В Кузбассе более 100 тысяч семей отапливают дома углём. На фоне растущих цен критично важны меры поддержки: федеральные и региональные льготы и благотворительные поставки предприятий. Однако механизм снабжения людей «социальным» углём порой даёт сбой, пенсионеры и семьи с маленькими детьми остаются в холодном доме до ноября, а то и декабря. Почему топливо оплачивают летом, а получают зимой, откуда в «гортопе» каждый год очереди и кто контролирует качество угля — в нашем материале.
Евгения Обымахо укачивает дочь, стоя на пороге остывшего дома, и смотрит, как посёлок Привольный укрывает обильный снегопад. В комнатах, где полным ходом шёл ремонт, пришлось остановить все работы — шпатлёвка не сохнет, клей держит плохо, нужно топить, а топить нечем. У Евгении муж и двое детей, семья купила дом по весне, чтобы к осени переехать. Но сделать этого не смогли: немало потратились на стройматериалы, а отапливаться рассчитывали углём, который оплатили летом, но к 1 ноября так его и не дождались.
— Мы заказали и оплатили уголь с доставкой 29 августа, — рассказывает Евгения. — Нам сказали, что до конца сентября уголь привезут. В договоре прописан срок — 22 рабочих дня. Когда сентябрь закончился, я начала звонить. Касса «Кузбасстопливосбыта» в Кировском районе не отвечает, склад не отвечает. Позвонила в головной офис, очень долго дозванивалась. Там сообщили, мол, у нас задержка, потому что «все пришли в эти числа, много заказов», и доставить уголь не успевают. Я не могу этого объяснения понять. Ну и что из того, что все пришли в одни числа? На то и прописан месяц, чтобы распределить доставку.
Семье пришлось съехать в КГТ в городе. По словам Евгении, не только им: люди, которым до холодов не привезли топливо, переезжают к родственникам или топят печи валежником, деревянным мусором, угольной пылью, которая осталась с прошлого года. Была и альтернатива — покупать уголь по рыночным ценам в мешках, чтобы протянуть до момента, пока привезут оплаченные пять тонн. Но когда это случится, Евгении так и не смогли объяснить ни в «гортопе» (так селяне по советской ещё привычке называют топливоснабжающую организацию), ни в администрации Кемеровского муниципального округа, к которому относится посёлок Привольный.
Топливоснабжающая организация в Кемеровском округе (в который включены все пригороды и посёлки под Кемеровом) одна — «Кузбасстопливосбыт». У Евгении богатая история общения с этой компанией: когда истекли 22 дня, она звонила по телефонам, указанным на сайте, не один раз. Ей сообщили, что поставят адрес на особый контроль и отгрузят топливо в ближайшее время.
— Проходит две недели. Я звоню 16 октября: где уголь? Мне отвечают: мы сегодня отгружаем 18-19 августа, вам, соответственно, привезём на следующей неделе. Звоню на следующей неделе — говорят, что до конца месяца. 30 октября звоню — трубку не берут, угля нет. Всё.
Получив такой печальный результат, Евгения стала жаловаться в администрацию района. Это верный ход по закону: снабжение людей углём регулирует постановление правительства Кузбасса от 01.12.2021 № 722 «О порядке реализации гражданам твердого топлива по льготной цене…», в котором прописано, что обеспечение людей углём организовывает именно муниципалитет, и он же контролирует качество услуг. При этом неважно, муниципальное предприятие возит уголь или коммерческая компания: разницу с рыночной ценой всё равно компенсирует бюджет.
Евгении в итоге удалось поговорить с профильным управлением ЖКХ в администрации округа. Ей сказали, что свяжутся с «Кузбасстопливосбытом» и перезвонят — и даже в самом деле перезвонили. По словам сотрудницы территориального управления, угольщики заверили, что по адресу Евгении 1 ноября во второй половине дня уголь будет. В обед Евгения с дочерью приехала в свой дом в надежде, что у ворот будет куча угля. К сожалению, её встречал лишь нетронутый снег, обильно выпавший накануне ночью.
Семья Евгении — не единственная с такой бедой. О длинных очередях в кассу «Кузбасстопливосбыта», задержках с доставкой угля и жалобах на его качество кузбассовцы неоднократно и ранее писали в соцсетях, прикладывая фотографии.
— Кузнецкий, 98 — всегда одно и то же, администрация рекомендовала заранее выписывать топливо. Только администрация не сказала, на какие деньги выписывать: не у всех есть возможность заблаговременно оплатить, — сообщают недовольные подписчики сообщества «Инцидент Кузбасс».
— Очень часто там прохожу, и такое ощущение, что эти люди стоят там 24/7. Хотя бы лавочки поставили для пожилых…
— Очереди змеиным хвостом вьются с 8 утра и до вечера. Нынче в гортопе много бюрократии развели, требуют кучу бумажек и не дай Бог какой-то нет. Так и угля не купишь по госцене, а у перекупщиков цены запредельные. Обидно, что живём на угле и мучаемся.
— Даже когда очередей нет, уголь, выписанный в сентябре, привозят в конце ноября. Это нормально?
— А почему нельзя сделать выписку угля онлайн? Что за средневековье, — пишут горожане под публикациями на канале мэра Кемерова Дмитрия Анисимова.
Евгения Обымахо предполагает, что в этом году задержки стали более массовыми.
— 16 октября мне сказали, что развозят уголь тем, кто выписывал его с 15 по 18 августа. Предполагаю, что те, кто платил в кассу позже, до сих пор уголь не получили. А таких много: я платила 29 августа, и одновременно со мной в очереди стояло семь человек, — рассказала кемеровчанка.
Заранее о возможных задержках в «Кузбасстопливосбыте» не предупреждают: говорят лишь, что оставить заявку нужно до конца лета.
— Прошло уже не 22 дня, а два месяца — а угля всё нет. Больше всего бесит, что никто не даёт ответ на вопросы «почему» и «когда». Если бы мне назвали дату, я бы могла корректировать планы. А так — полная неопределённость, и непонятно, то ли покупать несколько мешков угля и переезжать в дом, то ли сливать воду и консервировать дом на зиму — если уголь так и не привезут, — грустит Евгения.
Редакция A42.RU направила запросы в правительство Кузбасса и в «Кузбасстопливосбыт». Топливоснабжающая организация на письмо по электронной почте не ответила. По телефону в компанию дозвониться не удалось, форма обратной связи на сайте не работала.
В правительстве нам подтвердили, что организация снабжения населения топливом — задача администрации муниципального образования, а льготные цены на уголь устанавливает региональная энергетическая комиссия. Однако сроки доставки закон никак не регламентирует.
— По имеющейся в региональном министерстве угольной промышленности информации, сроки доставки приобретённого угля топливоснабжающие организации устанавливают самостоятельно. Так, например, в ООО «Кузбасстопливосбыт» срок доставки угля автотранспортом компании составляет до 22 рабочих дней, — сообщили редакции в ответ на запрос.
Конечно, всегда можно отказаться от льготы и купить уголь в частном порядке по рыночной цене, это выйдет примерно в два-два с половиной раза дороже. Наиболее уязвимые категории населения — пенсионеры и семьи с детьми — не всегда могут себе это позволить. Поэтому льготы на уголь действовали в Кузбассе с самого распада СССР. Механизм льгот и круг получателей регулярно менялись: уголь возили бесплатно или частично бесплатно, выдавали денежную компенсацию, регулировали цены.
В 2023 году бесплатный уголь по закону получают только бывшие работники угольных предприятий, причём с 2020 года даже в том случае, если компания закрылась или обанкротилась ещё до их выхода на пенсию.
Кроме бесплатного угля по закону, в Кузбассе ежегодно объявляется акция «Благотворительный уголь». Уголь предоставляют предприятия, а распределение координируют власти через органы соцзащиты. Получить бесплатный уголь по акции могут одинокие пенсионеры или семьи, состоящие только из пенсионеров, имеющие среднедушевой доход не выше 150% прожиточного минимума, или семьи в трудоспособном возрасте, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Список получателей региональной помощи формируется по заявительному принципу: топливо получают те, кто подаёт заявления в органы соцзащиты по месту жительства. В 2022 году бесплатный благотворительный уголь получили 8,7 тысяч семей.
Все прочие кузбасские семьи, живущие в домах с печным отоплением — то есть более 90 тысяч домохозяйств — должны платить за уголь. На 2023 год все они, независимо от нуждаемости, имеют право на льготную цену в пределах норматива потребления. И норматив, и цену устанавливает региональная энергетическая комиссия. Сейчас тонна сортового угля по льготной цене стоит — 2042 рубля, рядового — 1302 рубля. А вот сверх норматива сортовой уголь стоит уже 4194 рубля, а рядовой — 3136 рублей. На популярном сайте с объявлениями порядок цен такой же, то есть рыночные цены более чем в два раза выше льготных.
Чтобы получить льготу, человек должен обратиться в территориальное управление местной администрации. Понадобятся четыре документа:
Посмотрев бумаги, в теруправлении выдают справку, с которой можно ехать в кассу топливоснабжающей организации. В Кемерове и Кемеровском округе это ООО «Кузбасстопливосбыт», в Мысках — МУП «Мысковский Гортоп», в Крапивинском — ООО «Тепло-энергетические предприятия» и так далее.
Выбрать топливоснабжающую организацию нельзя: за каждой территорией закреплена только одна. Разницу между рыночной и льготной стоимостями угля им компенсирует бюджет, поэтому на первый взгляд статус ТСО выглядит для компании привлекательным: это гарантированный рынок сбыта, только успевай отгружать товар. Однако насколько в конечном счёте выгоден договор с государством для коммерческой компании — неизвестно, суммы прибыли и издержек не сообщаются публично. Но представление о порядке сумм можно получить из отдельных решений судов — так, за июль-декабрь 2020 года администрация Анжеро-Судженска задолжала тому же «Кузбастопливосбыту» около 23 миллионов рублей субсидии на возмещение экономически обоснованных трат, а общий объём субсидии при поставке 40 тысяч тонн угля должен был составить ориентировочно 47 миллионов рублей. В Анжеро-Судженске живёт почти 70 тысяч человек, большой частный сектор, и если субсидия — это примерно половина от выручки, то выходит, что за целый город компания выручила менее 100 миллионов рублей. Для угольной компании это совершенно несерьёзные деньги, учитывая издержки, и статус топливоснабжающей организации в таком случае выглядит не как привилегия маленького монополиста, а как дополнительная социальная нагрузка.
Значительные издержки падают на организацию доставки: компании, очевидно, нужно либо держать огромный парк грузовиков, либо заключать договоры с многочисленными подрядчиками, чтобы справиться с сезонным пиком развоза угля. Вдобавок необходимо распределить этих подрядчиков так, чтобы каждый клиент получил уголь не позднее указанного в договоре срока. Можно предположить, что меньше всего хлопот у топливоснабжающей организации, когда жители нанимают машину и забирают уголь самостоятельно. Учитывая это, становится объяснимой неторопливость организации доставки. Компании нет смысла тратить больше, чтобы уложиться в короткий срок: рыночной конкуренции нет, санкции по суду незначительны, да и много ли недовольных пенсионеров дойдут до суда?
Выходит, сама система снабжения людей углём выстроена так, что торопиться с доставкой топливоснабжающей организации незачем. И даже если допустить просрочку — ничего страшного не произойдёт, наоборот, больше семей в другой раз организуют её своими силами (и это выйдет им дороже).
В правительстве Кузбасса A42.RU сообщили, что при задержке поставки необходимо подать жалобу в топливоснабжающую организацию.
— При отсутствии должной реакции на обращение необходимо обращаться в администрацию по месту жительства либо в судебные органы, — подчеркнули в ответе на редакционный запрос.
Теоретически контролировать качество и срок поставки должны территориальные управления на местах. Но на деле, как сообщил один из сотрудников местной администрации на условиях анонимности, никаких рычагов влияния на топливоснабжающую организацию у администрации округа нет. Топливоснабжающая организация расположена не в округе, и повлиять на неё на местном уровне нереально — максимум можно позвонить и попросить обратить внимание на конкретную жалобу или адрес.
В случае, если жалоба поступает не на срок доставки, а на качество угля, местная администрация может поучаствовать серьёзнее — рассмотреть жалобу комиссионно, с выездом на место и осмотром привезённого топлива.
— Оценка качества угля производится на основании ГОСТ 32347-2013. Регламентируется зольность и влага, для сортового угля — дополнительно количество мелкой фракции [...]. Для обеспечения законных прав потребителя законодательством предусмотрена возможность обратиться к продавцу с претензией на качество или количество топлива. При этом для объективного рассмотрения претензий покупателю топлива необходимо сохранить уголь без изменения состава (рассев, выборка породы) и без складирования в место постоянного хранения. В случае доставки угля самовывозом, то есть на транспорте, привлечённом покупателем в частном порядке, претензии необходимо предъявлять сразу после погрузки угля в автотранспорт. Кроме того, в каждом муниципальном образовании потребитель может обратиться с жалобой на поставку некачественного угля, которая при необходимости будет рассмотрена комиссионно с выездом к заявителю. В большинстве случаев организации — продавцы рассматривают обращения с выездом к покупателю в течение двух рабочих дней. В случае несогласия с результатами рассмотрения претензии потребитель имеет право защищать законные права и интересы в судебном порядке, — сообщили в правительстве Кузбасса.
Евгении Обымахо уголь в итоге всё-таки привезли — это случилось 3 ноября, спустя почти полтора месяца после истечения срока, прописанного в договоре. Как и многие другие сельчане, она не планирует обращаться в суд — с младенцем на руках у неё просто нет на это времени и сил. Было бы хорошо, если бы исправлением несовершенства системы занялись другие люди — например, крепкие и облечённые властью мужчины.
Фото: A42.RU
ВКонтакте Twitter Одноклассники