Ровно 85 лет назад началась новая веха в истории областного центра: 27 марта 1932 года Щегловск стал городом Кемерово. До сих пор не утихают споры, почему же региональная столица называется именно так.
Корреспонденты «Газеты Кемерова» попросили журналиста-краеведа и сотрудника музея-заповедника «Красная Горка» Владимира Сухацкого озвучить все версии происхождения топонима «Кемерово» и расставить все точки над «i» в этом вопросе.
До конца 50-х годов, когда кемеровчане были ещё кемеровцами, местные жители не интересовались названием города. До этого периода в историографии Кузбасса топоним имел тюркские корни и пошёл от искажённого словосочетания «ким-рва» — «горючий камень». Тем более, по мнению Владимира Сухацкого, «Кемерово» — слово довольно странное, непривычное для русского уха.
«В 1959 году в СССР были два человека, которые знали тюркскую географию и топонимику исключительно, — Валентина и Эдуард Мурзаевы. Они составили «Словарь местных географических терминов». Исследователи сказали, что «кемер» или «кемир» в переводе с тюркского означает «берег, утёс, обрыв». В 90-е годы мы узнали о турецком курорте Кемер и стали думать о том, а не есть ли мы город, который взял что-то от тюркской культуры? К тому же представители тюркской культуры на территории Кузбасса есть — телеуты, шорцы, татары», — рассказывает краевед.
В монографии «Кемерово: рождение города» исследователь Игорь Усков пишет, что в качестве одного из примеров, получивших название от термина, Мурзаевы приводят город Кемерово и Кемеровскую область. Поскольку угольные пласты, выходя на поверхность, образуют крутой обрыв правого берега Томи, в научно-популярной литературе такая версия стала очень распространённой.
Также в 50-х о названии города начинают говорить известнейший летописец Кемерова Иван Балибалов и писатель Виталий Рехлов, который создал «Повесть о Михайле Волкове»: в 1960 году она вышла на страницах издания «Огни Кузбасса». Оба стали предполагать, что у слова «Кемерово» тюркские корни.
«И Балибалову, и Рехлову поначалу не понравилась эта версия. По Рехлову, Волков ищет уголь на нашей территории и встречает татарина Темира, имя которого означает «железный, стойкий, крепкий». В честь этого сибирского татарина мы трансформировались в Кемерово. Балибалов же сказал, что был улус местных татар под названием Темирово у речки Акаевой, между современными Кировским и Рудничным районами. Кстати, Кемеровская улица, проходящая по границе двух районов, существует до сих пор, и это – место изначальной деревни Кемерово. Но, когда Мурзаевы выдвинули такую версию, изобретательный Балибалов её подтвердил, ведь у этого утёса Михайло Волков нашёл уголь. Было крайне важно по идеологии того времени доказать, что всё связано с чёрным золотом. Но всё же есть разница между «кемер» и «темир», – подчёркивает Сухацкий.
Как объясняет краевед, позже появилась версия, что «кемер» на турецком языке означает «пояс». Оказывается, у этого слова много различных значений, и одно из них – элемент одежды. В Турции даже есть старинный обряд «кемер»: когда девушку выдавали замуж, ей надевали пояс-монисту, или пояс девственности, который доказывал, что невеста непорочна.
«На самом деле всё гораздо проще. На мой взгляд, самую убедительную версию дал кемеровский историк Игорь Усков. Он доказал, что название города происходит от фамилии, а не от тюркского слова. Исследователь пришёл к выводу, что, скорее всего, был такой человек Кемеров. Усков заглянул в исторический документ – перепись «Дозорная книга Томского уезда», в котором в 1703 году указан крестьянин Стефан Кемиров, у которого есть дети (Антон 15 лет и Афанасий 10 лет), а также есть справочная информация о нём – сколько земли имеет, сколько заготавливает, налогов платит», – рассказывает Владимир Сухацкий.
Другие же материалы по Верхотомскому острогу – следующая перепись 1720 года – утрачены, и новая запись о представителях рода встречается в исповедных росписях Вознесенской церкви села Верхотомского за 1742 год. В этих документах историки находят упоминание о Петре Афанасьевиче Темирове, внуке Стефана, которому 32 года. Это был сын основателя деревни Кемерово Афанасия. Двоякая фиксация отражена в источниках: в XVIII веке деревня отмечена как «Темирово».
