены для инвалидов, но если они заняты, то льготник должен парковаться на общих основаниях.
Терминалы в кемеровском общественном транспорте порой не работают, и потому надёжность парковочных автоматов тоже заранее вызывает вопросы. «Порядок создания и использования…» перечисляет допустимые способы оплаты: паркомат, мобильное приложение, через СМС, на сайте и с помощью единой предварительно приобретённой карты. Упомянут и наличный расчёт, однако оговаривается, что способ оплаты определяется самим оператором парковки с учётом технической возможности — иными словами, оператор может ограничиться только безналом.
Если ни один из способов не работает по техническим причинам, за которые отвечает оператор, то парковаться можно будет бесплатно до устранения неисправности.
В опубликованном документе есть и другие интересные детали:
A42.RU спрашивал кемеровчан об их отношении к идее сделать парковку платной в 2019 году. Большинство опрошенных тогда осудили эту идею. И указали, что сначала нужно развить параллельные способы передвижения, модернизировать общественный транспорт, создать условия для велосипедистов и пешеходов, и лишь после этого вводить ограничения. С тех пор транспорт столицы Кузбасса пережил много изменений: исчезают маршрутки, обновился автобусный парк, развиваются службы проката самокатов. Примут ли кемеровчане теперь с одобрением платные парковки — неясно. Конечно, многое будет зависеть от параметров системы.
У решения ввести зону платной парковки есть и побочные эффекты: кто-то не платит, кто-то норовит доехать до края зоны и бросить машину в чужом дворе. В итоге разгрузка городского пространства в одном месте приводит к его перегрузке в другом. В Новосибирске жителям дворов по границе платной зоны пришлось тотально огораживаться шлагбаумами, хотя целиком это проблему не решило. Сумеет ли администрация Кемерова учесть чужой опыт — узнаем, когда на территории реновации построят первый микрорайон.
Фото: A42.RU
ВКонтакте Twitter Одноклассники