Не помойка, а фудшеринг: магазинам хотят разрешить раздачу еды перед просрочкой. Кому это выгодно?

Сегодня в 15:40

Депутаты подготовили законопроект, позволяющий магазинам бесплатно раздавать продукты, которые вот-вот уйдут в просрочку. Рассказываем, почему сейчас выгоднее выбросить еду, чем накормить бедных, что изменится в работе благотворителей и кто в итоге получит выгоду.

Еда не из помойки

В соцсетях регулярно всплывают сюжеты, снятые случайной камерой: пожилые люди копаются в мусорных баках за крупным сетевым магазином, забирая выброшенную просрочку. Иногда и копаться не нужно: груды продуктов лежат прямо на земле. А порой наоборот: магазины огораживают баки стенами и запирают на ключ, чтобы еда точно уехала на помойку, и объясняют этот шаг защитой неимущих от отравления.

Схожие эмоции вызывают новости об уничтожении продуктов: по словам зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Станислава Наумова, ежегодно отправляется на утилизацию около семи миллионов тонн просроченных продуктов. «В стране столько людей за чертой бедности, неужели магазину сложно заранее раздавать еду, чем её выбрасывать?» — регулярно недоумевают комментаторы в интернете.

Вообще-то сложно: во-первых, продукты с истекающим сроком годности нужно будет сортировать, хранить, распределять, как-то предупреждать риски отравлений. Во-вторых и в-главных — когда продукт утилизирован, за него можно вернуть НДС: нет добавленной стоимости — нет и налога. Если же магазин продукты раздаёт, налог он всё равно уплатить обязан.

Это-то главное препятствие и вознамерилась ликвидировать группа депутатов. По информации «Известий», в законопроекте, который вот-вот внесут в Госдуму, предлагается отменить НДС на продукты и бутилированную воду с истекающим сроком годности, если они будут бесплатно отданы населению. Тогда магазинам станет выгоднее раздавать продукты, чем выбрасывать. Практика под названием фудшеринг распространена в целом ряде стран, где помогает не только поддерживать неимущих, но и улучшать экологическую ситуацию, снижая количество пищевых отходов.

Опасения и надежды благотворителей

Пока неизвестно, как депутаты видят процедуру раздачи: когда срок годности будет считаться «истекающим»? Можно будет забрать еду в любом магазине, или каждая сеть организует отдельную площадку? А может, раздачу доверят специальным фондам? На эти вопросы пока нет ответов.

В Кузбассе действуют несколько социальных проектов, связанных с раздачей еды нуждающимся. Суть их в том, что желающие могут купить продукты и отдать их фонду, например, положить в специальную корзину в супермаркете, а уже фонд передаст их нуждающимся. Однако законопроект, если станет законом, никак не поможет благотворителям: по словам директора фонда «Доброе дело» Елены Колесник, продукты с истекающим сроком годности у них не передают.

— Для социальных проектов «Добрая корзина» и «Дари еду» мы принимаем только продукты длительного хранения — крупы, макароны, консервы, конфеты. Строго следим, чтобы был нормальный срок годности, взвешиваем и раздаём адресно, по спискам. Передаём их семьям с детьми-инвалидами, многодетным семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, одиноким пожилым людям, — рассказывает руководительница фонда.

По словам Елены Колесник, возможно, продукты, у которых вот-вот истечёт срок годности, могли бы применяться при другой модели организации помощи — с немедленным потреблением, как, например, в социальных столовых. 

— В крупных городах действует ряд организаций, например, «Ночлежка» в Санкт-Петербурге, которые готовят горячие обеды для бездомных. Но это другая совсем история, нам такое пока не по силам, — сожалеет Елена Колесник.

Руководительница проекта «Добродомик» Александра Синяк, которую цитируют «Новые Известия», подтверждает, что возможность забирать продукты из магазинов дала бы кратный рост благотворительным проектам, обеспечивающим неимущих бесплатными обедами.

Елена Колесник относится к законопроекту в целом с осторожностью.

— Я знаю случаи, когда другим благотворительным организациям удавалось распределить, например, машину йогурта. Но это скоропортящийся продукт, такие акции сопряжены с известным риском: не дай бог кто-то из наших подопечных отравится! Мы обязаны предотвратить это и руководствуемся в первую очередь принципом «не навреди», — подчёркивает Колесник.

Выгоды бизнеса под вопросом

Пока, впрочем, неясно, насколько в итоге будут заинтересованы магазины. «Известия» пишут, что «Пятёрочка» и «Магнит» инициативу депутатов приветствуют.

— Освобождение от НДС […] придаст новый импульс развитию фудшеринга в России, поможет спасти десятки тысяч тонн качественных продуктов питания от утилизации, — заявили изданию в пресс-службе «Магнита».

Известно, что обе сети экспериментируют с фудшерингом уже как минимум год. С уплатой НДС о выгоде говорить не приходилось, поэтому инициатива считалась благотворительной: продукты распределяли через фонд «Банк еды "Русь"» по предварительно составленным спискам. На сайте фонда указано, что он помогает 150-200 тысячам человек ежемесячно. О результатах эксперимента и перспективах в связи с новым законопроектом не сообщалось. A42.RU направил вопросы в фонд, но на момент публикации не получил ответа.

Год назад «Коммерсант» приводил мнение бывшего совладельца крупной сети супермаркетов Николая Власенко, который называл фудшеринг «чистым пиаром».

— Этот же товар надо собирать, складировать, то есть это так называемая разносортица, которую подчас нельзя хранить в одном месте — нужны дополнительные складские помещения, руки, а для розничного магазина самые большие затраты — это персонал, — подчёркивал предприниматель. — Просроченные продукты — это на самом деле прокол менеджмента. Чем больше магазин будет их раздавать, тем быстрее будет уволен его директор. Поэтому такая хорошая и правильная акция не может иметь долгосрочного устойчивого тренда.

Пиар на теме фудшеринга, впрочем, тоже рискованное дело. Не все готовы приветствовать фудшеринг на уровне идеи: люди за чертой бедности и так плохо питаются, а теперь будут регулярно есть почти просроченную еду, пусть и бесплатно. Да, почти просроченная — не значит испорченная, и всё же этически это далеко не бесспорная практика. Одни назовут её унизительной, другие скажут, что это стереотип. Дискуссия о фриганстве, этике совместного потребления, границах бедности и ответственности государства за продовольственную безопасность и благополучие людей далека от завершения.

Комментаторы в соцсетях часто предполагают, что магазины не раздают продукты, близкие к просрочке, «от жадности». Мол, опасаются, что самая бедная прослойка вообще перестанет покупать еду и станет дожидаться раздач. Однако, по словам экономиста крупной сети, пожелавшего остаться анонимным, каждый магазин заинтересован довести до просрочки минимум товара, для этого задействовано множество производственных и маркетинговых механизмов. В итоге объём списанной продукции в отдельно взятом магазине никогда не будет настолько существенным, чтобы дестимулировать целую группу покупателей.

«Никто не раздаёт продукты на обочине»

Точки, где целенаправленно торгуют просрочкой, являются постоянным объектом внимания полиции и Роспотребнадзора. Новые же риски законопроекта понятны: бесплатно розданные по документам продукты могут всплыть в ларьке за углом. Над тем, как предупредить подобные утечки, законодателям вместе с правительством ещё предстоит подумать. Уже известно, что депутаты предлагают исключить из списка товаров для раздачи детское питание и алкоголь.

По словам Елены Колесник, с недобросовестным использованием продуктов (например, перепродажей) она в своей практике не встречалась. В фонде «Доброе дело» наборы продуктов раздают в руки под подпись, а факт нуждаемости подтверждают документами. На сайте фонда есть перечень этих документов: свидетельство об инвалидности, паспорт, свидетельство о разводе, справка о пожаре и другие.

— Мы знаем людей, которым помогаем. Взаимодействуем с центрами помощи семьи и детям, объединениями родителей детей с инвалидностью и так далее. Даже когда речь идёт о тоннах, распределяем помощь адресно. Никто не раздаёт продукты где-то на обочине дороги в протянутые руки, это было бы какое-то средневековье, — подчёркивает Елена Колесник.

К анкете получателя помощи банка еды, с которым сотрудничают ритейлеры, также предлагается прикладывать документы.

Однако в странах, где фудшеринг стал обычной практикой, паспорт не спрашивают. Напротив, считается правильным дать людям возможность забрать продукты анонимно, не провоцировать чувство стыда, избегать стигматизации. В таком случае фудшеринг даже может стать своеобразной формой поддержки неимущих со стороны бизнеса. Сам бизнес тоже выиграет: при равной с утилизацией налоговой нагрузке фудшеринг в перспективе позволит снизить затраты на вывоз отходов. Впрочем, здесь критично важны детали — сроки и правила организации раздачи. А о них пока ничего не известно.

Фото: A42.RU


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники