Зачем нужен аппендикс? Авитаминоз может вызывать депрессию? В кишечнике правда живёт три литра бактерий? Не слишком осведомлённый в медицине корреспондент A42.RU посетил публичную лекцию иммунолога, доктора наук, профессора Александра Коростелёва и приводит его ответы на простые вопросы.
— Болеть без температуры — это очень плохо. Воспаление для иммунной системы — это битва, боевые действия. Это не болезнь и не здоровье, это проявление системы защиты. Без воспаления нет защиты. Меня спрашивают: «Александр Алексеевич, я неважно себя чувствую, но температуры нет, я же здоров?». Я отвечаю: «Очень больны». Потому что иммунные клетки должны начать функционировать, а для этого нужна температура — тогда человек выздоровеет.
Есть старый врачебный анекдот: лечишь человека — болеет неделю. Не лечишь — болеет семь дней. Неделя — это нормальный цикл защиты организма. При вторичном контакте с возбудителем иммунная защита развивается быстрее. На этом, кстати, основано применение вакцин.
— Формирование вашего гуморального иммунитета происходит, не удивляйтесь, в том числе в аппендиксе. Да, аппендикс — это иммунный орган. А ещё — в ротоглоточном лимфоидном кольце. Миндалины, аденоиды — это иммунные органы. Поэтому удалять их до 10 лет нежелательно, если только нет затруднения дыхания или угрозы жизни при аппендиците.
— Нехватка витаминов и микроэлементов может вызывать самые разные сбои в работе организма. Из минералов самый важный — цинк. Он очень доступен, в супермаркете может лежать рядом с жвачками. Берите. Вообще моя рекомендация: два раза в год покупайте витаминно-минеральные комплексы. Любые, но чтобы там были цинк и селен, а для женщин ещё и железо — у них чаще бывает железодефицитная анемия. К витамину D хорошо отношусь, к омеге 3-6-9. Помните, что витаминные комплексы не относятся к лекарствам, это биодобавка.
Но, пожалуйста, не увлекайтесь такими историями: «Марьиванна, тебе не хватает меди, купи крем и шампунь с медью за сто тысяч рублей». Откуда человеку знать, хватает меди или не хватает? Авитаминоз — это серьёзное состояние, которое определяет врач. Если вы питаетесь нормально, вероятность, что вам не хватает какого-то редкого элемента, крайне мала. Не тратьте деньги на чудодейственные БАДы. Легче всего продаётся то, что нельзя проверить.
— Без антибиотиков никуда, но есть побочный эффект, они — иммунодепрессанты. Сейчас уже есть статистика, антибиотики входят в шестёрку главных иммунодепрессантов, на той же полочке, что и гормоны.
Типичная бытовая ситуация: к врачу приходит мама с ребёнком, которую на работе грозятся уволить, потому что она всё время на больничном. Ребёнка в садик не берут, потому что он чихает и сопливит. У него иммунная система развивается, ей помочь надо. Но врач, чтобы не видеть этой истерящей мамы, прописывает ему антибиотики. Разумеется, он не вылечил ребёнка — снял симптомы. Как и 90% медицины не лечит, а снимает симптомы. Если вы съели орешек, у вас появилась крапивница, вы закинули под язык супрастин, и крапивница ушла — вы что, аллергию вылечили? Нет, вы сняли симптом. Поэтому, ради Бога, если можете обойтись без антибиотиков — обходитесь. Вы снимете симптомы, но это самообман. Через месяц в отдел кадров этой мамы снова придёт больничный лист.
Птицефабрики и свинофермы вёдрами высыпают антибиотики в корм. И мы в супермаркете покупаем мясо с антибиотиками. Это вызывает невосприимчивость к антибиотикам и в критических ситуациях может привести к трагическим последствиям. Поэтому я предпочитаю покупать мясо у знакомых, проверенных фермеров.
— Прививки нужны, но крайне сложно поймать тот самый штамм, ту мутацию, которая будет распространённой в текущем сезоне. Сложно и оценить готовность организма к поступлению чужеродного материала. Диспансеризация и семейный доктор — идеальная ситуация! Эффективен карантин, дистанция, чистые руки. А прививки от гриппа — в масштабе популяции да, но нужно быть готовым и к негативу.
Другое дело прививки от, например, клещевого энцефалита. Последствия страшные, вирус менее изменчив, осложнений от прививки практически нет. Эту прививку, конечно, делать надо, тем более, что мы всё чаще предпочитаем жить в природных условиях.
— Во врачевании очень важно психологическое состояние людей. При стрессе мозг вырабатывает нейромедиаторы, которые блокируют работу иммунной клетки. В анализе она есть, но «не работает». Приходит бизнесмен: «Я не пью, не курю, почему я так часто болею?». А я ему: «Вот вы сами и ответили — то не делаю, это не делаю… пора начать!». Шутки шутками, а стресс надо снимать. Лучше, конечно, более безопасным способом.
Перелёты. Это мы думаем, что четыре часа до Москвы — мелочи, посидел там в смартфоне и пошёл. А наш организм в стрессе, наша иммунная система была напряжена, что там понавыделялось, мы не знаем. Я вот еду из Шерегеша 4-5 часов, захожу домой и час потом ничем не занимаюсь — просто прихожу в себя. Не надо перегружать организм.
Стресс из-за семьи, здоровья, денег, любви, нелюбви и так далее — через два дня начинают проявляться те инфекции, с которыми мы живём. Например, мы все живём с вирусами герпеса. Они по крови не плавают, живут у нервных окончаний. Лабиальный герпес проявляется на лице, генитальный — на половых органах, опоясывающий герпес — по всему телу, и так далее. Мы живём с вирусом герпеса и не замечаем его, но когда иммунную систему подавляют внешние факторы, он проявляется. Стресс — один из этих факторов. Декабрь, январь, февраль — я наблюдаю поток пациентов, у которых пошли воспалительные рецидивы после годовых отчётов, проблем на работе.
— Если все слизистые оболочки организма — складки кишечника, ворсинки и так далее — растянуть в ровное полотно, получится около 200 квадратных метров. На этой площади перерабатывается поступающий биоматериал на минералы, витамины, аминокислоты. Если собрать всю пробиоту одного человека в ёмкость, понадобится трёхлитровая банка. В ней «хороших» бактерий, благодаря которым мы живём, — более пятисот видов. Антибиотики не убьют их все, конечно, но кого-то захватят. Поэтому после антибиотиков будьте добры — принимайте «Бак-сет», «Линекс» и так далее, хоть как-то помогите организму восстановиться. Йогурт, пожалуйста, делайте сами. Литр 6%-го молока, закваску в йогуртницу, утром у вас литр шикарнейшего йогурта.
— Иммунная система — одна из трёх систем, наряду с нервной и эндокринной, которые нас формируют, создают и сохраняют. Нервная система созревает в среднем годам к пяти, эндокринная — к двенадцати, а иммунная созревает позже всех — примерно к восемнадцати годам. Однако ребёнок не беззащитен: он уже рождается с иммунным органом — тимусом, а кроме того, получает от матери антитела. Поэтому не нужно стерилизовать всё вокруг. В «чистых» домах, где ребёнка не пускают ползать по полу, играть во дворе и подходить к мусорке, дети болеют чаще.
Однако нужно знать меру. Гигиену никто не отменял: руки надо мыть, овощи — тоже. Не стоит возить детей младше трёх лет «для здоровья» на море, в Таиланд и тому подобное. В этом возрасте малыш там здоровья не возьмёт, его иммунная система ещё не готова. Его пищеварение не «поймёт» манго. Лучше поставьте увлажнитель в квартире, чтобы влажность была минимум 40% — это действительно важно. У нас в квартирах часто 20%-25%, слизистая высыхает, в трещины легче проникает инфекция.
Прогулки в хвойном лесу — прекрасны. Для нас подходят Горный Алтай, Хакасия. Кстати, в Советском Союзе именно там были лучшие санатории.
— Я просмотрел тысячи иммунограмм за десятилетия работы. Скажу крамолу: даже у тяжелобольных в этих иммунограммах мало что меняется. Зато уходят деньги из вашего семейного бюджета. Иммунограмма — это расширенный анализ крови, в котором мы видим Т-лимфоциты, В-лимфоциты, клетки-хелперы и так далее. Иммунограмму нет смысла делать всем подряд. Те, кому она нужна, должны действовать под контролем и по назначению врача.
— Иммунитет — система самовоспроизводящаяся. В-лимфоциты — это клетки иммунной системы, среди которых есть клетки памяти: они «запоминают» конкретный патоген для быстрой выработки антител против него в будущем. Клетка живёт около 30 дней, затем происходит запланированная гибель — апоптоз. Это непрерывный процесс! Но усвоенную «память» она может передать другой клетке, пришедшей из красного костного мозга ей на смену. Через год в вас не будет ни одной иммунной клетки сегодняшнего дня.
Поэтому заповедь: не считайте, что вы пришли к врачу-иммунологу, и он сегодня вас вылечит. Ничего подобного, максимум — снимет симптомы. Мгновенно повлиять на иммунную систему невозможно. Только диспансерное наблюдение и желательно — в течение года.
Фото: A42.RU
ВКонтакте Twitter Одноклассники