Алексей Леонов, первый в мире человек, шагнувший в открытый космос, родился в кузбасской Листвянке. После сложнейшего полёта, сделавшего его легендой, он до начала девяностых служил в Центре подготовки космонавтов, стал автором четырёх изобретений и десятка научных трудов.
За титанической фигурой Леонова-космонавта люди не всегда замечают другие грани его личности — а ведь перед поступлением в лётную школу он всерьез подумывал об академии художеств. В семидесятые Леонов принял личное участие в разработке специального оружия. Лишь в 2017 году космонавт рассказал, что его отец больше двух лет провёл в лагерях. Мы решили вспомнить примечательные факты об Алексее Леонове, которые часто остаются в тени.
Звёздный час Леонова — 18 марта 1965 года, первый в мире выход человека в открытый космос. За 23 минуты 41 секунду космонавт столкнулся с неизведанным, совершил личный подвиг и неоднократно нарушил инструкцию, чтобы миссия завершилась успехом.
По воспоминаниям космонавта, деформация скафандра началась с восьмой минуты в космосе: фаланги пальцев вышли из перчаток. Постепенно скафандр раздувало изнутри. Когда настало время возвращаться, Леонов с трудом сматывал фал, по которому поступал кислород и который связывал его с кораблём. Добравшись до люка, он понял, что скафандр раздуло, и правильным способом — головой к шлюзу — он не пролезет. Чтобы выполнить задачу, Леонов нарушил инструкцию и стравил давление из скафандра. Он понимал, что страшно рискует: такое падение давления вызовет эффект «закипания» азота в крови, как у быстро всплывающего водолаза — а это значит онемение, паралич и смерть. Ничего плохого не случилось только благодаря тому, что Леонов уже час дышал чистым кислородом, и концентрация азота в крови уменьшилась. Космонавт смог пролезть в шлюз, ценой невероятных усилий развернуться внутри и вернуться на корабль.
О всех этих проблемах Леонов не сообщал, хотя был обязан. Позднее он оправдывался перед руководителем полёта тем, что не хотел вызывать панику в ЦКП — ведь помочь ему там, почти в 500 километрах над Землёй, никто бы всё равно не смог.
Алексей Леонов рисовал с детства — всё подряд и на всём подряд. По воспоминаниям космонавта, он ещё даже читать не умел, а уже увешивал стены картинками на гвоздях. К третьему классу его уже звали расписывать печи. Юный Алексей мечтал стать художником едва ли не так же сильно, как стать лётчиком.
В 1953 году, перед выпуском из школы, Леонов ездил в Рижскую академию художеств, показывал свои рисунки и даже получил неформальное приглашение от ректора, который счёл их талантливыми. В итоге будущий космонавт долго не мог определиться, куда же ему поступать — и дело решили прагматичные соображения. В академии стипендию платили только с третьего курса, семья в деньгах не купалась, а лётное училище означало полное гособеспечение. Так Советский Союз получил в лице Леонова отличного будущего космонавта — но и художника, кстати, не потерял. Леонов продолжал рисовать и на службе, в 1967 году в соавторстве с художником Андреем Соколовым создал серию из марок, посвящённую Дню космонавтики. И это не та история, когда знаменитому человеку дают карт-бланш. Искусствоведы признают самобытность и художественную глубину произведений Леонова, две картины из более чем двухсот хранятся в Третьяковской галерее.
В официальной советской биографии Алексея Леонова нет ни слова о том, что его отец Архип больше двух лет провёл в Сиблаге. Космонавт написал об этом в книге «Время первых: Судьба моя — я сам…», которая вышла в 2017 году. Архип Леонов был слесарем-железнодорожником, работал на шахте, выучился на зоотехника, воевал в Гражданскую войну. Он верил в идеалы коммунизма, с радостью встречал коллективизацию. В 1936 году, когда ему было 44 года, Архипа арестовали.
— Отец закончил ветеринарный техникум, хорошо понимал животных, и он вывел жеребчика, которым очень гордился. Специально для климата Сибири. Во всяком случае, он так полагал. В отсутствие отца председатель пустил коня под нож, чтобы угостить приехавшего к нему брата кониной, — писал Алексей Леонов в книге.
Вернувшийся Архип начал угрожать председателю и при свидетелях схватился за топор. Тот спрятался, а затем оклеветал односельчанина — обвинил в покушении на Советскую власть. Приговором «тройки» отца будущего космонавта отправили в лагеря. Его беременная жена Евдокия осталась с семью детьми одна.
— Потом соседям позволили разграбить имущество «врагов народа». Вот что творили земляки! Их ведь никто не заставлял, сами инициативу проявляли. С меня, малыша, штаны сняли, в одной рубашке оставили, а на дворе зима. А ведь родители мои с соседями хорошо жили: мать учительствовала, отец всем вокруг помогал, — вспоминал Леонов в мемурах.
В лагерях Архип проведёт больше двух лет, остановит падёж скота, а спасёт его сослуживец по Гражданской войне, случайно увидевший знакомую фамилию. В 1939 году Архипа Леонова полностью реабилитировали — он даже не считался судимым. Поэтому, поступая в лётное училище, его сын Алексей не писал в автобиографии о судимости отца.
После окончания Великой Отечественной войны семья уехала из Кузбасса в Кёнигсберг. Позднее, уже в статусе всемирно известного космонавта, Алексей Леонов приезжал в Кузбасс, в родное село — просто посмотреть в глаза односельчанам. Спрашивал, кто раздевал его той далёкой зимой. Никто не признался.
Когда легендарный полёт завершался, автоматическая система корректировки положения корабля вышла из строя. Алексею Леонову и Павлу Беляеву пришлось наводить корабль в область посадки вручную. Погрешность была неизбежна. Леонов потом с юмором вспоминал, что ошиблись «на какие-то три тысячи километров». Посадочный модуль на парашюте приземлился в глухой тайге, в 180 километрах севернее Перми.
Космонавты, потерявшие литры пота — в скафандрах хлюпало — оказались на снегу в двадцатиградусный мороз. Развернули радиостанцию, смогли собрать валежник и разжечь костёр. Тёплых вещей не было, обмотались тканью из обшивки капсулы. Тем временем на дым костра пришёл медведь.
Из оружия в аварийном запасе был пистолет Макарова. Стрелять из него в медведя — всё равно что стрелять в человека из «воздушки» — причинит небольшую ранку и очень разозлит. Леонов, выросший в Листвянке, это прекрасно понимал. По воспоминаниям конструктора Бориса Чертока, космонавты стреляли в воздух. Зверя удалось отпугнуть.
После нервной ночёвки к ним вышли спасатели, но эвакуироваться до вертолёта удалось только на третьи сутки. По словам спасателей, вокруг стоянки нашли и следы волков.
Став заместителем начальника Центра подготовки космонавтов и отвечая за безопасность космонавтов, Леонов использовал полученный опыт. В 1979 году он лично инициировал переработку аварийного запаса и разработку специального оружия для космонавтов. Итог этой работы — многофункциональный трёхствольный пистолет ТП-82 со съёмным прикладом. Два ствола были крупного 12-го калибра, можно завалить хоть медведя, третий — мелкокалиберный нарезной, для добычи пропитания. Съёмный приклад представлял собой мачете, который можно рубить дрова и копать ямы. Массивный пистолет приняли на вооружение и выдавали космонавтам и лётчикам дальней авиации до 2006 года. К слову, на МКС русские космонавты были единственными, кто имел при себе оружие – а руку к его созданию приложил именно Леонов.
Фото: A42.RU
ВКонтакте Twitter Одноклассники