Распятие и любовь. Что хотел сказать автор скульптуры на набережной Томи, вызвавшей споры кемеровчан

Сегодня в 16:38

В Кемерове на старой набережной открыли скульптуру матери с младенцем под названием «Материнская любовь». Оба с нимбами, оба раскинули руки в форме креста. Фотографии облетели городские сообщества в соцсетях, обрастая язвительными комментариями: горожане отмечали трагизм скульптуры и неестественность черт, выясняли, кто оплатил установку, и спрашивали, не богохульство ли это — изображать Богородицу распятой.

Между тем автор — 71-летний скульптор Григорий Потоцкий, член Союза художников СССР — на церемонии открытия говорил, что композиция вдохновлена явлением ему Богоматери и отражает исключительно любовь, доброту и благодарность. Ранее такую же скульптуру установили в Ленинградской области и на Алтае, а по всему миру их уже пятнадцать.

Какие ассоциации скульптура вызывает у искусствоведов, нарушает ли её сюжет христианские нормы и во сколько она обошлась городу — в нашем материале.

Пугающая и трагичная любовь

В начале сентября в Кемерове тихо и незаметно открыли новую скульптуру на старой набережной Томи. Как правило, городские власти заранее анонсируют изменение городской среды, даже если это благоустройство небольшого сквера. В нашем же случае речь о самом сердце города и довольно крупной архитектурной форме. Однако публичных анонсов не было, и горожане узнали о новой скульптуре из фотографий в соцсетях. Негативных комментариев — десятки: «зачем мать распяли с ребёнком», «выглядит кладбищенски», «так выглядит любовь матери, как искалеченное не пойми что?», «богохульство». Некоторые горожане задавали вопросы: кто автор? В какую сумму скульптура обошлась городу?

На эти вопросы есть ответы. Автор композиции — 71-летний скульптор Григорий Потоцкий, прилетевший из Москвы, — лично выступил на открытии.

«Такой памятник уже установлен в пятнадцати точках мира, от Ташкента до Софии, и вот теперь в Кемерове. Благодарность — главный закон человечества. Доброта и благодарность. Два русских слова, всем понятных. Бог есть любовь, а любовь выражается добротой и благодарностью. Представляете, как всё просто?» — говорил скульптор людям, собравшимся на набережной.

В минувшем июне точно такую же скульптуру установили в Майминском районе Республики Алтай. Там она называется иначе: «Россия Мать — Богоматерь». На открытии был глава республики Андрей Турчак и говорил о материнской любви, материнской боли от утраты детей на СВО и скульптуре как символе единения. После него выступала мать убитого военнослужащего, и трагический контекст памятника считывался участниками открытия однозначно: он посвящён материнской любви к погибшим детям.

В Кемерове трагический контекст описал сам скульптор, связав установку скульптуры с трагедией в «Зимней Вишне».

«Здесь в городе была огромная трагедия. […] Хотелось сделать что-то в память о погибших детях. Сделать что-то такое, куда матери могли бы приходить и приносить цветы. И вот „Материнская любовь“ здесь встала», — рассказал Григорий Потоцкий.

Нейронная сеть доброты

Григорий Потоцкий — скульптор и живописец, ему 71 год, он живёт в Москве, является членом Союза художников СССР с 1985 года. Более 200 работ Потоцкого установлены в городах всего мира. В России наиболее известны его памятники Есенину (в Московском государственном музее Есенина, тоже принятый неоднозначно) и Петру Семёнову-Тян-Шанскому в Рязани. 

Все скульптуры Потоцкого небольшие, высотой до трёх метров, и устанавливаются, как правило, в парках у библиотек, церквей и музеев в небольших городах — итальянском Агдриженто, французском Бужевале и так далее. Но география впечатляет: более 50 стран, от Японии до США. Кроме того, Григорий Потоцкий известен как автор серии бронзовых портретов известных писателей и актёров: Шарля Азнавура, Жерара Депардье, Пьера Ришара и других, которые позировали ему лично.

