Запрет на работу и уехавший раввин: как живёт кемеровская еврейская община

Вчера в 17:16

Человек, который специально не задался целью найти кемеровскую еврейскую общину, ни за что её не найдёт. В городе нет синагоги и ни на одной из остановок не висит объявлений по типу «приходите на Шаббат». Иудаизм – национальная религия, в которую не так-то просто попасть, да и миссионерством евреи не славятся. Даже собирание еврейского народа возникло в лишь некоторых направлениях хасидизма. Кемеровская община принадлежит движению Хабад – это Любавичский род. Его цель не привести в Хабад всех, кто хочет, а помочь евреям вернуться в иудаизм.

«В Кемерове никогда не было синагоги»

Официально кемеровская еврейская община существует с 2000 года, хотя зарегистрировать её пытались чуть ли не на протяжении всего двадцатого века. Её нынешний председатель Олег Асташенко рассказывает, что в Кемерове первые еврейские жители появились в начале двадцатого века. По официальным данным, в 1939 году их число достигло 589, в 1970-м – 1768, в 1979-м – 1505 человек. Сегодня в нашем городе проживает около тысячи евреев, по Кузбассу – 2500-3000, точных цифр нет. При этом «в списках» общины всего 250 человек – тех, кто периодически приходит на встречи, собрания и молитвы. И ещё около 250 – горских евреев, азербайджанских иудеев с деревни Куба.

Чтобы попасть в общинный дом, который заменяет синагогу из-за её отсутствия, надо завернуть во двор жилой «сталинки» рядом с площадью Пушкина. Он находится в одном из подъездов на первом этаже и, по сути, является обычной квартирой. Организация ортодоксального иудазима располагается здесь с 2002 года, то есть, с того момента, как еврейский фонд «Ор Авнер» приобрёл это помещение.

– Тут пока нет синагоги, но молимся, что в скором времени она у нас появится, и администрация города пойдёт навстречу. Пока не могут выделить место для её строительства – где-то, где она будет находиться в общей доступности, чтобы наши бабушки и дедушки могли спокойно до неё добраться, – объясняет Олег Асташенко. – Единственная синагога в области находится в Мариинске, но она давно разрушена. В Кемерове никогда не было синагоги, никто её так и не построил.

 

Голландский раввин

Шанс построить синагогу был особенно высок – с 2004 по 2008 год, когда тут жил раввин Довид де Брессер – посланник Любавичского Ребе. Рав Довид родился в Голландии, получил классическое образование, долгое время изучал естественные науки, но в один момент уехал в Израиль и обратился в веру. Таких как он называют «баалей тшува», или «вернувшиеся к иудаизму», ведь несмотря на свои еврейские корни, семья Довида не была религиозной.

В 2008 году по личным обстоятельствам рав Довид уехал из Кемерова – и с тех пор уже почти десять лет община живёт без раввина. Это накладывает свой отпечаток: и без того немногочисленные евреи «теряются». Дело ещё и в том, что часть из них уехала в Израиль, часть умерла и часть ассимилировалась.

Последнее, пожалуй, является главной проблемой: по словам члена общины Ярослава Шемета, молодёжи приходит мало, ведь редко кто осознаёт, что хочет еврейской жизни, погрузиться в иудаизм – даже неглубоко, в общих чертах. Молодые люди чаще всего возвращаются к своим друзьям и привычному образу жизни, а община им неинтересна.

Тем не менее минимум раз в месяц тут обязательно бывает раввин – из соседних Новосибирской и Томской областей. Представитель последней Леви Каменецкий курирует не только Кемерово, но и весь Кузбасс: к нему-то чаще всего и обращаются местные иудеи.

– Когда сами справляемся, тогда хорошо, но когда люди начинают задавать серьёзные вопросы, на которые председатель не может ответить, нужен раввин, – рассказывает Олег Асташенко. – Я могу стать раввином, но надо ехать учиться Ешиву, да и возраст уже не тот. К тому же, я не вижу себя раввином. Председателем – да, раввином – нет. Опять же надо вести определённый образ жизни. Почему мы настаиваем на строительстве синагоги, потому что люди идут ко мне как к раввину. Но я далеко не раввин.

Вместе с раввином община лишилась и свитка Торы, который сейчас хранится в Томске. Зато тут есть свиток Эстер – это та часть Торы, которая читается в Пурим. По словам председателя, он один из лучших за Уралом. Написан на пергаменте из кожи кошерного животного.

 

Некошерный город

Несмотря на то, что количество кемеровских евреев сокращается, есть много и тех, кто изъявляет желание стать иудеем. Однако проблема в том, что никто из них не является евреем «по Галахе» – то есть, по отцу и матери, – а значит, что путь в общину им закрыт. Вернее, они могут посещать все встречи и даже проходить молитвенные службы, но считать их евреями «официально» никто не станет.

Многие считают, что достаточно прийти, пообщаться с раввином и сделать обрезание – и ты автоматически обращаешься в иудаизм. Это далеко не так: процедура посвящения проходит от трёх до пяти лет. Человек, грубо говоря, сдаёт экзамен еврейской жизни. Он должен знать Тору, Сидур, иврит, еврейские законы. И когда он посчитает, что готов, то едет к своему раввину, находится с ним всю неделю в синагоге. После собирается кворум из трёх раввинов, который и решает, может ли человек стать иудеем или нет. В Кемерове такую процедуру никто не проходил, хотя желающих было много.

Евреем не только сложно стать, но и быть. Дело не в антисемитизме – его, к счастью, у нас нет. Речь скорее о повседневных вещах, ведь отсутствие синагоги не единственный минус. К примеру, нет миквы для ритуальных очищений, нет кошерной еды, её приходится завозить. И в принципе нет кошерных заведений, где соблюдаются еврейские законы питания. Отчасти это связано и с тем, что нет раввина, который мог бы на ситуацию повлиять.

Из-за этого, к примеру, всю пищу на Хануку готовят женщины из общины на кошерной кухне, куда, к слову, не пускают чужаков. После еду несут в то место, где и проходит праздник: помещение ортодоксальных иудеев не вмещает больше пятидесяти человек. И если для проведения Шаббата его хватает, то для главных еврейских праздников оно становится слишком тесным.

 

Время поговорить

Шаббат – пожалуй, главное событие для кемеровских евреев, которое позволяет им собираться вместе каждую неделю. Как правило, на него читают одну главу из Торы, а после обсуждают её за трапезой. Всего глав 54, то есть, пройти Тору от и до можно за 54 недели, что равно одному году.

В Пятикнижие предписано, что в субботу всем иудеям следует воздержаться от работы, коих существует 39 видов. Некоторые строго соблюдает Шаббат, но есть и такие, для кого после ужина вполне нормально позвонить, решить свои вопросы и куда-то поехать на автомобиле. Хотя это тоже считается работой – пользоваться смартфоном, включать свет или смотреть телевизор.

Даже сами евреи иногда спрашивают, что же делать в Шаббат, если ничего нельзя. 25 субботних часов необходимо чисто для общения и чтения книг – Торы или других еврейских трактатов.

– У меня в семье была такая традиция, но это я понял не сразу – мы просто каждую субботу собирались то у одних, то у вторых, то у третьих родственников и просто общались, – вспоминает Олег Асташенко. – Сейчас в Шаббат кто-то приходит именно для молитвы, а кто-то – пообщаться. Мы не против всех желающих.

В субботу даже нельзя готовить: максимум, подогревать еду, поэтому приготовлением занимаются в пятницу. У многих евреев имеются специальные «шаббатние» горелки, которые сутки работают в режиме подогрева, чтобы пища не была холодной. В то же время, если ты не соблюдаешь Шаббат ровно 25 часов, никакой кары небесной не случится: это дело личное, в этом плане иудаизм свободная религия, которая даёт возможность выполнять то количество заповедей, которое каждый посчитает для себя адекватным.

– Так как у нас нет раввина, всё происходит по желанию, каких-то обязательных событий нет. Если люди хотят почитать утреннюю, дневную или вечернюю молитву вместе – мы собираемся. Здесь неограниченно изучение иврита, у нас два преподавателя, которые встречаются с учениками в свободное время. Имеется хорошая библиотека, есть редкие книги, люди приходят и читают, – рассказывает председатель общины.

Но работать тут нельзя – ни в Шаббат, ни когда-либо ещё. И всё благодаря закону Яровой, который буквально связал руки кемеровским евреям: он накладывает ограничения на деятельность религиозных организаций, например, запрещая им проводить проповеди и вести миссионерскую деятельность в квартирах и жилых домах. В том числе есть табу и на шумные песни и танцы, которые так любит иудейский народ. Это ещё одна из причин, по которой синагога Кемерову просто необходима.


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники