«Как найти место захоронения» — запрос в поисковике, по которому сложно найти точный и верный ответ. Бывает, люди навещают города, откуда уехали в детстве, и ищут там могилы родных. Или в них просыпается интерес к корням семьи — а дальше бабушки никто уже ничего не помнит. Или родители просят найти место последнего прибежища прадедушек — погибших ли на войне, уехавших ли. В общем, причины бывают разными, но вот мы здесь: знаем только имя, фамилию, место проживания и хорошо если год смерти. Найти могилу в таких обстоятельствах непросто, но всё же возможно.
Рассказываем, как найти место захоронения человека по точным данным и без них, где хранится информация о кладбищах и как в будущем изменится учёт захоронений в России.
В детстве я проводил у любимой бабушки половину лета. Она учила меня копать грядки и доить корову, показывала грибные места в лесу за огородом, учила не бояться ни гусей, ни соседских пацанов, и никогда не врать. Она умерла в 2001 году, и я прекрасно знаю, где она похоронена.
Но чтобы разобраться, как люди ищут могилы родных, я сделал вид, что информацией не владею. И позвонил в администрацию Промышленновского округа — именно в него сейчас входит посёлок Нагорный, в котором жила бабушка.
Мой звонок удивления не вызвал: было видно, что с такими вопросами сюда обращаются не впервые.
— Вам лучше уточнить на территории, — сказали в приёмной. — Ближе всего к Нагорному Плотниковский территориальный отдел (так теперь называются бывшие сельсоветы — прим. ред.). Вот номер телефона, позвоните туда. Вряд ли вам укажут конкретную могилу, но вы хотя бы найдёте, на каком кладбище бабушка похоронена.
В территориальном отделе хорошо ориентировались на местности.
— Нагорный, Нагорный… это ведь бывшая 10-я ферма совхоза? Скорее всего, хоронили в Плотниково, у них ведь своих могилок не было, — припомнила сотрудница. — Но нужно уточнять. К сожалению, сейчас не можем вам помочь, специалист на больничном. Раньше ведь занимались этим, каждые похороны записывали. Правда, насчёт 2001 года не уверена. Оставьте ваш телефон.
У меня уточнили степень родства, попросили назвать ФИО и год смерти, и пообещали просмотреть журналы и «данные в компьютере». Однако шансов немного: документы сельсоветов далеко не везде сохранились в порядке. Где-то хранятся ещё советские книги учёта захоронений, где-то они сданы в архив, местами даже оцифрованы, а где-то не сохранились или не велись вовсе.
Из территориального отдела перезвонили спустя 10 дней. Ни журналы, ни компьютер данных о бабушке не содержали, но специалисты отнеслись к моей просьбе с огромным вниманием и участием. Они опросили коллег, которые застали те времена, и даже старожилов посёлка, и нашли-таки людей, которые помнили, что бабушку похоронили в соседней деревне, и верно указали мне кладбище. Не знай я этого, пришлось бы обходить ногами все окрестные кладбища, читая надписи на памятниках и крестах. И тогда шансы невелики: за четверть века они стираются, кресты ветшают и падают — на любом кладбище хватает неухоженных, безымянных могил.
Резюмируем:
В Кемерове с вопросами о розыске потерянных могил я обратился в администрацию города: по закону содержание кладбищ и учёт захоронений относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Там мне сообщили, что за информацией о месте захоронения родственника в Кемерове следует обращаться в специальное бюджетное учреждение.
— Граждане могут обратиться за информацией о месте захоронения родственника в МБУ «Спецбюро». Для обращения необходимы документы, подтверждающие родство, или свидетельство о смерти, — ответили мне на журналистский запрос.
То есть найти могилу постороннего человека не получится, нужно быть именно родственником.
В Кемерове именно в «Спецбюро» заполняют и хранят самые важные для поисков документы — старые журналы учёта мест захоронений. В других городах они могут храниться у администрации кладбищ, в самой администрации города или в городском архиве — смотря что написано в региональных законах и постановлениях.
В «Спецбюро» хранят и сведения о захоронениях на кладбищах, которые давно закрыты, и документы учёта, составленные до распада СССР в 1991 году.
Я пишу общо — «документы» — потому что в СССР, как ни странно, не было строго регламентированного учёта захоронений до 1979 года. В инструкции «О порядке устройства, закрытия и ликвидации кладбищ» от 1931 года указано лишь, что органы, ведающие кладбищами, «должны вести запись захоронения, где отмечают фамилию захороненного, время захоронения, номер могилы». Поэтому где-то велись книги, где-то журналы, где-то разрозненные дела в папках «конторы кладбища». В маленьких населённых пунктах кладбища порой были стихийными, а записей не велось совсем.
