Заявление директора экономического института при правительстве РФ Алексея Зубца о том, что налог на бездетных граждан должен составлять 30-40 тысяч рублей в месяц, в Госдуме назвали крайностью. Однако обсуждение справедливости самой идеи налога не утихает в соцсетях. Есть сторонники и противники, а ещё есть опыт СССР, в котором налог на бездетных был обыденностью и вопросов не вызывал. Права человека, проценты по ипотеке, медицинские противопоказания — мы изучили историю вопроса и аргументы сторон.
Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук Алексей Зубец в программе «Место встречи» на канале НТВ выступил с предложением ввести налог на бездетных в сумме 30-40 тысяч рублей в месяц.
— Рождаемость и демография — это не мораль, а выживание общества. […] Цена проекта по демографии — несколько десятков триллионов рублей в год, чтобы он сработал. Эти деньги надо откуда-то брать. Поэтому налог на бездетность безусловно должен быть, и он должен быть большим. […] Проценты зависят от дохода, абсолютные цифры с бездетной семьи — 30-40 тысяч рублей, то есть деньги на содержание дополнительного ребёнка в чужой семье, — заявил учёный.
Алексей Зубец добавил, что взимать налог нужно безотносительно медицинских ограничений — то есть бездетные должны платить, даже если физиологически не способны зачать или родить ребёнка. И даже семья с одним ребёнком, по мысли экономиста, должна платить налог «на неполную детность», потому что «нормальная семья — это двухдетная семья».
Позднее экономист уточнил в интервью Daily Storm, что имел в виду не молодых людей, а состоявшихся: женщин старше 35 лет и мужчин старше 40.
— У нас в семье три ребёнка, я прекрасно понимаю, что такое поднимать детей и сколько это стоит. И я не понимаю, почему те люди, которые отказались от рождения детей, эти деньги экономят. Они их могут расходовать на удовлетворение собственных хотелок, на путешествия за границу, а я всю жизнь работал на детей, — заявил Алексей Зубец.
И привёл свои аргументы: средняя зарплата в России по госстатистике около 85 тысяч рублей, а значит, семья из двух человек получает около 170 тысяч, и в таком случае уплачивать 40 тысяч — «это не проблема».
Упомянул он и о том, что материальное положение не играет главную роль — общественные стандарты важнее.
— 50-70 лет назад материальное положение было намного хуже, чем сейчас, однако в семьях было по двое-трое детей, — напомнил Алексей Зубец.
Высказывания видного экономиста вызвали настоящую бурю в соцсетях. Депутаты Госдумы назвали их «крайностью» и «людоедством, граничащим с экстремизмом», председатель патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи, защите материнства и детства иерей Фёдор Лукьянов заявил об «абсурдно провокационных» инициативах.
Примечательно, что схожие предложения о налоге другие депутаты неоднократно озвучивали и ранее, но столь резкой реакции не вызывали — возможно, потому, что суммы не конкретизировались.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал РИА Новости, что детали предложения о возможном введении налога на бездетность Кремлю пока неизвестны.
В Советском Союзе налог на бездетных установили в 1941 году даже раньше военного налога. Задуманный как временная мера, налог просуществовал дольше самого СССР — полностью его отменили только в 1992-м.
Налог касался холостяков, одиноких и «малосемейных» граждан. Под последними обычно понимались бездетные семьи, но с 1949 по 1952 год сельское население платило налог даже тогда, когда в семье был один или два ребёнка. Налог полностью исключался только начиная с третьего.
Шкала налога была не плоской, а прогрессивной: с рабочих и служащих при заработке до 150 рублей взимали 5 рублей в месяц, то есть чуть больше 3%. Если зарплата была выше 150 рублей, брали уже 5%. С работников искусства и всяких кустарей и ремесленников, которые облагались подоходным налогом, брали 5% сразу. У колхозников и единоличников сумма налога была фиксированной — 100 рублей в год, то есть почти вдвое больше, чем выходило у рабочих.
Налог платили мужчины от 20 до 50 лет, а женщины — до 45. Видимо, подразумевалось, что требовать от женщин рожать после 45 лет нельзя, а мужчина ещё в состоянии зачать дитя. Или как минимум в состоянии платить налог.
От налога освобождались студенты (парни до 25 лет, девушки — до 23 лет), военнослужащие и люди, которым «решением врачебной комиссии противопоказано деторождение».
В 1944 году налог увеличили: для рабочих с 5% до 6%, для колхозников — до 150 рублей в год с бездетных. Селяне с одним ребёнком платили 50 рублей, с двумя — 25 рублей.
При этом внесли существенную поправку в распределение по полам: с женщины налог брали только в том случае, если она была замужем. Мужчины по-прежнему облагались поголовно. В список исключений добавили инвалидов, Героев Советского Союза и награждённых Орденом Славы трёх степеней, студенток до 25 лет, а в 1946 году — ещё и монахов. В 1952 году отменили налог для селян с одним и двумя детьми — теперь и в колхозах платили только совсем бездетные.
В таком виде налог и просуществовал сорок лет до самого распада страны. Под конец, в 1988-м, ввели послабление для молодожёнов — они не платили в первый год после создания семьи, за который и должны были зачать и родить ребёнка.
Что мы видим в советском опыте: во-первых, налог не был маленьким. Такие же 6% в современной России платят, например, индивидуальные предприниматели по «упрощёнке».
Во-вторых, налог был целевым. В преамбуле указа 1944 года расписано, что его вводят «в целях увеличения материальной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям», каковых во время войны и после неё было много. Собственно говоря, и указ был в первую очередь не о налоге, а о господдержке матерей, установлении звания «Мать-героиня» и ордена «Материнская слава». То есть бездетные через государство платили многодетным. Потому что в будущем их подросшие дети должны будут содержать и тех, и других.
В-третьих, налог был дифференцированным: с тех, у кого доходы повыше, брали побольше. У колхозников доходы выше не были, но их облагали ещё суровее. Целью было не только пополнить бюджет, но и подтолкнуть пары к рождению детей. Традиционно считалось, что на селе детей прокормить проще.
Деревенские семьи в большинстве советских республик до конца XX века в самом деле были более многочисленными. Но дело, конечно, не только в еде, но и в ценностях и установках. Каких-либо глубоких исследований того, как конкретный налог на бездетность влиял на решение семей рожать, в СССР всерьёз не проводили.
Кроме СССР, налог на бездетность со схожими параметрами действовал в Польше с 1946 по 1973 годы, в Румынии с 1967 по 1986 год и ряде стран Латинской Америки. В Румынии параллельно ещё и запрещали аборты, пытаясь бороться с послевоенной демографической ямой.
Строго говоря, налог на бездетность и сейчас фактически существует в странах Северной Европы и в Германии, просто он иначе представлен и откоммуницирован в публичном поле. В этих странах действует прогрессивная шкала налоговой ставки, а на налоговый класс гражданина влияет не только размер доходов, но и семейное положение. В результате бездетные одиночки при прочих равных условиях платят налоги по более высокой ставке. Однако публично говорится не о налоге на бездетность, а о поддержке семей с детьми.
В России граждане с детьми тоже пользуются налоговым послаблением: имеют право вернуть часть уплаченного НДФЛ в форме вычета. Суммы рассчитываются через уменьшение налоговой базы (на 1400 рублей за первого ребёнка, 2800 за второго и 6000 за третьего и последующих), это позволяет экономить несколько тысяч рублей в год. Вычет перестают производить, когда зарплата за год переваливает границу в 350 000 рублей, и возобновляют в следующем году.
Получается, что в России и сейчас бездетные платят государству на несколько тысяч рублей больше, чем небогатые детные. Но это небольшая сумма, она не оформлена как отдельный налог и социального напряжения не вызывает. А шкалу НДФЛ уже сделали прогрессивной.
В мае 2024 года опрос об отношении к налогу на бездетность провёл SuperJob. В Кемерове 89% опрошенных оказались против налога: 28% скорее не поддерживают его введение, 61% категорически против. 11% респондентов высказались за введение налога на бездетность, аргументируя его необходимость демографической ситуацией в стране.
Мы тоже опросили кемеровчан разного пола, возраста и профессий, и вот что они сказали.
Елена Матвеева, доктор политических наук, профессор КемГИК:
— Инициатива введения такого рода налога не нова для нашей страны. Важно понимать, какова цель. Если речь идёт о повышении рождаемости, то крайне сомнительно, что мера подействует. Если это сугубо экономический расчёт, новая статья доходов для государства, именно доходов, — то я полагаю, сработает. Но тогда возникает вопрос, насколько опыт советской авторитарный модели приемлем для демократического государства, где человек вправе сам решать вопросы семейных отношений и рождения детей.
Михаил, сварщик:
— Хорошая идея. Бездетные не хотят платить и не замечают очевидное. Ведь пенсионеры не своё получают. Пенсия — это налоги из работающей экономики. Мои двое детей будут платить налоги, из которых, упрощаю, мне будут платить пенсию. А бездетным кто будет платить? Те же дети родителей, которые сейчас впахивают, чтобы их вырастить? Жмётесь платить — ну возьмите ребёнка из детдома, вырастите тогда его. Не хотите? Тогда платите, всё честно.
Валентина, журналистка:
— Заводить ребёнка, чтобы не платить налоги — это странная мотивация. Рождение ребёнка — это личное дело пары, дело конкретной женщины. Такие меры приближают нас к крепостному крестьянству или племенному скоту. Когда ты должен соответствовать параметрам и приносить потомство. Я считаю это нарушением прав человека.
Екатерина, тренер:
— К идее налога на бездетных отношусь плохо. Деньги на чужих детей хотят отбирать у моих потенциальных детей. А чем меньше у меня денег, тем меньше у меня желания заводить детей. Мне 28 лет, и я бездетна не из-за каких-то принципов, в конечном счёте всё упирается в деньги, и не только у меня. Если бы на меня сейчас упал миллион долларов, я бы уже завтра в декрет ушла. Ходила бы на какую-нибудь йогу и тусила расслабленно.
Михаил, инженер в энергетике:
— Такой налог может иметь обратное действие. Он подействует на малообразованных людей с низкими доходами: мол, окей, родим, чтобы не платить. А тот, кто образован и нормально зарабатывает, сможет себе позволить не заводить детей.
Кирилл, продавец в автосалоне и таксист:
— У меня трое детей, я работаю на двух работах, жена тоже работает. Многие мои друзья бездетны, они тратят деньги на хорошую тачку, на ежегодный отдых в Турции и так далее. Да, это личный выбор, но пенсию-то государство будет платить всем, а пополнять пенсионный фонд будут мои дети. Бездетные сейчас говорят что попало: то не доживут, то типа сами себе пенсию обеспечат, но что-то я не вижу, чтобы они реально этим заморачивались. В общем, налог — справедливая идея. Но только теоретически, а на практике я не верю, что собранные деньги пойдут на поддержку моих детей. У нас слишком много коррупции.
Антон, инженер в телекоммуникациях:
— Я одиночка, я как рожать должен? Как налог должен повлиять на тех, у кого с личной жизнью в принципе не всё хорошо? Мне государство что, кошкожену на госуслугах выдаст? Вообще предлагаю ввести таблицу, реестр поголовья жён. Фертильность, зарплата, есть ли своё жильё, и чтобы одиноким её рассылали. Я к тому, что идея дурацкая, до абсурда очень быстро можно дойти.
Мария, делопроизводитель:
— Я думаю, люди не рожают, потому что не чувствуют себя защищёнными. Сейчас, например, очень высокие проценты по ипотеке — и где рожать молодой паре? В квартире у родителей? Люди зачастую не могут себе позволить одновременно и жильё, и детей. Да, в СССР был налог, но было и бесплатное жильё, медицина, детские кружки, только работай. Вот обеспечьте безопасность и стабильность, а потом — пожалуйста, вводите налог.
Фото: A42.RU
ВКонтакте Twitter Одноклассники