На кемеровские дороги выехали первые отечественные электробусы с динамической подзарядкой «Адмирал». С виду это те же троллейбусы, но с особенностями: способны проехать без контакта с проводами до 20 километров. Пока машин всего 10, но в следующем году город купит ещё 48 и продолжит поэтапно обновлять троллейбусный парк. Куда ведут новые маршруты, что такое страпонтены, книлинг и адресное открытие дверей — в нашем материале.
Строго говоря, ни то, ни другое (или и то, и другое): «чистый» троллейбус всегда привязан к проводам, «чистый» электробус полностью автономен. В мире, однако, концепция троллейбуса эволюционировала в сторону частичной автономности по мере развития аккумуляторных батарей и гибридного транспорта.
Большинство современных троллейбусов способны двигаться какое-то время без контакта с проводами — например, чтобы объехать место дорожной аварии или обрыва на контактной сети. «Чистые» электробусы, в свою очередь, продемонстрировали ключевой минус: при зарядке от станции нужна либо плотная сеть этих станций, либо возврат машин в депо на зарядку после каждого рейса.
В результате наиболее практичной оказалась технология «in-motion charging»* («заряжание в движении» – англ.), когда массивные батареи с запасом хода на десятки километров (как у электробуса) заряжаются от проводов (как у троллейбуса). Отдельного названия для такого вида транспорта не придумали, так что его называют и «троллейбус с увеличенным автономным ходом», и «электробус с подзарядкой в движении» — оба варианта верны.
ПКТС-6281 «Адмирал» — это семейство российских низкопольных троллейбусов, которые с 2020 года выпускают в городе Энгельсе Саратовской области. «Адмиралы» бывают как в классическом варианте «от проводов», так и в виде электробуса — именно такие закупили для Кемерова. Такие же перевозят пассажиров в Санкт-Петербурге, Красноярске, Курске, Брянске и других городах России.
В Кемерово приехали троллейбусы версии 6281.01 — их литиевая батарея позволяет автономно проходить около 20 километров. Точная дистанция зависит от погодных условий (на морозе батареи быстрее садятся) и перевозимого веса.
Троллейбус рассчитан на 85 человек, из них 34 едут сидя. Среди плюсов машины — стопроцентная низкопольность, подсветка накопительных пассажирских площадок, три широких дверных проёма и система климат-контроля. Под потолком расположены мультимедийные мониторы, а в стенах — четыре USB-разъёма для зарядки смартфонов.
Для перевозки маломобильных пассажиров троллейбус оснащён пандусами-аппарелями, которые водитель должен выдвигать вручную. Кроме того, работает система книлинга (от английского «kneeling» — «вставать на колено») — когда кузов немного наклоняется к остановке, чтобы пол стал ещё ниже.
Три сиденья на средней накопительной площадке — откидные, их называют страпонтенами. Когда они прижаты к стене, у стоящих пассажиров в полном троллейбусе больше места. Сиденья опускают, если в этом возникла необходимость — например, вошёл пожилой человек или мама с младенцем на руках.
Кнопки адресного открытия дверей нужны для случаев, когда пассажиров немного. Они расположены на дверях внутри и снаружи салона и срабатывают после остановки троллейбуса. Когда машина движется, кнопка горит красным, когда останавливается, зажигается зелёный — в этот момент и надо нажимать кнопку.
Смысл в том, чтобы сохранить тепло в салоне зимой: открывать не три огромные двери, а только ту, что нужна. В Москве адресная система успешно работает на многих маршрутах, а в Кемерове раньше не использовалась. И не факт, что будет использоваться: водитель может не полагаться на кнопки пассажиров и по старинке открывать двери сам.
У водителей «Адмирала» на рабочем месте тоже всё хорошо: отдельный кондиционер, руль с гидроусилением и приборная панель с планшетом.
Из десяти прибывших машин девять вышли на замену старому подвижному составу главного кемеровского троллейбусного маршрута № 15, который тянулся от КЭТК через Советский, Красноармейскую и Ленина на ФПК. С обновлением троллейбусного парка обновили и маршрут: продлили от остановки «Сквер» на ФПК до улицы Двужильного. Это, можно сказать, триумфальное появление троллейбуса на Южном, где проводов контактной сети никогда не было и не планировалось. С учётом активной застройки восточнее Двужильного продление очень своевременное. Всю дорогу с ФПК и обратно троллейбусы проходят в режиме «на батарейках».
Глава города Дмитрий Анисимов написал в соцсетях, что первые 10 машин — лишь начало модернизации городского электротранспорта.
— В ближайшее время придут ещё 2 троллейбуса. В следующем году планируем приобрести 48 троллейбусов «Адмирал», а в общей сложности — не менее 60 таких машин, чтобы поэтапно обновить весь троллейбусный парк, — подчеркнул мэр.
Будут ли и другие изменения в маршрутной сети, глава города не уточнил. Впрочем, обновление состава в любом случае сделает проезд удобнее — троллейбусы смогут спокойно объехать ДТП или затор в правой полосе, уйдут в прошлое сходы «рогов» на поворотах и вынужденный сброс скорости перед воздушными пересечениями и стрелками. Даже если штанги сойдут, их легко поставить на место вручную, а на месте штатного входа на провода технически возможно установить автоматические ловушки, чтобы водителю даже не пришлось выходить из кабины.
Стоимость одного «Адмирала» превышает 32 миллиона рублей. Кемерово получил новые троллейбусы в рамках программы госфинансирования и продолжит получать их и далее. В рамках программы «Чистый воздух» до 2027 года власти планируют потратить 2,5 миллиарда рублей на троллейбусы и 4 миллиарда на трамваи и трамвайные пути, а общий объём финансирования обновления систем электротранспорта превысит 7 миллиардов рублей.
Фото: Елена Царегородцева / A42.RU
ВКонтакте Twitter Одноклассники