Владимир Сухацкий заметил, что в 1731 году по территории области проходила знаменитая экспедиция Герхарда Фридриха Миллера и Степана Крашенинникова, но путешественники не писали ни о татарах, ни о Темировом улусе, указанном Рехловым. Последний, по словам Ускова, является историографическим фантомом, а не историческим фактом.
«Самым же главным доказательством нетюркского происхождения Степана служит то, что в исповедных росписях его потомки указаны среди «пашенных крестьян», а не среди «новокрещённых татар» прихода Вознесенской церкви. Приведённые выше источники позволяют, на наш взгляд, утверждать, что Степан Кемиров не являлся представителем аборигенного (тюркского) населения. Остаётся предположить, что его появление в Верхотомском остроге является следствием вольной крестьянской колонизации – основной причины увеличения численности русского населения Среднего Притомья во второй половине XVII – начале XVIII века», – пишет Игорь Усков.
У Владимира Сухацкого есть своё видение двоякой фиксации «Кемирово – Темирово»: историк считает, что историческая «ошибка» произошла на уровне артикуляции.
«В русском языке легче произносить «Кемиров», а не «Темиров». Но в данном случае здесь другое сыграло роль. В 2011 году Ускову попадается документ, который раньше никто не видел. Перепись 1700 года, где написано о Степане Комарове, у которого сыновья Афанасий и Антон, возраст на три года младше, чем упомянутый в 1703 году. Более того, в 1721 году, до Миллера, здесь была экспедиция Даниэля Готлиба Мессершмидта – немецкого учёного, который по приказу Петра I много лет исследовал всю Сибирь. Там чёрным по белому написано «деревня Комарово». Как же всё-таки произошло, что Комаров так трансформировался? Тогда же все были безграмотными, как правило, только священники и писари умели читать и писать. Я очень утрированно говорю сейчас, но, к примеру, приходит писарь и спрашивает фамилию, а у человека зуб болит. Может, писарь непонятно написал то ли «о», то ли «е», а это обыкновенная описка», – рассуждает Сухацкий.
В качестве примера журналист-краевед привёл повесть «Подпоручик Киже» Юрия Тынянова, в основе которой лежит старый анекдот времён Павла I. В нём высмеивается бюрократизм, когда писарь, составлявший списки офицеров на получение следующего звания, ошибся: он отметил «подпоручики же» как «подпоручик Киже». Дальше мифический персонаж получал звания, и однажды пришло время произвести этого «Киже» в полковники. Император захотел видеть его, все кинулись искать героя и выяснили, что это ошибка. Чтобы оправдаться перед императором, ему сказали, что Киже умер. Тогда император вздохнул и сказал: «Жаль, храбрый был вояка».
«Так что мы в качестве гимна можем спокойно петь «На недельку, до второго, я уеду в Комарово», – смеётся Владимир Сухацкий. – Кемерово – это антропоним: город назван в честь человека. Ведь все фантазии – это желание притянуть Кемерово к углю. Изначально было желание переименовать Щегловск, потому что здесь находился Кемеровский рудник. Он был мощнейшим, одним из центров угольной промышленности всего СССР. Что крайне важно, тут работала железнодорожная станция Кемерово, и Кемеровский рудник был связан с Коксохимом. Во времена АИК «Кузбасс» везде в мировой прессе фигурировало название «Кемрудник». У голландцев, которые здесь родились, место появления на свет указано как «Кемрудник». То есть Кемерово было более понятно, чем Щегловск. Поэтому у советских властей возникла совершенно справедливая мысль. Село Щеглово – это ведь народное название, официальное же – Усть-Искитимское», – говорит Сухацкий.
В целом же краевед не согласен не только с самой популярной версией происхождения топонима, но и с официальным возрастом областного центра. Владимир Сухацкий, по его словам, придерживается общепринятых мировых стандартов, когда летоисчисление населённого пункта ведут либо со времён археологических раскопок, либо с первого письменного упоминания: статус города или села – это вторичное. В данном случае, по мнению журналиста, Кемерово ведёт свою историю с 1698 года, когда тобольский картограф Семён Ремезов впервые упомянул деревню Красную (Красный Яр).
ВКонтакте Twitter Одноклассники