Знаете, это какая-то трудная осень. В течение пары месяцев ушли от нас совсем молодые люди. Сначала Оля Иноземцева, кемеровская журналистка, уснула и не проснулась. Юлия Чолах на протяжении нескольких месяцев боролась с раком и открыто говорила об этом. Её последние посты в соцсетях были настолько оптимистичными, что невозможно было поверить, что её не станет. Но Юли не стало.
На прошлой неделе похоронили Зину Жук, которую я всегда буду помнить, как свою студентку Зину Пчельникову. Совсем молодая девочка сгорела за неделю от острой инфекции. И сейчас банально сокрушаться, что это ужасно, когда уходят молодые. Да, ужасно. Но по этому поводу у меня две мысли.
Первая такая. В отношении человеческой смерти интернет — это какое-то зло. Потому что в интернете смерти нет. Например, соцсеть «Одноклассники» каждый год предлагает мне поздравить с днем рождения парня, которого давно нет. На следующий день после похорон Зины Жук Facebook[*] предложил мне пригласить её на своё мероприятие. И от всего этого жутко.
Не знаю, как у вас, а у меня не хватает духу отписаться от страниц умерших друзей и знакомых. И с каждым годом этих бездушных во всех смыслах приглашений к поздравлениям и участию в мероприятиях становится всё больше. И знаете, ведь эти ушедшие — это совсем молодые люди. А молодые редко уходят долго. Они уходят быстро, бесшумно, внезапно. Вчера ещё ты спрашивал у этого человека, как дела, наговаривал ему сообщение в мессенджере, писал комментарии под его фото, а сегодня его уже нет. Остался диалог с ним, остались его фразы в твоем телефоне. А его уже нет. Но в соцсетях этот человек живой. Если, конечно, кто-то из родственников не заморочился с закрытием странички. Однако такое происходит редко. Наверное, у родных так же не хватает духу удалить человека из места, где он всегда как будто жив.
И вторая мысль такая. По роду работы приходится читать много прогнозов разного рода. Футурологи среди всего прочего предсказывают развитие медицины. Говорят, что нынешнее поколение 30-летних будет жить до 100 лет. Но мне кажется, что никто из нас не доживет до векового юбилея. Футурологи обманывают нас. Ну, или они просто оптимисты.
Медицина развивается, а человек — нет. Человек как будто стал ещё уязвимее. И человеческий организм реагирует не только на внешнюю среду, травится некачественными едой и напитками, но и будто быстрее сдаётся. В моем окружении пожилые люди попадают в больницы с инфарктами и кризами, лечатся, восстанавливаются. А молодые умирают молниеносно, как бы сразу решая, что не надо этих долгих путей.
Наверное, это просто жизнь. И так было всегда. Не зря же почти 100 лет назад Михаил Булгаков написал: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер». И есть в жизни соцсети или нет их, неожиданная смерть человека поражает и заставляет в растерянности оглядываться вокруг, думая, кто же следующий. И думать о себе, конечно. И ещё вот что думать: срочно надо жить! Срочно.
ВКонтакте Twitter Одноклассники