Дроны над головой уже давно никого не удивляют: помахать жужжащему вверху квадрокоптеру на День города считает долгом каждый, пришедший на праздник. С помощью дронов снимают свадьбы и клипы, вечерние панорамы, в более узких отраслях его используют как измерительный инструмент, а кто-то вообще ради развлечения заказывает такую технику на «Али», а после — запускает с балкона.
Как говорится, чем бы дитя не тешилось, лишь бы это было законодательно закреплено. В случае с беспилотниками этот вопрос остаётся по-прежнему открытым: пока что летать может кто угодно, но иногда такие полёты грозят штрафом или уголовной ответственностью.
В Европе и США количество дронов уже давно перевалило за разумные пределы: к примеру, в Штатах на одну семью приходится по два-три дрона, включая профессиональные и любительские. В России пока такого нет, но тенденция прослеживается: только за последние девять месяцев 2017 года в одной сети магазинов электроники продали около 60 тысяч квадрокоптеров. Если представить, сколько у нас крупных сетевых ритейлеров, а потом ещё и вспомнить, что таможня не отслеживает количество ввезённых дронов, заказанных на китайских сайтах, цифру можно смело умножать в несколько раз.
В Кемерове ситуация проще. Воздушное пространство города относительно чистое, поэтому первоначально у всех владельцев беспилотных аппаратов была одна проблема: научиться летать. Из-за этого в кронах деревьев застряло бесчисленное количество дронов, ещё больше сгинуло в неглубоких водах Томи.
Как правило, это касалось только любительских дронов, потому как к промышленным аппаратам относились серьёзнее. Они нередко собираются под конкретного заказчика и конкретные задачи, потому компания-поставщик берёт на себя ответственность за обучение. Хотя с недавних пор научиться летать на квадрокоптере может каждый: в КемГУ открылась школа пилотов дронов. И это решило главную проблему.
— Способ обучения до того, как появились некие институциональные учреждения, был разным. Это зависело от того, какое у вас оборудование. Если вы можете позволить себе купить дорогой промышленный дрон, то за неделю или две вас научат им управлять. Но надо понимать, что в промышленной технике полёт — не самоцель. Это дистанционный измерительный инструмент — летающая линейка, сверхбыстрая и сверхточная. Поэтому учат, но недостаточно, — рассказывает директор Центра компьютерного инжиниринга КемГУ Артём Рада. — Если вы любитель и просто заказали себе какой-то DJI, то основной инструмент обучения — YouTube. И он не даёт очень важных вещей.
Но с решением первой проблемы появилась вторая: 99% полётов в Кемерове, да и в России в целом, незаконны. И дело не в том, что пилоты-самоучки нарушают все мыслимые и немыслимые статьи — они просто отсутствуют. Хоть полёты беспилотных летательных аппаратов и регулируются Воздушным кодексом РФ, отсутствие регистрации этих аппаратов и прав управлениям ими сводят на нет юридическую грамотность простых пользователей.
В августе 2017-го директор департамента программ развития Министерства транспорта Алексей Семёнов заявлял, что ведомство займётся регулированием всех видов беспилотников на территории государства. Но спустя полгода воз и ныне там.
Вообще регистрация беспилотных аппаратов регулируется Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Согласно внесённым поправкам в статью 33, беспилотные гражданские воздушные суда весом от 250 граммов до 30 килограммов подлежат учёту. Норма о регистрации вступила в силу 5 июля 2017 года.
Однако владельцы квадрокоптеров не обязаны регистрировать их до тех пор, пока не вступят в силу правила о проведении этих процедур. И несмотря на то, что федеральный закон уже давно действует, правительство по-прежнему не разработало этих самых правил. Когда они появятся, процедуру регистрации можно будет пройти онлайн — абсолютно бесплатно.
Любительские беспилотники летают на высоте около 100-120 метров, профессиональные — до 5 тысяч метров, а воздушное пространство — общее. Поэтому пока что от пилотов просто хотят соблюдения правил Воздушного кодекса. И это скорее вопрос добросовестности, потому как кемеровские органы правопорядка и сами не до конца понимают, как вести себя с квадрокоптерами. Кому-то всё равно, кто-то просит не летать, но почему — объяснить затрудняются. И вопрос компетентности тут ни при чём: виной тому сырое законодательство.
Хотя, по словам начальника группы беспилотных авиационных систем ГУ МЧС по Кемеровской области Николая Сайдикова, и транспортная прокуратура, и ФСБ, и полиция имеет полное право оштрафовать за административное правонарушение человека с дроном, который не заказывал воздушное пространство. Для физических лиц этот штраф составляет 5 тысяч рублей, для юридических — 200 тысяч.
— Но правовой вопрос использования воздушного пространства — плавающий. Какие-то моменты добавляются, какие-то — убираются, — подчёркивает Николай Сайдиков. — Конечно, беспилотную авиацию надо использовать законодательно правильно, но конкретного закона пока нет.
Гипотетически — согласовывать полёт необходимо и для того, чтобы сделать селфи с дрона на набережной. Практически — полёты мало кто согласовывает даже на крупные праздники, когда количество людей на один квадратный метр зашкаливает.
— Согласование полётов в городе может занять больше недели, потому что мы проходим этапы от главы города до международного диспетчерского пункта в Москве, так как у нас рядом аэропорт. По идее это касается и любительских дронов. К примеру, если вы снимаете массовое мероприятие на какой-то праздник, то должны заказывать воздушное пространство. И тогда Центр воздушной авиации, который находится в Новосибирске, этот коридор больше никому не отдаст, — объясняет Антон Рада. — Для чего это делается? Чтобы квадрокоптеры не начали сталкиваться между собой, залетать в витрины магазинов, падать на машины и на людей.
Кроме того, съёмка — это частная информация, потому полёты надо согласовывать, чтобы ненароком не залететь на территорию секретного объекта, ведь тогда одним административным штрафом не отделаешься.
Но в Кемерове об этом мало кто знает — даже компании, которые сдают квадрокоптеры в аренду. Возможно, из-за того, что, как уже было сказано, воздушное пространство города чистое, полиция реагирует спокойно, да и случаев, когда дрон нанёс кому-либо серьёзный ущерб, не происходило.
Этим пользуются свадебные видеографы. Один из них, Сергей, рассказал, что прошедшим летом снимал сверху почти каждую свадьбу.
— Я слышал, что надо получать какое-то разрешение на полёт, но не заморачивался особо. У меня «Фантом», он весит не так уж и много, а летаю я не дольше 20 минут. Часто съёмка проходит на набережной, где летом гуляет много народа и где стоит полицейская будка. Пока что ни разу ко мне никто не подошёл и не запретил летать, скорее, просто интересуются, что за зверь такой в воздухе, — говорит Сергей. — Процедура регистрации, наверное, нужна, но лично для меня это как палки в колёса: быть на постоянном контроле и согласовывать даже пятиминутный полёт — удовольствие сомнительное, поэтому я или буду «нарушать», или откажусь от съёмки с квадрокоптера вообще.
Другой владелец дрона, Георгий Шишкин, рассказывает, что учился летать в Таиланде, а в Кемерове пока не довелось.
— Я думаю, на Кемерово распространяется типичный свод правил: по возможности не летать над жилой зоной, над скоплением людей и на высоте не более ста метров, кажется так. В любом случае все они будут сводиться к тому, чтобы ты не мешал людям и, разумеется, не причинял вред, так как бывали случаи, когда дрон залетал кому-нибудь в лицо или в окно дома. И, конечно, летать над запретными зонами нельзя: к ним относятся аэропорты.
То есть, общее понимание, что к чему, у людей есть — и это главное.
Квадрокоптеры используются не только любителями: на вооружении ГУ МЧС Кузбасса стоит 14 беспилотников, которые помогают в экстренных ситуациях.
— В Междуреченске было обрушение пятиэтажного здания, требовалось применение беспилотных аппаратов, чтобы искать выживших. Также применяли дроны для поиска самолёта АН-2, который совершил аварийную посадку в Крапивинском районе. Искали сутки — без них пришлось бы дольше, — делится Николай Сайдиков.
Кроме того, весной дроны хотят использовать в период паводка и лесопожарной обстановки — у МЧС уже есть договорённость с Центром компьютерного инжиниринга КемГУ.
Так что в умелых руках квадрокоптеры не только не падают на головы людей, но и приносят пользу — и никаких законов для этого не требуется. По крайней мере, пока что.
ВКонтакте Twitter Одноклассники