За городские кладбища в Советском Союзе отвечали органы коммунального хозяйства, которые, во-первых, часто реорганизовывались, а во-вторых, занимались множеством других вопросов от дорог до труб, и кладбища были совсем не в приоритете. В результате во многих городах нет или почти нет информации о захоронениях более ранних, чем в 1970-е.
— Вам нужна помощь в поиске могилы родственника? А когда он умер? Приносите данные, будем искать. Мы стараемся помочь людям найти своих, но не всегда получается. Записи есть примерно до 1970-х годов, — подтвердила сотрудница «Спецбюро».
С 1970-х в РСФСР действовала инструкция Министерства ЖКХ с единообразными бланками и книгой учёта. Книги хранились в администрации кладбищ. Инструкция продолжала действовать и после распада Союза — формально её отменили только в 2000 году, с появлением нового приказа Госстроя РФ на ту же тему. Тем не менее, и за этот период книг регистрации захоронений по некоторым кладбищам может не быть. В 1990-е, пока рушилась одна страна и рождалась другая, кладбища переполнялись, закрывались, открывались, передавались в ведение новых органов власти и местного самоуправления. В результате и в городах тоже, как и в деревнях, сохранились не все документы.
Если журнал сохранился, в нём будет указана и аллея, и номер захоронения — то есть просителю укажут не только кладбище, но и точное расположение могилы.
В некоторых городах администрации требуют в обязательном порядке свидетельство о смерти. Если его нет, родственники умершего должны обратиться в ЗАГС и получить дубликат — повторное свидетельство о смерти. Это возможно и для деда, и для прадеда, но понадобятся документы о родстве — свидетельства о рождении или браке по цепочке до искомого родственника. Если они есть, можно узнать даже год и место смерти — эти данные есть в справке о смерти, но посторонним её не выдают.
Необязательно угадывать именно то отделение, где хранится запись о смерти — вот как раз в ЗАГСе данные уже объединены в единой базе.
Резюмируем:
В России минимум трижды пытались разработать и принять закон, регламентирующий создание единой базы учёта кладбищ, выдачу разрешений на работу ритуальных организаций и госрегулирование цен: в 2011, 2018 и 2022 годах. Всякий раз законопроект из-за внутренних противоречий даже не доходил до рассмотрения в Госдуме.
В 2014 году Министерство строительства и ЖКХ РФ предлагало создать единый электронный реестр захоронений, но пилотный проект забуксовал на старте.
Пока что единственная реально действующая, объёмная государственная база данных о погибших, в том числе с местами захоронения, принадлежит Минобороны — это ОБД «Мемориал», но она касается только погибших во время Великой Отечественной войны и сразу после.
В 2023 году федеральное правительство распорядилось включить создание единого справочника сведений о местах захоронений в Национальный план развития конкуренции. Минстрой и Минцифру обязали «создать техническую возможность поиска с помощью портала госуслуг» информации из справочника сведений о кладбищах и местах захоронений на них. Из документа не вполне понятно, обязаны ли министерства организовать заполнение данными самого справочника, но о выполнении они должны отчитаться до конца текущего 2025 года.
После этого распоряжения в городах начали инвентаризацию мест захоронений и создание собственных баз данных. К 2025 году электронные реестры захоронений с публичным доступом есть в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Тамбове, Приморском крае и ряде других городов, но все они находятся в разных стадиях разработки, информация в них не полна. Предполагается, что по завершении работы данные сведут в единую базу, а получить к ним доступ можно будет через портал госуслуг.
В Кемерове постановление об инвентаризации всех общественных кладбищ приняли в 2020 году, но его целью была не цифровизация, а первый шаг к ней — систематизация сведений, выявление неучтённых и неухоженных захоронений. Впрочем, и к этой цели в столице Кузбасса пока не приблизились.
— Проведение инвентаризации всех кладбищ на территории города Кемерово планируется в последующие годы с учётом доведённых лимитов на указанные цели, — сообщили в администрации Кемерова в ответ на мой запрос.
Частных проектов с электронной картой захоронений в России десятки, но они, несмотря на громкие заявления на главных страницах, имеют маленькую базу данных и в основном преследуют другую цель: предложить посетителю коммерческую услугу. Например, можно за кругленькую сумму заказать розыск могилы родственника или даже уход за ней. Искать нанятые люди будут по тем же журналам учёта и городским архивам, а запросы составлять по доверенности.
Резюмируем:
Фото: A42.RU
ВКонтакте Twitter Одноклассники