Кемеровчане устали от пробок на фоне многочисленных перекрытий дорог. Комментарии, которые оставляют под новостями об очередных дорожных работах, нам часто приходится удалять из-за нарушения правил приличия. Но есть и конструктивные мысли — иногда оригинальные, иногда рациональные, порой спорные.
В редакции A42.RU нет экспертов по организации дорожного движения, поэтому мы собрали все идеи, даже самые странные, и представляем на суд читателей. Вдруг среди них такие эксперты будут и что-то из списка им пригодится.
— Город задыхается от личного транспорта, который создает пробки! Надо вводить выделенные полосы, тем более что бывший мэр их очень даже анонсировал, только вот дело почему-то не двигается. Чем больше выделенок, тем выше приоритет общественного транспорта, тем меньше опозданий, — пишет нам кемеровчанин Максим Беляев под новостью о поручении мэра сотрудникам УЕЗТУ исключить выход автобусов на линию с опозданием.
Упомянутый «анонс» выделенок — это сообщение предыдущего главы города Ильи Середюка в социальных сетях о том, что в рамках исполнения программы по безопасности дорожного движения планируется обустроить выделенные полосы на тех улицах столицы Кузбасса, «где это технически возможно и востребовано». По словам Середюка, таковыми являются проспекты Шахтёров, Советский, Кузнецкий и Ленина на участке от вокзала до Мичурина.
Градоначальник тогда отметил, что организация отдельных полос для общественного транспорта позволяет упорядочить движение на дорогах, повысить их пропускную способность и безопасность. В качестве примера он привёл первые кемеровские «выделенки» на Ленина, которые помогли разгрузить проспект и успешно действуют уже более десяти лет. В городской администрации позднее добавили, что озвученные мысли — лишь идея, которую будут обсуждать с экспертами, а если решат реализовывать, то лишь в 2023 году. Так как год подходит к концу, очевидно, что такого решения не приняли.
— Выделенные полосы могут располагаться на улицах с числом полос движения в одну сторону более двух, — добавил Максим Беляев. — Но на проспекте Шахтёров на загруженном участке всего две полосы в одну сторону. На Ленина от Кузнецкого до Мичурина — тоже. Строить новые полосы там негде. А вот на Советском и Кузнецком это возможно.
— Зачем на Терешковой восстанавливать трамвай? Лучше дополнительные две полосы дороги и электро- или газовые автобусы. Экономичнее, тише и нет проблем с посадочными площадками, — поделился один из подписчиков telegram-канала главы города Дмитрия Анисимова.
Старое трамвайное полотно полностью демонтировали и до конца года окончат работу по укладке нового. После этого, по плану властей, трамвай № 1 вернётся на прежний маршрут (сейчас он заканчивает движение на Соборной). Пока ни старых, ни новых рельс на улице Терешковой нет, и обширное пространство соблазняет автомобилистов: это ж сколько новых полос для машин можно устроить.
В ответ в мэрии пояснили, что у трамваев имеется целый ряд преимуществ.
— Движение трамваев в городе Кемерово имеет лучевую схему и обеспечивает передвижение пассажиров по пяти районам города. В том числе там, где полностью отсутствуют автобусные перевозки и трамвай является единственным средством пассажирского транспорта. Трамвайное движение преимущественно перед автобусным транспортом в силу его обособления от дорожной части, имеет более высокую эксплуатационную скорость и экологичность. Реконструкция существующей маршрутной сети трамвая является социально-значимой и необходимой, — говорится в официальном ответе.
Другие читатели выразили ту же мысль проще: «Будете с электробусами в пробке стоять, которую трамваи объезжают».
Витает в воздухе и противоположная идея — продлить рельсы от Соборной до Комсомольского и от «Юбилейного» до Радуги. Кемеровчанин, который это предложил, так объясняет свою идею.
— Сегодня трамвай везёт с Радуги большую часть тех, кому нужно в центр, это факт. Повезет ещё больше, если горожане увидят реальное преимущество трамвая, а не формальное, как это происходит сегодня. Но даже при формальном преимуществе «десятка» вывозит своё назначение. Без неё Радуга встала бы наглухо. А вот в Ленинский район люди альтернативы не видят. Автобусы и троллейбусы стоят вместе со всеми в пробках. Убеждать людей пересесть в автобус — практически пустая затея, автомобилисты слишком твердолобы, чтобы понять, что 50 человек в 12-метровом автобусе — это минус 30-40 машин на дороге, то есть около 150 метров свободного места. А вот в трамвай люди пойдут, что напрямую повлияет на длину пробки. Почему-то городу невыгодно развивать трамвай, наверное, на нём не заработаешь. При тех суммах, которые вкладываются в «лишние» дороги, давно можно было бы это всё осуществить, — уверен наш читатель.
Здесь остаётся только напомнить, что трамвай — не только самый экологичный и быстрый, но и самый дорогой в создании и содержании (следовательно — самый убыточный) вид общественного транспорта кроме, конечно, метро. Прибыльным общественный транспорт в принципе бывает редко (причём по всему миру — его организуют не за этим), однако не учитывать эту особенность нельзя.
— 50 этажей? […] Прокатись по Притомскому с утра без мигалки. Постой в пробках. А сколько машин добавится с этими ЖК? — негодует читатель под новостью о строительстве высотного жилого комплекса рядом с «Кузбасс-Ареной».
Другие читатели оставляют сходные комментарии под материалами о комплексном развитии территории в заискитимской части города: на месте частного сектора власти планируют застройку под 77 тысяч жителей на первом этапе и ещё около 100 тысяч на втором. Чтобы город не встал в пробке, как раз и расширяют ключевую улицу Сибиряков-Гвардейцев, на которой в будущем, возможно, придётся обустраивать платные парковки. Однако комментаторы переживают, что и этого будет недостаточно — и предлагают просто не строить такого количества жилья.
— Перекрёсток у бассейна сильно загружен. Как планируется разгрузить участок? Обычно представления [в театре] начинаются в 18-19 часов, а это насыщенное движение транспорта и пробки. Вариантов разгрузить движение через центр и набережную не так много. Первое — есть небольшой транспортный резерв — сделать дорогу вдоль Томи (по низу) с выездом на Кузнецкий. Второе — в районе здания 68б дорогу провести до улицы Красной. Но и там места уже нет плюс перепад высот. Третье — расширить проезжую часть проспекта Советского до площади, — предложил горожанин.
В ответ в мэрии поблагодарили кемеровчанина за заинтересованность в жизни города и сослались на нехватку средств.
— Работа по пересмотру организации дорожного движения и улично-дорожной сети ведётся в постоянном режиме специалистами ЦОДД. Одномоментно все мероприятия выполнить невозможно ввиду ограниченности бюджета, — говорится в официальном ответе.
— Люди пробки сами создают. Денег у населения наверное дохрена, раз трафик прирастает с каждым годом. Только граждане у нас считают, что если он купил машину, то теперь все ему должны и обязаны. Все должны перед ним скакать и спрашивать, где для его корыта парковку сделать, где ямку заделать, а где дорогу расширить. Давно пора вводить меры, ограничивающие пользование личным транспортом, вводить ограничения на въезд в центр, внедрять платные парковки, — предлагает радикальные меры читатель, реагируя на предыдущую идею.
Радикальные они, правда, лишь для провинции — в Москве или Санкт-Петербурге платные парковки служат уже привычным инструментом контроля трафика: когда за постой нужно платить, человек дважды подумает, ехать ли по делам на своей машине или лучше сесть на троллейбус. В итоге — меньше пробок, все довольны. Или не все.
Такую меру вводили временно на время ремонта, но кемеровчане предложили оставить её насовсем. Возможно, это те кемеровчане, которым поворачивать там налево не нужно.
Схожих комментариев вообще много: автовладельцы предлагают убрать тот или иной регулируемый пешеходный переход (и не ставить новые), перенастроить светофор, запретить поворот, убрать стрелку. Проблема всякий раз в том, что увеличить время горения зелёного в одном направлении можно только за счёт сокращения в другом — а это тоже пробки. Кроме того, быстро пропустив поток в одном месте, можно получить пробку на следующем значимом перекрёстке. Настройкой оптимального режима работы светофоров занимаются в городском Центре организации дорожного движения на основе массива данных, собранного с камер и вручную. Не обладая этими данными, сложно предлагать и утверждать что-то конкретное.
На фоне загруженного Кузнецкого моста пассажиры автобусов с грустью посматривают в сторону моста железнодорожного — почему бы не пустить общественный транспорт по нему? Тем более опыт имеется: в 2005-2006 годах движение электропоездов от вокзала до 21-го микрорайона организовали специально на время строительства нового моста. Маршрут был совершенно нерентабельным и дотировался для скорейшей доставки пассажиров из Кировского района в центр и обратно. Когда стройку окончили, электричку отменили — новый роскошный шестиполосный мост с трамвайными путями отлично справлялся и так. Возможно, теперь, когда хвост пробки регулярно начинается от его середины, возвращение электрички могло бы снизить нагрузку.
— Всегда и везде общественный транспорт дотируется, — говорит кемеровчанин Максим Беляев. — С электричкой проблема в транспортной доступности: если в районе вокзала развитый узел, есть все виды транспорта, то на станции «Правотомск» [где была конечная остановка] полный глушняк. То есть туда и оттуда надо как-то выбираться. Соответственно, если организовать стабильную развозку со станции и в частник, и в сторону 40 лет Октября и Инициативной, народ однозначно будет этой электричкой пользоваться. Думаю, достаточно по два-три рейса в пиковое утреннее и вечернее время, к примеру, с Кировского в 6:00, 7:00 и 8:00, а с вокзала в 17:00, 18:00 и 19:00. При этом в электричке должен действовать проездной, а если ты едешь без проездного, то предусмотреть какую-то скидку при пересадке на автобус/троллейбус/трамвай.
Один из читателей полагает, что пробки в основном провоцируют сотрудники офисов, а значит, достаточно выселить их из центра, чтобы улучшить ситуацию на дорогах.
— Проблема города Кемерово в том, что утром все едут на работу в центр или промзону, а вечером обратно. У нас нет альтернативы, в центре находится большинство офисов, деловых центров и так далее, и практически только через центр можно попасть в промзону. Так вот мера глобального масштаба — это расселение офисных зданий центра по разным районам города: кого-то в Ленинский, кого-то на Радугу, кого-то в Кировский и так далее. Посмотрите на время максимальных пробок — это 8-9 утра и 6-7 вечера. Большинство предприятий промзоны работают с 8 до 17 или посменно, с 8 до 20. Но в 7 часов утра больших пробок не наблюдается, есть лишь временные затруднения. А те, кто едут в 8-9 утра — это сотрудники офисов, торговых центров, магазинов и тому подобное. То есть основную пробку создаёт не промзона, а именно офисные работники. Соответственно, рассредоточив офисы по районам города, можно автоматически и рассредоточить трафик, что приведёт к уменьшению пробок, — предлагает кемеровчанин.
Осталось придумать, как подтолкнуть владельцев компаний перенести офисы на правый берег и в Ленинский район. Шутки шутками, а рассредоточение центров деловой активности — важный элемент в планировании современных городов. Какими методами на него можно было бы повлиять в Кемерове — рыночными или административными, прямыми или косвенными? Богатая тема для размышлений.
Редкие активисты предлагают горожанам пореже садиться за руль: один автобус занимает в десять раз меньше места на дороге, чем тридцать машин.
— Вы не стоите в пробке. Вы — это и есть пробка. Вот когда граждане это поймут, тогда может и перестанут задавать дурацкие вопросы, — отрезает один из комментаторов.
Никакой волшебной таблетки: чтобы в городе стало меньше пробок, в него должны одновременно выезжать меньше машин. Дестимулирование автовладельцев — обычное дело для мегаполисов, где место на дороге — ценный ресурс, за который нужно платить. Платные парковки, крупные штрафы и зоны без машин по мысли урбанистов должны идти об руку с развитием удобного общественного транспорта и альтернативных видов — велосипедов и самокатов. У нас, однако, не мегаполис, и в какой степени всё это должно касаться Кемерова — вопрос открытый.
Фото: A42.RU
ВКонтакте Twitter Одноклассники