В России 80% водителей возят детей в автокреслах. У 69% семей с детьми до 12 лет есть собственное удерживающее устройство, ещё 6% планируют его приобрести в ближайшее время. И только 5% автомобилистов отказываются от этой меры безопасности. Такие данные приводит Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Ещё в 2011 году удерживающие устройства не пользовались таким доверием у россиян. Их использовали только 32% водителей. Сегодня же большинство родителей уверены, что возить ребёнка в автомобиле без специального кресла небезопасно, хотя некоторые семьи полагают, что у этого атрибута есть и существенные минусы.
«Газета Кемерова» выяснила, что думают родители из Кемерова об автомобильных креслах и как выбирают их для своих детей, а также проконсультировалась с экспертами, какое устройство будет наиболее безопасным и комфортным для ребёнка.
По данным ВОЗ, детские удерживающие устройства снижают смертность среди младенцев на 71%, а среди детей более старшего возраста — на 54%.
В Московской области в 2014–2015 годах фонд «Движение без опасности» изучил данные о 239 детях-пассажирах в возрасте до 12 лет, пострадавших в ДТП на территории региона. Оказалось, что вероятность получения тяжёлых травм повышается на 1,8%, если не использовать автокресло. Если ребёнок находился в нём и получил травмы, они носили либо среднюю степень тяжести, либо удовлетворительную и не требовали длительного стационарного лечения, цитируют РИА Новости главу фонда Наталью Агре.
В июле 2017 года вступили в силу поправки в ПДД по перевозке детей. Ранее детей до 12 лет требовалось перевозить с помощью автокресел, бустеров или адаптеров ремней безопасности, а на переднем сидении — только с помощью автокресел. Теперь эти правила касаются только детей до семи лет, остальных можно пристёгивать штатными ремнями. На переднем сиденье детей до 12 лет по-прежнему перевозят только в кресле. За нарушение правил полагается штраф 3 000 рублей.
При этом инспекторы отдела пропаганды ГИБДД по Кемеровской области настоятельно рекомендуют перевозить детей старше семи лет в автокресле, несмотря на «послабление» в правилах. Ведь ребёнка можно пристегнуть ремнями только если его рост превышает 150 сантиметров.
— Штатные ремни безопасности в автомобиле рассчитаны на рост взрослого человека. Все автомобили проектируются с учётом того, что пассажир и водитель имеют рост не ниже 150 сантиметров, — объясняет Андрей Степанов, инспектор отдела пропаганды УГИБДД по Кемеровской области. — Поэтому если ребёнок ниже 150 сантиметров, правильно его пристегнуть невозможно, и ремень может стать причиной травм.
По правилам верхняя часть ремня должна проходить между серединой груди и плечом, но ни в коем случае не по шее. Нижняя — по бедрам и тазу, но не по животу. Колени пассажира при этом согнуты естественным образом, а ступни — находятся на полу.
— Детское автокресло имеет собственные ремни безопасности. Причём не трёхточечные, как штатные автомобильные ремни, а пятиточечные. Они позволяют более надёжно зафиксировать ребёнка, — продолжает Андрей Степанов. — Также у кресла есть дополнительный каркас жёсткости, который защищает при боковых ударах. Бортики снижают риск травм.
Бустер — это ещё один вариант удерживающего устройства: небольшое сиденье с подлокотниками без спинки и внутренних ремней безопасности.
— Бустеры позволяют пристегнуть ребёнка старше семи лет, потому что рассчитаны на рост от 125 до 150 сантиметров, — объясняет инспектор отдела пропаганды. — Ребёнка пристёгивают штатным ремнём, а бустер приподнимает его тело, чтобы он лёг правильно. При этом каркас у него жёсткий. Если вы посадите ребёнка на подушку, она выскользнет во время ДТП, а бустер останется на месте, поскольку надёжно фиксируется ремнём.
Андрей Степанов не рекомендует родителям использовать защитные треугольники для перевозки детей. Он отмечает, что в большинстве европейских стран эти устройства запрещены, поскольку не обеспечивают должной безопасности. При экстренном торможении треугольники складываются, и получается острый угол, который может нанести маленькому пассажиру травму. Это дополнительная опасность.
— Как правильно выбрать кресло? Ребёнка до полутора лет рекомендуют перевозить в кресле, направленным спинкой вперёд (Родители ещё называют их автомобильными люльками. — Примеч. ред.). В таком устройстве ему лучше ездить минимум до года, поскольку мышцы у малыша ещё слабые. Детей постарше можно перевозить в автокресле, направленном по ходу движения. В них можно ездить детям до 26 килограммов — это рост в 125–130 сантиметров. На каждом автокресле указан возраст детей, для которых оно предназначено, — советует Андрей Степанов.