Фото: pototsky.ru

Фото: pototsky.ru

Фото: pototsky.ru

Фото: pototsky.ru

Фото: pototsky.ru

На сайте художника перечислены пять академий, членом которых он является, но все они — негосударственные общественные организации с расплывчатыми критериями членства. Григорий Потоцкий и известен как общественный деятель: вместе с Натальей Андрейченко и Юрием Куклачёвым он создал «Международную Академию Доброты», которая, по словам скульптора, «ключ к решению всех проблем». Доброте посвящена и его самая известная скульптура «Одуванчик» — её установили уже более чем в 30 городах по всему миру, образуя «нейронную сеть доброты».

Вообще везде, где выступает Григорий Потоцкий, он говорит о любви и доброте. И внешне, и по настроению это похоже на спектакли Славы Полунина: его рассуждения выглядят наивными и даже детскими, но очень светлыми, а учитывая сложную биографию скульптора — мудрыми. Григорий Потоцкий — ребёнок ГУЛАГа, он родился в семье репрессированных молдаван в Курганской области в 1954 году. От болезней и недоедания мальчик до десяти лет не мог ходить самостоятельно. Когда семья вернулась в Молдавию, Григорий окончил школу, на скульптора учился в Государственном художественном училище имени Грекова в Одессе, затем окончил ещё и исторический факультет Государственного Кишинёвского университета. Так что непосредственность и даже наивность Григория Потоцкого — конечно, не ограниченная, а скорее просветлённая.

Богородица и каноны

На открытии кемеровской скульптуры Григорий Потоцкий рассказал, что столь необычный образ Богородицы явился ему в 1996 году в Коломне над крестами церкви Петра и Павла.

«Мы входим в другую эпоху: эпоху веры, эпоху любви человека к человеку. В 1996 году […] было самое тяжёлое время для России, когда она могла распасться и погибнуть, мы были дезориентированы. Мне, нецерковному человеку, пришла тогда мысль поставить памятник Андрею Первозванному в честь российского флота. Мэр Коломны был против, и я страшно переживал из-за запрета, у меня даже камни пошли из почек. И вот я поднимаю взгляд на церковь, а там стоит вот эта Богоматерь, в руках у неё радуга, и в радуге — Её послание. Как мне, нецерковному человеку, было понять это, как к этому отнестись? Как? Я, конечно, подумал, что я уже всё, ку-ку, поехал. Но запомнил, глубоко и сильно запомнил образ, и вылепил эту Богоматерь, и она стояла восемь лет у меня в мастерской», — рассказывал скульптор.

В Кемеровской епархии Русской православной церкви ничего против взглядов художника и его скульптуры не имеют, ведь речь не об иконе. Скульптурное изображение благословил и освятил секретарь епархии, протоиерей Дмитрий Мошкин.

«Скульптор, по его словам, вдохновлялся образом Богородицы, желая подчеркнуть, с одной стороны, святость материнского служения, а с другой стороны его жертвенность. Ведь мама жертвенно относится к ребёнку не только тогда, когда девять месяцев носит его под сердцем. Она остаётся мамой всю жизнь, остаётся человеком, который без ответных обязательств посвящает жизнь детям», — прокомментировал руководитель информационно-просветительского отдела Кемеровской епархии иерей Вячеслав Ланский. 

Расходы — на меценатах

Выступая на открытии, Григорий Потоцкий выразил благодарность «Наташеньке, Владимиру, его заводу, которые своими средствами, своими усилиями сделали всё возможное, чтобы скульптура стояла». Судя по этой речи, установку скульптуры оплатили частные лица, которые пожелали остаться анонимными. Власти Кемерова подтвердили: все расходы понесли благотворители, из бюджета не потрачено ни копейки.

«Малая архитектурная форма на набережной установлена меценатами, и мы благодарны всем, кто стремится развивать городское пространство. В то же время набережная — особое место для кемеровчан, и поэтому важно, чтобы её облик формировался вместе с жителями. В ближайшее время мы предложим площадку для обсуждения и начнём сбор мнений горожан о том, каким должно быть пространство исторической набережной реки Томи с учётом перспективных планов его обновления. Все решения будем принимать открыто и совместно с кемеровчанами», — подчеркнули в пресс-службе администрации города.

