В Кузбассе четвёртая неделя гололедицы на дорогах окончилась обильным снегопадом. В травмпункт детской больницы приезжают по нескольку десятков маленьких пациентов за выходные. На автосервисах в разгаре сезон кузовных работ: участились дорожные аварии. Чтобы уберечь людей, в городах засыпают дороги песком, каменной крошкой и противогололёдными реагентами.
У реагентов есть минусы: быстрее ржавеют автомобили и портится обувь. Кроме того, «Народный фронт» заявил, что реагентами у трасс отравились косули. Давайте разберёмся, что такое галит, бишофит и их аналоги, чем они опасны, чем полезны и можно ли их есть.
На фоне снегопада (и коварного льда, притаившегося под слоем снега) в администрации Кемерова сообщили, что используют разные противогололёдные реагенты.
— Улично-дорожную сеть обрабатывают в зависимости от дорожных и погодных условий комбинированными материалами и противогололёдными реагентами, в том числе галитом, — объяснили в мэрии.
За коротким сообщением — длинная история принятия. Десятилетиями на дорогах Кузбасса не использовали никаких реагентов, кроме смеси песка с галитом. Комбинированные реагенты впервые применили в 2024 году, а весной 2025-го глава Кемерова Дмитрий Анисимов оценил эксперимент положительно.
— Опыт успешный по большому количеству причин. На дорогах не было наката, не формировалась снежная колея, ледяные шишки, которые были в прошлом году. Весной оказалось, что пыли гораздо меньше, прибирать город намного проще, — рассказывал глава Кемерова в радиоэфире «Маяк-Кузбасс».
Давайте разберёмся, чем отличаются реагенты друг от друга.
Галит — не искусственно созданный реагент, как может показаться, а природный минерал. От 93% до 98,1% галита составляет хлорид натрия, то есть поваренная соль. Остальная часть — примеси, состав которых зависит от места добычи. Обычно — сульфаты, кальций и оксид железа. Проще говоря, галит — добытая из карьера соль с примесью ржавчины и глины. Если немного галита попадёт в ваш суп — ничего страшного не случится (специально так делать не стоит, в магазине достаточно очищенной поваренной соли).
У галита как противогололёдного реагента есть «братья» — бишофит (такой же природный минерал с преобладанием хлорида магния) и хлорид кальция, которому геологи не присвоили специального названия.
В конце ноября «Народный фронт» Кузбасса сообщил, ссылаясь на очевидцев и ветврача, что в Топкинском округе гибнут косули и олени. Животные выходят на трассу, чтобы слизать соль, а потом умирают от отравления. Общественники обратились в правительство и в Роспотребнадзор с просьбой проверить противогололёдные реагенты.
В министерстве лесного комплекса и охотхозяйства Кузбасса сообщение об отравлении опровергли: охотинспектор осмотрел трупы и заключил, что животных сбила машина. От себя добавим, что отравиться галитом — то есть грязной поваренной солью — сложно даже теоретически. Экологический вред галита в другом.
Хлориды добывают из карьеров, там им и место. Попадая в плодородный почвенный слой, соли убивают органику: гибнут микроорганизмы, слабеют растения. В растворе поваренной соли ничего жить не может, потому она и действует как консервант даже в малых количествах. Солёные огурцы — это хорошо, а вот засоленная почва, газоны, деревья и клумбы в городе — плохо. Трава редеет, кусты вянут.
Водяной раствор галита разъедает кожаную обувь и вредит лапам собак. Металл ограждений и автомобилей, облитый солью, быстрее ржавеет.
Чистый галит на дороги сыплют редко, гораздо чаще это песко-соляная смесь. Долю соли регулирует противогололёдный отраслевой стандарт, она составляет от 10% до 30%. Песок нужен для равномерного распределения соли, для перемешивания со снегом и для абразивного эффекта. Отсюда — минус смеси песка с галитом: грязные дороги и истирание разметки.
— Что такое песок? Это в первую очередь абразив. Во взаимодействии с колесами получается что-то вроде мелкой наждачки, которая стирает покрытие не в таких объёмах, как шипы, но все же стирает. То же самое делает щётка, то же самое делает летняя резина в тёплое время года. Износ идёт постоянно, когда есть любое движение по покрытию, — объясняет Максим Беляев, главный технолог в дорожно-строительной компании.
Пескосоляная смесь до сих пор — самый распространённый в Кузбассе противогололёдный материал. Чистый галит был бы предпочтительнее, но это дороже. В Кемерове чистый галит применяли ограниченно, по ситуации — когда нужно быстро растопить открытый лёд. В Новокузнецке чистый галит начали использовать только в 2025 году. Остальные города Кузбасса вряд ли могут позволить себе такую роскошь.
— Использование галита в части сохранности дорог только в плюс. Даже в холода покрытие находится во влажном состоянии. То есть вода, попадая в открытые поры, не замерзает и не расширяется. То есть мы получаем существенное сокращение циклов оттаивания/замораживания, а это напрямую влияет на долговечность. Чем меньше количество переходов через ноль, тем дольше прослужит покрытие. Плюс галит — полностью растворимый материал, он не забивает ливневки, не остаётся лежать и пылить весной. Из минусов можно отметить его более высокую стоимость по сравнению с песком, ну и конечно же низкую, практически нулевую эффективность в сильные морозы, — подчёркивает технолог.
В европейской части России во время морозов используют другие реагенты — более сложные и дорогие. О них ниже.
Кроме «родных братьев» — хлоридов, у галита есть искусственные «двоюродные»: специально разработанные для дорожников ацетаты аммония, калия или кальция («Нордикс» и «Антиснег»), карбамиды (мочевина, карбамидно-аммиачная селитра), формиаты и нитраты, которые могут не только удобрять огород, но и лёд топить.
У этих веществ свои минусы и плюсы: нитраты мощнее действуют на лёд даже в сильные морозы, но портят экологическую обстановку. Карбамиды работают только до -5°С, зато не вызывают коррозии металла, а почве даже полезны. Ацетаты работают до -55°С, но мерзко пахнут и требуют особых условий хранения. Формиаты кальция безвредны, разлагаются на мел и воду, но стоят как самолёт.
Все распространённые в России противогололёдные смеси с коммерческими названиями типа Iceburn, «Бионорд», «Дефростер» и тому подобные состоят из этих простых веществ в разных пропорциях. Когда в их рекламе говорят о добавках, которые делают смеси менее вредными, чем чистый галит — речь как раз о более дорогих нитратах и карбамидах. Однако, хотя на газоны и металл они влияют меньше, полностью безопасным не бывает никакой противогололёдный реагент.
Учитывая сибирские просторы, длительность периодов гололедицы и зимнего периода вообще, на дорогих противогололёдных материалах по нашу сторону Урала традиционно экономят. Здесь просто другие объёмы льда на дорогах по сравнению с Москвой, Уфой или Магнитогорском. Снега больше, а доходов в бюджете меньше.
В Скандинавии оригинально борятся с гололёдом и одновременно с износом асфальта: содержат дороги под слоем снежного наката. Накат посыпают гранитной крошкой, которая предотвращает скольжение, не наносит вред окружающей среде и не разъедает обувь. Весной крошку собирают и складируют до следующей зимы. Пока автомобили ездят по слою твёрдого снега, шипованная резина не разрушает покрытие. В Ивановской области проводили успешный эксперимент по зимнему содержанию дорог под накатом, но дальше эксперимента дело не пошло.
Специфика комбинированных противогололедных реагентов в том, что технология применения сложнее: их нужно точнее дозировать и вовремя сметать подтаявший снег. Начинать наносить реагенты надо ещё до выпадения осадков. Необходимое количество — от 20 граммов на квадратный метр, то есть в десять-двадцать раз меньше смеси песка с галитом. Снег, падающий на обработанную дорогу, подтаивает довольно быстро, и его нужно сразу, в течение 2-6 часов, сметать. В условиях наших снегопадов реагент превратит снег не в кашу, а в жижу, которая будет киснуть на дороге весь день. За время «просрочки» идею с реагентами проклянут и автовладельцы, и пешеходы — что не раз случалось в городах в европейской части России.
А вот пескосоляную смесь по дорожному стандарту можно рассыпать и через час после начала снегопада, причём сразу в больших объёмах, до 350 граммов на квадратный метр. Автомобили перемешивают снег в кашу, а коммунальные машины позже её сгребают — могут через два часа, а могут и на следующий день. Песко-соляная смесь терпима к задержкам графика уборки, дёшева и проста. Поэтому она с нами надолго.
Выходит, что хотя галит — обычная поваренная соль, в тех количествах, в которых он попадает на дорогу, он опаснее для газонов, собак, обуви и автомобилей, чем комбинированные противогололёдные препараты. Зато — существенно дешевле.
Поэтому все, кого смущает слово «химия», могут выдыхать: в больших объёмах современные противогололёдные реагенты до Кузбасса доберутся ещё нескоро. Пока их применяют в ограниченном количестве на улицах городов, там, где накат опаснее всего. На трассах по-прежнему в ходу только песок с галитом, как и полвека назад. И в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.
Фото: A42.RU