— Дети могут ездить в автомобиле только в специальной детской удерживающей системе (ДУС): это детская люлька, съёмное детское кресло, дополнительное сиденье (бустер). Это требование времени — когда росли мы, такого потока машин не было, да и культура вождения была совершенно иная, — рассуждает педиатр Светлана Притчина.
По словам медика, автокресло «на вырост» покупать нельзя. При выборе удерживающего устройства следует учесть вес и возраст ребёнка. Причём первое важнее — дети-одногодки могут иметь разную комплекцию. Существуют группа 0 — до 10 килограммов, 0+ — 0-13 килограммов, 1 — 9-18 килограммов, группа 2 — 15-25 килограммов, группа 3 — 22-36 килограммов.
— Новорождённого ребёнка из роддома нужно везти только в детском удерживающем устройстве, — отмечает Светлана Притчина. — Как правило, это автолюлька. Для фиксации малыша ни в коем случае не используйте конверт для выписки. Во время резкого торможения ребёнка можно уронить или придавить своим весом. Поэтому нельзя везти его на руках или в люльке от коляски.
Поза ребёнка в автокресле является физиологичной и полностью безопасна для детей раннего возраста. Малыш находится в положении полулежа, и нагрузка на спину распределяется равномерно.
— С учётом анатомо-физиологических особенностей мышечного и связочного аппарата шеи, а также большого риска травм шейного отдела позвоночника в случае резкого торможения, ребёнок до одного года (и веса около 13 килограммов) в автокресле должен ехать спиной вперед, то есть против хода автомобиля, — советует доктор Притчина.
В автокресле ребёнок должен быть зафиксирован ремнями автокресла, желательно пятиточечными, в таком случае выше уровень безопасности. Само кресло крепится штатными ремнями автомобиля или скобами ISOFix.
— Угол наклона автокресла должен составлять 30-45 градусов. Более вертикальное положение может привести к нарушению дыхания, более пологое — снизит защиту головы при столкновении, — объясняет педиатр.
Если ребёнок находится в автокресле на переднем сидении, то обязательно отключите подушку безопасности, так как место её раскрытия рассчитано на область груди взрослого человека, у малыша же удар придётся на голову.
— Если вы собираетесь в длительную поездку на автомобиле, то каждые 1,5–2 часа следует делать перерыв и вынимать ребёнка из автокресла, — предупреждает Светлана Притчина. — Для недоношенных детей с респираторными нарушениями длительные поездки в автомобиле могут быть опасны. Таким детям в первые месяцы жизни лучше минимизировать частоту и длительность поездок.
Светлана Горшинина, риелтор:
– Первое кресло, которым мы пользовались, было от коляски-трансформера. Несмотря на то, что ребёнок с годовалого возраста ездил сзади и в кресле со всеми возможными вариантами фиксации, я всегда находилась рядом с ней, за рулём был муж. Когда дочь подросла, я купила себе личный автомобиль. И возила дочь сама. Решила больше кресло не покупать, так как цена достаточно высока, а функционал невелик. Поэтому приобрела бустер, который до июня 2017 года использовался в поездках.
Чем меня привлёк именно бустер? Он лёгкий, занимает немного места. Ребенок в нём хорошо зафиксирован ремнём безопасности. Дополнительно я использовала также треугольные накладки на ремень. Дочь перевозила и на переднем сидении, и на заднем. И, конечно, большую роль для меня сыграла цена приспособления. 3 000—5 000 рублей стоит автокресло, а бустер — 800 рублей.
Сейчас дочери исполнилось 12 лет. Она ездит уже на переднем пассажирском сидении. При поездках на дальние расстояния продолжаю пользоваться накладкой на ремень.
Чем мне не нравятся автокресла и бустеры? Дети во время движения довольно быстро засыпают. И хорошо зафиксированный ребёнок спит, свесив голову на грудь. Поза очень неестественная, голова болтается. А расположить приспособление так, чтобы ребёнок лежал или полулежал, невозможно. Это доступно только грудным детям. Когда ребёнок сидит в бустере на переднем сидении, то спинку можно отклонить. Тогда он и пристёгнут, и спит комфортно.
Татьяна Кодацкая, блогер, мама троих детей:
— У нас кресла появились семь лет назад. Сейчас старшей дочери уже 12, и она ездит без него. Сыновьям — 10 лет и один год, поэтому продолжают пользоваться. Тяжело было год назад — все три не входят на заднее сидение, кто-то всё время ехал спереди.
Из плюсов — дети от полутора лет и до школы привязаны к месту и не лазят по всей машине, не открывают окна и двери. Из минусов: малыши с рождения до года истошно вопят в этих креслах, далеко не уедешь. Не посоветую, как с этим справится, мы просто пережили этот возраст. Можно ездить, только если ребёнок спит. Это нормально для малышей такого возраста, детям дискомфортно в кресле, им хочется чувствовать тепло маминых рук.
Константин Наговицын, фотограф:
— Мы с женой выбирали кресло по компромиссу цены и качества. И смотрели, чтобы оно было пригодно для долгих поездок — раскладывалось максимально в горизонтальное положение и устойчиво фиксировалось в машине. Моему ребёнку четыре года, кресло ему нравится, спит в нём с удовольствием.
Но у детских удерживающих устройств есть серьёзный минус. Когда кресел не было, все старались детей возить на заднем сидении. Сейчас часто вижу кресла, установленные спереди. Место рядом с водителем — самое опасное в машине. А устройство даёт иллюзию безопасности. Это плохо.
Однажды на мою машину упала глыба льда. Лобовое стекло было пробито, удар пришёлся на место рядом с водителем. Меня руль защитил, хорошо, что рядом со мной никто не сидел в тот день. Этот пример подтверждает — возить ребёнка спереди не стоит.
Мария Кравец, директор А42.RU:
– Я очень тщательно к этому вопросу подходила, причём с самого рождения. Первые кресла, люльки, которые идут с колясками 3 в 1, нам не подошли. Во-первых, у них бестолковое крепление. Во-вторых, неправильная анатомия. Ребёнок заваливается, внутренних креплений нет.
Не знала, что кресла подороже и посерьёзнее подходят и детям с рождения. У них есть краш-тесты, как у автомобилей. И такие устройства гораздо эффективнее. Ребёнок защищён от бокового удара бортами, крепление надёжное. Кресло должно быть анатомически комфортным для ребёнка, потому что если ему неудобно сидеть, то везти его будет невозможно.
Николай Симановский, отец четверых детей:
– Помочь кресло может в одном случае — когда тебя с ребёнком остановили сотрудники ГИБДД, а он в кресле. Экономия 3 000 рублей. А во всем остальном... Моё мнение, что это политика. Кто-то лоббирует интересы производителей. К безопасности дорожного движения они не имеют никакого отношения.
Что касается удобства ребёнка, тоже большой вопрос. Вы садились когда-нибудь в анатомическое гоночное автомобильное кресло? Это очень неудобно. Я никогда не покупал кресло и не собираюсь этого делать. В дальние поездки, в качестве оберега от ГИБДД, одалживал у друзей. Ребёнку неудобно, больше нытья и раздражения.
Мария Аврамчук, руководитель:
– Кресло я выбирала по принципам безопасности (читала отзывы, смотрела краш-тесты) и удобству для ребёнка. В итоге мы купили модель со столиком, через него очень удобно вставлять ремень, и он не давит на ребенка. Это как раз то, что дети не любят.
Кресло дочери нравится! Из моего опыта: чем раньше усаживаешь в него ребёнка, тем меньше проблем. Если в три года вдруг усадить ребёнка в кресло и пристегнуть, малыш будет возмущаться, и справедливо: раньше же его движения не ограничивались.
Большинство родителей возят детей в детских автокреслах или бустерах. Если вы их поддерживаете, и тоже используете в автомобиле удерживающие устройства для вашего ребёнка, предлагаем вам принять участие в нашем фотоконкурсе.
Региональный сайт Кузбасса A42.RU объявляет о старте фотоконкурса «Везу своё сокровище» для ответственных родителей. Чтобы получить Apple iPad, нужно сфотографировать своего малыша в детском кресле в машине и показать: кемеровские родители правила дорожного движения не нарушают и заботятся о своих детях.
Сбор заявок с 23 октября 2017 года по 7 ноября 2017 года. Голосование на сайте «Газеты Кемерова» запустится 8 ноября, а уже 21 ноября определится тройка призёров.
Победитель фотоконкурса получит iPad, но не останутся без подарков и обладатели второго и третьего мест:
Кроме того, приятный подарок получит участник, который больше всего понравится редакции A42.RU — его ждёт спальный детский набор из семейной мастерской «Заюшкина избушка».
Фото ребёнка необходимо прикрепить к заявке и заполнить небольшую анкету.
Правила голосования читайте по ссылке.
Отметим, что призы ждут не только конкурсантов, но и неравнодушных голосующих. Каждый день самых активных из них ждёт призовая 1 000 рублей. Участвовать в этом розыгрыше можно неограниченное количество раз. Подробнее здесь.
Желаем всем участникам победы и ждём ваши заявки.
ВКонтакте Twitter Одноклассники