Секция по доте: как работает фиджитал-центр в Кемерове и меняется киберспорт

Сегодня в 10:35

Фиджитал-спорт придумали в России. Первое слово в названии происходит от смешения physical* и digital** и означает объединение «цифрового» и реального опыта с помощью технологий виртуальной реальности, робототехники и искусственного интеллекта. Применительно к спорту «фиджитал» означает смешение киберспорта и спорта традиционного: сначала команды играют, например, в футбол в видеоигре, а затем откладывают геймпады и бьют по мячу по-настоящему.

«Физические» дополнения придумали для десятков популярных кибердисциплин, в том числе Dota и Counter-Strike, а в 2024 году проведут по фиджитал-спорту первый международный турнир. Где в Кемерове записаться в секцию по доте, как проходят тренировки и какими будут перспективы талантливых фиджитал-спортсменов — в нашем материале.

Игры на экране и наяву

В 2024 году в Казани пройдут «Игры будущего» — международный мультиспортивный турнир в концепции фиджитал, объединяющей виртуальные и реальные активности. Например, в первом раунде соперники устраивают перестрелку в Counter-Strike, во втором — на лазертаг-арене в реальном мире, и так далее. Звучит как забавная физкультура, но всё серьёзно: в феврале Минспорта России признал фиджитал-спорт официальным видом спорта (в одном приказе со спортивным программированием). Формат нового спорта и соревнований по нему объединяет спорт, искусство и науку, и подразумевает использование последних разработок в области робототехники, дополненной реальности, информационных технологий и искусственного интеллекта. В новом виде спорта 16 дисциплин вплоть до гибридных смешанных единоборств, призовой фонд соревнований в Казани составит астрономические 25 миллионов долларов.

Кемерово подхватил идею первым из городов России: уже в сентябре прошлого года при «Кузбасс-Арене» открылся фиджитал-центр. Это отдельно стоящее здание и открытая спортивная площадка рядом. В киберспортивной зоне десятки мощных компьютеров, игровые консоли, площадка для виртуальной реальности, зона отдыха, раздевалки и душевые. На открытой площадке занимаются мини-футболом, баскетболом и воркаутом на тренажёрах. 

Фото: РЦСС Кузбасса

Фото: РЦСС Кузбасса

Фото: РЦСС Кузбасса

Фото: РЦСС Кузбасса

За развитие нового вида отвечает только что созданная федерация фиджитал-спорта Кемеровской области. Президент федерации Михаил Оболончиков — одновременно глава кемеровского отделения федерации компьютерного спорта России и один из создателей киберспортивной организации Sibe Team.

— Мы уже проводили первый турнир, — рассказывает Михаил. — Участников по CS:GO отобрали через квалификационные игры, финалистов пригласили в фиджитал-центр. Для игр в футбол приглашали местные команды по мини-футболу: АЗОТ, академия «АСИ», «Юность» из Юрги и другие. Участники сначала играли в FIFA на консоли, затем выходили на стадион и играли в обычный футбол. Победителя определяли по сумме двух результатов.

Кроме FIFA и CS:GO в кемеровском фиджитал-центре пока играют в Dota, физическим аналогом которой тоже сделали лазертаг по особым правилам, и устраивают гонки дронов, которые сами по себе считаются одновременно цифровой и физической активностью.

Киберспорт, полезный для здоровья

Идея «коктейля» из киберспорта и обычного спорта витала в воздухе по всему миру давно, а первые реальные очертания обрела во время пандемии: за неимением возможности встретиться лицом к лицу традиционные спортивные организации проводили соревнования онлайн. Например, все двадцать команд испанской футбольной La Liga приняли участие в турнире на базе игры FIFA 2020, а «Формула-1» провела гонку в симуляторе F1 2019. Спортивное назначение этих событий было скорее развлекательным, результаты в реальный зачёт, конечно, не шли. Но тут важнее другое: противоречия между обычным спортом и киберспортом в глазах общественности существенно ослабли.

В России по сути продолжили этот курс на снижение противоречий, попросту объединив оба направления.

— Раньше компьютерные игры безосновательно обвиняли во всех грехах, — разводит руками Михаил. — Плохая осанка — виноваты игры, молодёжь больше не любит гулять на свежем воздухе — виноваты игры, какой-нибудь маньяк устроил стрельбу во дворе — виноваты компьютерные игры. 

