Людей, которые не любят разглядывать старые фотографии из семейных альбомов, наверняка крайне мало: особое внимание на архивных снимках всегда привлекает одежда. Это и символ той или иной эпохи, и неотъемлемая часть жизни человека.
«Газета Кемерова» узнала, на кого в 20-е годы прошлого века равнялись местные кокетки, что носили жители столицы Кузбасса во время войны и почему на исторических фото не встретить женщину в брюках.
По мнению историка Владимира Сухацкого, первыми городскими модницами можно считать щегловских девушек, которые в начале 20-х годов подражали американским колонисткам, переехавшим в город на берегу Томи. Они носили светлые беретки, шляпки без полей, жакеты и длинные юбки.
Однако главным объектом местные жительницы выбрали брюки до колен — бриджи. Но была одна проблема — где взять ткань? Естественно, ни о каком шевиоте, кашемире, вельвете, твиде и речи не было, если даже ситца на юбку порой не хватало.
— Тогда смекалистые рукодельницы начали вязать штаны на спицах из овечьей шерсти, которой было предостаточно. Изделия были больше похожи на рейтузы, чем на модные бриджи. Конечно, по улицам жительницы Щегловска так не ходили, зато на танцы, которые каждую неделю устраивались в американской колонии, надевали, — пишет Сухацкий в своей книге «Странный Кемерово».
Следующий этап знакомства с модой у кемеровчанок произошёл во время войны. С 1943 года в город стала поступать американская гуманитарная помощь, в частности, одежда. По всем Штатам работали пункты сбора, организованные «Комитетом помощи русским в войне». Многие американцы передавали пострадавшему от военных действий государству не только поношенные, но и новые вещи.
Существует мнение, что даже голливудские знаменитости делились своими изысканными нарядами. В посылках кемеровчанам попадались смокинги, бальные платья, купальные костюмы, нижнее бельё, детская одежда, шерстяные вещи, джинсы, куртки, пальто и даже парики и фраки. Некоторые предметы гардероба местные жители перекраивали и перешивали, распускали шерстяные вещи и вязали фуфайки для фронтовиков, а парики и фраки отдавали артистам Драмтеатра.
— По словам кемеровского старожила Фёдора Ягунова, дочки начальства носили такие же платья, как у Марлен Дитрих, а сами начальники ходили в костюмах из «бостона» — дорогой шерстяной ткани. Если простым людям что-нибудь перепадало, то они несли американскую «гуманитарку» на базар, чтобы выгодно продать. В общем, и во время войны, и в послевоенные годы люди не гнались за модой, довольствуясь качественным советским ширпотребом, — рассказывает Владимир Сухацкий.
В Кемерове в июне 1959-го открылся Дом моделей одежды на улице Магистральной (сейчас — проспект Ленина). Штатными модельерами стали закройщицы и портные из обычных ателье.
Это было время, когда в Москве ежегодно проводились Всесоюзные показы мод, где каждый регион должен был продемонстрировать новую коллекцию одежды. Перед конкурсом кемеровские модельеры захотели выделиться: они вспомнили о традиции шорцев украшать женские наряды мехом и вышивкой и решили создать платья с азиатским колоритом.
Надо отметить, что французские дизайнеры никогда не пропускали ни одного международного показа мод. Исключением не стал и московский фестиваль, где были представлены работы кемеровчан. «Шорские» простые и необычные платья европейцы оценили высоко. А самым главным плюсом стала коммерческая составляющая: можно было хорошо заработать, просто пришив мех даже к самому дешёвому платью. Наряды стали очень популярны во Франции, при этом кемеровские дизайнеры знать не знали, что их идеей воспользовались ведущие европейские модельеры.
Наверное, узнали бы кемеровчане об этом через много лет, если бы не приезд в 1965 году в столицу Кузбасса Габриэль Байковой — консультанта Нью-Йоркского дома мод. Когда американка увидела наши платья, она спросила: «О, вы тоже Парижу подражаете?», а ей в ответ последовал рассказ об использовании шорских традиций. Женщина поняла, что появившиеся во Франции в 1963 году наряды были заимствованы на московском мероприятии в 1962-м. Однако, к сожалению, национальный дизайн так и не стал брендом кемеровских создателей одежды.
— Потом наши модельеры стали создавать одежду, далёкую от высокого искусства. В 1967-м, в год юбилея Октябрьской революции, Кемеровский дом моделей представил новую коллекцию, изюминкой которой стала крупная аппликация на платье из красного атласа с надписью «50 лет!». Резонно, что молодые модели не желали демонстрировать «старящий» их наряд, — отмечает Владимир Сухацкий.
— В 60-е годы, когда я была ребёнком, детские платья уже продавались, а вот моим старшим сёстрам мама одежду шила сама. Детей в советских семьях было много, и младшие донашивали вещи сестёр и братьев, — делится кемеровчанка Галина Ткаченко. — Мама шила одежду себе и детям, потому что в стране были очень распространены курсы кройки и шитья. Посещали их как профессиональные швеи, так и самоучки. У мамы, помню, были даже какие-то записи и выкройки, по которым она работала.
По словам Галины, в 60-х ткани хорошего качества, среди которых почти не было синтетики, в магазинах продавались, а вот готовых изделий было мало. Уже в 70-х в магазины завозили большие партии одинаковых нарядов, и однотипные не очень модные платья висели в торговых точках рядами.
— Если средний заработок был 100–130 рублей, то платье стоило рублей 20. Естественно, люди пытались разными способами сохранить семейный бюджет. Большинство, пережив военные тяготы, привыкло экономить в трудное время, поэтому перешивали костюмы, платья, из взрослой делали детскую одежду, а пальто распарывали и перешивали на другую сторону, — рассказывает Галина Ткаченко.
В 70-80-х годах швейные мастерские открывались, как грибы после дождя, — там в основном кемеровчанки и заказывали себе одежду. Причём встретить горожанку в брюках было почти невозможно: в СССР ценили женственность. Элементы мужского гардероба массово перекочевали в женский уже в 90-е.
ВКонтакте Twitter Одноклассники