Сложность образа: комментарии искусствоведов

Искусство не обязательно должно быть однозначным, оно вполне может вызывать споры. Вокруг конкретно этой скульптуры споры были и ранее: памятник пугал жителей Чебоксар и вызывал сомнения у православных общественников в Кудрово Ленинградской области. С другой стороны, там же президент благотворительного фонда помощи детям «Добродушие» Екатерина Машкова называла скульптуру замечательной. В Кемерове на открытии памятника выступил директор Театра для детей и молодёжи Григорий Забавин, сказал о скульпторе тёплые слова и прочитал стихотворение Григория Иванова «Три свечи» о душах погибших воителей.

Заместитель директора Кузбасского центра искусств Елена Карасёва отметила, что скульптурный образ — трагичен, а потому выбор места не слишком удачен.

«Художественный замысел и его воплощение трагичные. Мама с ребёнком на руках в образе распятия. И ведь нет никакой экспликации, записки, которая объясняла бы концепцию или контекст. Мама не держит сына на руках, он будто приколочен к ней. Притом это проходимое место, где горожане не собирались знакомиться со скульптурой целенаправленно, они просто идут мимо и видят скорбящую мать. Если бы она стояла в месте, посвящённом некой трагедии, это было бы уместно. В этом случае, я считаю, место было выбрано неправильно. Скульптура на набережной Томи не должна вызывать споров, быть более нейтральной. У нас такая есть, например, около горсада: мама, папа, ребятишки под зонтиком, она исполнена спокойнее, отражает наши традиционные семейные ценности, на неё хочется смотреть», – считает Елена Карасёва.

Доцент кафедры дизайна КемГУКИ, кандидат искусствоведения Светлана Рысаева отметила, что образ скульптуры — яркий и сложный, переплетение символов вызывает контрастные ассоциации.

«Скульптура символизирует материнскую жертвенность, в то же время она связана с любовью к ребёнку. Символ креста отражает жертвенность: как Христос пожертвовал свою жизнь, так же и мать все свои силы отдаёт ребёнку. Вначале трагичный образ может вызывать отторжение, но по прошествии времени, если над ней поразмыслить, остаётся благоприятное впечатление. Ведь тема материнства может отражаться в разных формах, не обязательно конвенционально красивых. Жертвенность не всегда красива. Скульптура отражает эту сложность, трогает струны души», — подчеркнула искусствовед.

Светлана Рысаева тоже отметила, что скульптура лучше бы смотрелась в камерном пространстве.

«Скульптура небольшого размера, и поэтому на фоне реки и всего этого простора она теряется. Она более камерная, её можно было бы разместить в каком-нибудь небольшом сквере, парке, более закрытом пространстве. Сравните: там же, на набережной, стоит „Труженица Томь“ Вольта Блинова — она выглядит монументальнее и гармоничнее».

Искусство как пространство дискуссии

Большинство комментариев кемеровчан в социальных сетях под сообщениями о скульптуре — с её критикой. Впрочем, то же самое можно сказать про 95% любых других сообщений в социальных сетях. Люди в них гораздо охотнее выражают плохое, чем хорошее, и однозначно судить по соцсетям о реакции всего общества нельзя.

Искусство далеко не всегда бывает понятным, предметы искусства нередко вызывают споры. В этом нет ничего неправильного, и кто-то даже скажет, что в этом и есть предназначение искусства: тревожить душу, подталкивая человека размышлять о самом себе. Но когда речь идёт о памятниках в городских общественных (а не частных) пространствах, подразумевается, что они будут стоять десятилетия, а может быть, и века. В этом случае общественные обсуждения и споры стоит проводить всё-таки заранее — до установки, а не после.

Фото: pototsky.ru, Александр Денисов / A42.RU


Поделиться ВКонтакте Одноклассники