Однако в последние годы отношение в обществе изменилось на более рациональное и уважительное, и даже госслужащие говорят о киберспорте вполне одобрительно. «Подмешивание» физических активностей очень помогло этому повороту.

— Обычные игры они всё ещё не очень одобряют, а вот вперемешку с физической активностью — это уже супер, «это привлекает молодёжь, это надо развивать», — описывает Михаил настроения спортивных чиновников.

Руководитель проекта «Игры будущего» Игорь Столяров в самом деле не раз подчёркивал, что цель фиджитал-спорта — сделать так, чтобы увлечение компьютерными играми было более здоровым, приносило молодым людям больше пользы.

— Одна из наших социальных миссий — «вытянуть» людей из компьютеров и предложить им заниматься в том числе и классическими видами спорта, — подчёркивал Столяров на всероссийской конференции «Спорт будущего».

Геймеры говорят, что государство спохватилось и обратило пристальное внимание на киберспорт, когда как-то внезапно оказалось, что в нём крутятся огромные деньги: доходы от рекламы и призовые на турнирах исчисляются миллионами долларов. Держится всё на интересе внушительной зрительской аудитории. Согласно результатам исследования Mediascope, в России киберспортом так или иначе интересуются более 10 миллионов человек, в 2022 году трансляцию лишь одного крупного турнира по CS:GO смотрели 400 тысяч человек. Как и в обычном спорте, в киберспорте добиваются крупного успеха и начинают зарабатывать большие деньги считаные единицы — но игры привлекают миллионы россиян, и было бы правильно, чтобы это увлечение приносило им пользу, а не вред.

Перспективы будущие или призрачные

Чтобы понять перспективы фиджитал-спорта, стоит посмотреть на траекторию и варианты развития его родителя — киберспорта.

Чтобы получить приглашение в профессиональную киберспортивную организацию, игроку можно вообще не выходить из дома. Достаточно показать высокие результаты на киберспортивных платформах, доступ к которым есть у каждого. Команды состоят из людей из разных стран и континентов. Добавление «физического» компонента лишает фиджитал-спорт этой свободы: в своей офлайн-половине он всё-таки ограничен географией. Поэтому его наиболее вероятный вариант пути развития и ближайший аналог в киберспорте — серия офлайн-событий, на которых играют в одном помещении по локальной сети на сцене перед зрителями. В таком формате проходят финалы соревнований и крупнейшие турниры в киберспорте. Вокруг турнира можно выстроить крупное событие, собрать спонсоров, организовать трансляции и активности для зрителей, продать рекламу и выполнить маркетинговые задачи.

Как и в обычном спорте, киберспортивные турниры бывают разных масштабов — от мировых до региональных. В Кузбассе крупнейший турнир Goodline Open организовывает одноимённый интернет-провайдер. Появившись как сугубо киберспортивное событие, турнир ежегодно обрастал активностями, перемешивая «цифру» и реальную жизнь. Поэтому отличия между турнирами по киберспорту и фиджитал-спорту уже сейчас видятся непринципиальными.

Более того, именно появление фиджитал-спорта может вдохнуть новую жизнь в офлайн-события. По словам участников GLO-2023, турнир – важная ступенька для игроков, мечтающих выйти в профессионалы, так как они получают ценный опыт игры перед живыми зрителями и прямого взаимодействия с товарищами по команде. Однако теперь ивент рассчитан на широкую аудиторию, а его значимость для профессиональной карьеры снизилась, и дело не в промахах организаторов, а в эволюции самого киберспорта: порог вхождения в профи постоянно повышается. Чтобы рассчитывать на успех, нужно начинать карьеру как можно раньше — в 15-16 лет, а к 25-30 годам скорость реакции и время концентрации внимания снижается, и большинство топовых игроков выходят «на пенсию». 

— Я не могу назвать себя профессионалом, для меня игры — просто хобби. Чтобы тебя заметили и подписали в организацию, сейчас нужно играть по десять часов в день, а я ведь работаю. Мне 25 лет, я уже слишком стар для того, чтобы начинать профессиональную карьеру, — рассказывает Антон Яковлев, капитан команды HELPers, победителей по Dota 2 на GLO-2023.

По словам Антона, ко многим игрокам приходит понимание, что успех в «чистом» киберспорте — удел единиц, которые посвятили этому всю жизнь без остатка. 

—  Почему люди перестают пытаться пробиться в киберспорте и выбирают более традиционные карьерные траектории? [В киберспорте] не так стабильно, не так много перспектив, не настолько пока развита про-сцена у нас, — объясняет киберспортсмен. — Я, например, работаю программистом, и чтобы обеспечивать себя, мне не нужно прикладывать столь много усилий. Чтобы зарабатывать в профессиональном киберспорте, нужно потратить гораздо больше сил и времени. А ещё необходим талант: быть топовым киберспортсменом дано не всем. Поэтому слишком велик риск вложить все силы и время, но ничего не получить в жизни взамен.

Конечно, киберспорт создаёт карьерные перспективы не только игрокам. Он превратился в полноценную спортивную индустрию, а потому человек, серьёзно увлекающийся играми, может стать комментатором, аналитиком, спортивным журналистом – всё как в других видах спорта, вплоть до того, что в командах трудятся штатные психологи.

Антон называет плюсы киберспорта: можно завести друзей, хорошо провести время и найти свой круг общения — ведь в играх встречаются люди самого разного возраста и социального положения. О фиджитал-спорте Антон слышал мало, но самая идея ему импонирует. Фиджитал призван дополнить положительные стороны киберспорта, привлечь молодёжь к физической активности и сделать отношение общества более позитивным. Всё это вполне достижимо и почва уже подготовлена.

Однако перспективы развития фиджитал-спорта не в любительский, а в профессиональный спорт не так ясны: он вряд ли будет привлекать столько же внимания и денег, сколько киберспорт, учитывая национальные границы и очевидные ограничения традиционных видов спорта. The International, крупнейший турнир по Dota, прошёл эволюцию от 16 команд и 1 миллиона долларов призового фонда в 2011 году до сотен команд на групповых отборочных этапах и 40 миллионов в 2021-м. Всего за десять лет разовое киберспортивное событие превратилось в гигантский регулярный турнир с миллионами зрителей и крупными рекламными контрактами, обогнав многие другие виды спорта. Фиджитал-спорт же пока развивается в границах одной страны и в основном за счёт государственной поддержки. Как быстро он обретёт популярность и подлинный интерес массовой аудитории, подкреплённый её готовностью платить — большой вопрос.

Секция по доте и тренер по контр-страйку

Сейчас задача кузбасской федерации фиджитал-спорта — подготовить команду и хорошо выступить на «Играх будущего» в 2024 году в Казани. Хотя с момента открытия прошло больше полугода, регулярная тренерская деятельность в кемеровском фиджитал-центре только начинается: летом стартовал набор в две основные секции — по CS: GO и по Dota 2. В них набирают ребят от 16 и 12 лет соответственно. В «цифровой» половине занятия они будут оттачивать тактику и технику с инструкторами, а в «физической» — играть в баскетбол и мини-футбол. Набор в секцию футбола тоже скоро начнётся.

Раз фиджитал-спорт стал официальным видом спорта, он должен обладать набором обязательных атрибутов: унифицированными правилами, программой развития, показателями квалификации тренерского состава, прописанными методиками тренировок. По словам Михаила Оболончикова, в основном эти документы уже готовы. Однако увидеть методичку по закупу волшебных предметов для Dota или тактику раскидки гранат в CS:GO никому не удастся: в методичках составляющие тренировок описаны словами вроде «тактические занятия» и «теоретическая подготовка» без указания на конкретные игровые элементы. Так что решение, как именно учить юных дотеров, будут принимать инструкторы, исходя из собственных опыта и знаний. Благо они имеются, ведь инструкторами в кемеровском фиджитал-центре работают профессиональные киберспортсмены, живущие в Сибири. 

Абонемент на 14 занятий в месяц по «тактическому трёхмерному бою» — именно так в документах Минспорта обозначена CS:GO — обойдётся игроку в 5000 рублей в месяц. Столько же стоят занятия на «боевой арене» — под этим названием зашифрована Dota 2. Льготникам, в числе которых не только инвалиды и члены многодетных семей, но и студенты-очники, положена скидка 30%. Набор спортсменов уже идёт.

* Physical (англ.) – физический, материальный. 

** Digital (англ.) – цифровой.  

Фото: Елена Царегородцева / A42.RU

Видео: Games of the Future / YouTube


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники