В Кемерове каждый район круглосуточно патрулирует экипажи Росгвардии. Тревожные кнопки стоят в наших квартирах, детсадах и школах, кафе и магазинах. На место происшествия бойцы Росгвардии приезжают первыми, чтобы предотвратить трагедию или задержать подозреваемых.
«Газета Кемерова» провела одну смену с экипажем вневедомственной охраны. Мы узнали, кто мешает работе Кемеровского аэропорта, кого называют «аватарами» и как современные жулики обманывают кемеровчан.
Пятница, 20:00. Напарники Павел и Дмитрий выходят на ночное дежурство. В касках и бронежилетах, с оружием. У одного бойца — пистолет, у второго — автомат.
— Вам приходилось стрелять в человека? — спрашиваю Дмитрия.
— Нет. Да и не хотел бы. Понятно, что разные ситуации бывают — если кто-то будет угрожать жизни людей, коллег… Но я считаю, что всегда миром можно все решить, без стрельбы. Мы защищаем людей, поэтому без оружия справляемся.
Сегодня мы будем патрулировать Ленинский район. Ребята садятся в патрульную машину с синим проблесковым маячком.
— На вызов нужно прибыть своевременно — это формулировка указана во всех документах. В среднем, это 5–7 минут, бывает и меньше, — объясняет Павел.
Когда экипаж получает срочный сигнал, он может включить «мигалку». Правда, автомобилисты их пропускать не обязаны, как ту же скорую, у которой маячки сине-красные.
В салоне работают две рации. Одна соединяет напарников с диспетчером вневедомственной охраны — так они узнают о сигналах и других заданиях. Вторая настроена на полицию Кемерова: Павел и Дмитрий слышат, что происходит во всём городе. В случае ЧП бойцы готовы придти на помощь.
Под защитой вневедомственной охраны в Кемерове находятся 13 500 квартир и 2 250 коммерческих организаций — это торговые центры, супермаркеты, кафе, рестораны, офисы. Также бойцы охраняют все школы и детские сады — там стоят тревожные кнопки. Помимо этого, Росгвардия оказывает поддержку полиции.
Оживает рация. Вся полиция города ищет пятилетнюю девочку.
— Мария Иванова* объявлена пропавшей без вести. Сегодня её увел с танцев неизвестный мужчина… На вид пять лет, одета в зелёный пуховик, серую вязаную шапку, рюкзак в виде птицы, — диктует диспетчер, повторяя каждую примету дважды.
Как это — ушла с незнакомцем? Начинаешь думать о самом страшном… Мы немедленно едем к дому девочки, чтобы проверить версию. Что, если Машу забрал кто-то из родственников, а педагоги не уследили?
У подъезда мы оказываемся через пару минут. И видим ту самую Машу — с «птичьим» рюкзаком, нахохлившуюся, как воробей. Хмурит светлые бровки и глядит строго.
— Привет, ты замерзла? Дать тебе варежки? Сейчас мы позвоним в домофон, — успокаивает её Павел.
— Нет, не надо. Мне тепло, — отвечает девочка. Она готова расплакаться, но держится из последних сил.
Малышка забыла номер квартиры, но мы его уже знаем. Дома никого нет. Скорее всего, мама и папа сейчас разыскивают дочь. Поэтому мы с ней идём в машину.
Выясняется, что смелая Маша пришла домой в одиночку, дважды перейдя проезжую часть на зелёный сигнал светофора.
— Ждала, а они не идут… Я хотела сама дойти до дома. Куртку надела, шапку… Думала, мама и папа обрадуются. А их нет, — рассказывает малышка. — Они меня не отпускали никогда одну на дорогу. Но говорили — когда светофор горит зеленым, только тогда можно идти. А вы найдете мою маму? У неё белый пуховик и чёрные волосы…
В эту же минуту вижу — бледная и заплаканная женщина бежит по улице, глядя по сторонам. Открываю дверь автомобиля:
— Вы — мама?
Не говоря ни слова, она подхватывает на руки дочь и обнимает её. Маша прижимается к ней и обе плачут, не в силах что-то сказать. Рядом появляется перепуганный папа и две бабушки, которые больше часа искали девочку по всему городу, целуют ребёнка:
— Маша, как ты нас напугала, милая!
Оказывается, что на пару минут опоздал папа в школу танцев — спешил с работы, да и попал в пробку. А педагоги не уследили за слишком самостоятельной Машей. Если бы родители не учили девочку переходить дорогу — про светофор и «посмотри налево, а потом направо» ей повторяли во время каждой прогулки — история могла бы закончиться иначе. Но всё хорошо — счастливая семья отделалась лёгким испугом. А мы едем дальше.
Олег Чулпанов, командир батальона вневедомственной охраны:
— В Кемерове в сентябре 2016 года сотрудники вневедомственной охраны спасли семилетнего мальчика, который сам пытался потушить пожар. Ребёнок был дома один, на балконе загорелись покрышки — то ли он сам баловался, то ли окурок с соседнего балкона упал. Дым валил... Мы ставили под балкон нашу машину и забирались на крышу — это был второй этаж. Сначала мы парня вниз спустили, а потом и горящие покрышки с балкона сбросили и потушили. Родители потом поблагодарили нас.
Мы делаем круг, затем другой — сигналов нет. В небе над Ленинградским вспыхивают синие, красные огни, рассыпаются искрами. Старый Новый год. Ещё девять, шуметь можно. Фейерверк запустили на площадке у стадиона. Подъезжаем туда, а празднующих и след простыл.
Дмитрий предлагает поехать по дворам.
— Сегодня спокойно, а иногда, бывает, и колёса снимают с машин. Но зимой это редко.
— С чем чаще всего сталкиваетесь?
— С пьяными. Они спят в подъездах или прямо на улице. Недавно был случай: человек на ногах не держался, правда, не трогал никого. На первом этаже уселся, на лестничной клетке. Жильцы нас вызвали, а мы — скорую. Говорю врачу: «Везите в токсикологию». Они его брать не хотят. Мол, мы его в чувство приведём. Подняли его, по щекам похлопали. А толку? Назвать он себя не может… Не бросишь же его. Не замёрзнет – так ограбят. Убедили медиков тогда — уехал наш парень в стационар, — вспоминает Дмитрий. — Плохо, что вытрезвители закрыли. Куда их девать? Пьяные просто никому не нужны. А в праздники таких — через одного. Если мирный человек, хоть чуть-чуть соображает и живёт недалеко, мы даже домой отвозим. Или родных просим его забрать, чтобы не случилось беды.
Павел говорит, что нередко их вызывают в магазины. Например, в популярную «Ленту». Там регулярно происходят кражи.
— Что оттуда уносят?
— Да косметику. Все хотят красивыми быть, — смеётся он. — Часто это подростки.
— На спор?
— Да непонятно. Кто-то спорит, может, кто-то со скуки. Но точно не от голода. Дети-то благополучные. Даже студенты там попадались. И тоже — с косметикой, наушниками какими-нибудь… Видимо, кому-то «повезло», вот и бегали туда все через день – удачу испытать.
В одном из дворов натыкаемся на перекопанный вдоль и поперёк сугроб. Павел вспоминает городскую легенду:
— Мне много раз рассказывали, что ходят по нашему городу такие люди — «аватары». Их так называют, потому что они синие. Ну, от холода и обязательно все в снегу. Ищут места закладок, наугад и по памяти. Мало кому удавалось их задержать. Если он ничего не нашёл, что предъявишь? Говорят, одно и тоже: «Я потерял батарейку от телефона».
— А вы их видели?
— Пока нет. Такого встретишь только случайно. Может, одного за год.
Проезжаем мимо ночного клуба — пока закрыт. В каждом подобном заведении есть тревожная кнопка. И давят на неё чуть ли не каждую ночь: драки, грабежи, битая посуда… Там много пьют — отсюда и неприятности.
— Дерутся там часто. Сидят за соседними столиками, один не так посмотрел — всё. Причём как-то подло всё происходит в последнее время. Бьют кого-то и тут же сбегают. Пострадавший заявление бы написал, а примет толком не может назвать: темно, да к тому же выпил, — рассказывает Павел. — А ещё у всех сейчас есть мобильные телефоны. И пьяные «художества» появляются в интернете — кто как буянил, хамил или танцевал на столе… С одной стороны — стыдно человеку станет, может, он пить так уже не будет. С другой — это же тоже не по-человечески, выкладывать такое.
В Кемерове вневедомственная охрана часто выезжает на драки, причинение вреда здоровью, ножевые ранения. Во многих случаях люди скандалят после выпивки, в тех же ночных клубах. Кроме того, бойцы Росгвардии прибывают на все сигналы об угрозе убийством. Каждое такое сообщение проверяется, чтобы не произошло трагедии.
Олег Чулпанов, командир батальона вневедомственной охраны:
— Днём и ночью у кемеровчан крадут вещи из автомобилей. Утром жулики поджидают водителей у детсадов и школ — пока родители отводят ребёнка, они выбивают стекло и забирают сумочку или барсетку. Просим не оставлять их в салоне.
Грабители нападают на пенсионеров прямо в аптеках или кассах ЖКХ. Пожилой человек достаёт купюру, кладет на тарелочку, а её тут же выхватывают. Если другой посетитель не перехватил нарушителя, то его и не догнать. Поэтому попросите ваших близких передавать деньги провизору или кассиру лично в руки, это убережёт их от обмана.
К часу ночи поступает сигнал из Кемеровского аэропорта. Кто-то пробрался на так называемый «маяк» — там находится техника, с помощью которой можно осуществить посадку.
— Это особо важный объект, где находится система, которая следит за самолетами. Именно там горят сигнальные огни, которые видит пилот во время посадки в вечернее время, — объясняет Павел по дороге.
Охраняется территория по всему периметру. Сработала сигнализация, значит, кто-то попытался пробраться внутрь. Подъезжаем — у ворот пусто. Ждём техника, чтобы вместе с ним старший группы, Павел, вошёл на территорию и всё проверил.
И вот перед нами «Газель» аэропорта «Алексей Леонов». Наш коллега отправляется за высокий забор с колючей проволокой, а мы ждём — посторонним нельзя. Пройдя через двор он находит следы возмутителя спокойствия.
— Да это заяц!
Посмеялись, осмотрели всю территорию и возвращаемся на маршрут, а Павел рассказывает:
— Они же бегут, не разбирая дороги — от лисы, или ещё кого. Вот и пролетают через сетку да на территорию. Сигнализация срабатывает. Это уже повторялось не раз! Летом ушастых выгонять с базы пришлось: им тут так понравилось, что уходить не хотели. Техник рассказал, что за время его работы — с 1994 года — он шестерых зайцев из сетки вызволял.
За дежурство мы побывали в десяти кемеровских дворах. Искали подозреваемого, который ушёл из квартиры с голым торсом и даже опрашивали прохожих (они очень удивлялись). Приезжали на драку, которая кончилась до нашего приезда. Отправляли домой двух пьяных подруг, которые решили продолжить застолье в «Подорожнике». Ничего страшного, в общем-то. Спокойная ночь. Никто всерьёз не пострадал. «Всегда бы так», — не раз говорили ребята. Они за службу разного насмотрелись, но не перестали сочувствовать людям, не зачерствели.
По дороге домой смотрю на спящий город и чувствую себя в безопасности. В Кемерове есть те, кто не спит, чтобы по первому звонку прийти на помощь.
*Имя девочки изменено из этических соображений
ВКонтакте Twitter Одноклассники