40 дней после «Зимней вишни»: в Кемерово приехал патриарх Кирилл

Вчера в 23:55

Кемерово скорбит: 3 мая прошло 40 дней после трагедии в торговом центре «Зимняя вишня». Пожар унес жизни 60 человек, в том числе 41 ребёнка. Сегодня в наш город прибыл патриарх Московский и всея Руси Кирилл, чтобы почтить память погибших и поддержать их семьи.

 

От мемориала до храма

В 16:00 патриарх прилетает в Кузбасс и сразу же отправляется к месту трагедии. Его сопровождают митрополит Аристарх, полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло и врио губернатора региона Сергей Цивилёв.

У народного мемориала собираются люди. Кемеровчане приходят почтить память погибших на 40-й день после их гибели. Хор Знаменского кафедрального собора исполняет «вечную память». После этого патриарх оставляет на мемориале букет из 60 белых роз.

Фото: Георгий Шишкин / «Газета Кемерова»

В это время у Знаменского собора уже выстроилась очередь. Прихожане один за другим поднимаются в храм — это не только родные и близкие погибших, но и все горожане, готовые их поддержать. Это общее горе для всего региона. Поэтому в какой-то момент кажется, что собор не сможет вместить всех. Именно для этого на площади перед собором установили экраны — на них будет транслироваться богослужение, чтобы в нём мог поучаствовать каждый.

В храме людно, но тихо. Все говорят вполголоса, боясь нарушить тишину, потревожить скорбящих. Спокойны и сдержанны даже дети. Их немало — на службу пришли воспитанницы православной гимназии и приюта для девочек при Свято-Серафимо-Покровском женском монастыре. Сегодня они будут петь в память о других детях — тех, кто не вернулся из «Зимней вишне».

Справа от аналоя собрались родственники погибших. Они стоят у иконы «Святые царственные страстотерпцы» с изображением семьи Николая II. Рядом с ней — большой подсвечник. Бабушка, потерявшая внучку, склонилась над ним, не сводит глаз с пламени. Она замечает, что другим родственникам раздали свечи и тихо просит:

— Пожалуйста, передавайте их сюда. Не держите свечи в руках. А если вас заденет кто-то, что тогда? — Слово «пожар» произнести больно и страшно каждому, кто находится здесь. Вопроса достаточно — все, кто услышал, передают ещё незажжённые свечи пожилой женщине.

Молодой человек стоит у стены, опираясь на неё ладонью. Он прижимает к груди мобильный телефон экраном вперёд. На нём снимок семьи — счастливая пара с маленькой девочкой. Это его погибшие близкие. Он опускает глаза на фотографию и плачет.

 

«Вы обнимите своих детей»

В 16:50 в соборе звонят колокола. Спустя несколько мгновений в храме появляется патриарх Кирилл, чтобы обратиться к жителям Кемерова:

— Я только что посетил то место, где произошла эта катастрофа. Там особенно чувствуешь масштаб трагедии и глубину человеческого горя. Детские игрушки, цветы, опаленные стены этого здания… Я не мог приехать сюда сразу, как произошло это горе. Но тогда уже решил непременно быть вместе с вами в 40 день. Самый важный день после кончины человека. Когда его душа предстоит Богу. Сегодня у нас есть возможность особенно помолиться Господу о том, чтобы он принял в свое небесное царство всех тех, кто погиб. Но сама по себе смерть была ведь мученической смертью. А <она> сама по себе вводит уже человека в божественное царство…

Сразу после начала речи многие плачут. Для семей погибших много значат слова сочувствия, поддержки. Они ищут её и друг у друга: держатся за руки, подставляют плечо тем, кто оказался рядом. Их сблизило страшное ожидание в спортзале школы №7, пропахшем валерьянкой и человеческим горем. Предстоятель обращается к ним:

— Я не могу вам сказать: «Не переживайте». Вы страдаете, потому что душа страдает. Но страданию этому придёт конец. Он придёт тем быстрее, чем сильнее вера в то, что нет никакой смерти. <…> Переживайте, сколько переживаете, но помните, что оно [горе] не должно вас разрушить. Вы очень скоро обнимите своих детей. Это не значит, что вы скоро умрёте, это значит, что жизнь скоротечна, она — мгновение, миг. Пусть господь вас укрепит в этот трудный момент вашей жизни…

Патриарх просит сделать всё возможное, чтобы «какая-то человеческая справедливость всё-таки восторжествовала», и чтобы каждый мог помочь пострадавшим.

— Дай бог чтобы, забота о людях, обожжённых трагедией, вошла в сознание всех нас. Особенно жителей Кемерово. И чтобы эта помощь, поддержка, не ограничилась временем, наступившим после гибели людей…

Девушка в сером замирает, услышав слово «обожжённые». Многим тяжело говорить о пережитом горе, и слушать тоже. Прошло 40 дней, но боль не утихает. Сегодня весь город пришёл поддержать их в этой беде.

— Помолимся об убиенных в огне и о тех, кто сегодня страдает душой, переживая смерть близких и родных. Да поможет всем нам Господь пройти через эти испытания и вынести из них такие уроки, которые бы помогли и стране, и обществу предотвращать в будущем подобные трагедии, — заключает патриарх Кирилл.

 

Образ в утешение

Патриарх Кирилл возглавляет панихиду, во время которой рядом с ним молятся митрополит Аристарх, архиепископ Сергий Солнечногорский из Московской Патриархии, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий, епископ Новокузнецкий и Таштагольский Владимир, а также священнослужители Кемеровской епархии. После службы предстоятель обращается к прихожанам:

— В память о нашей общей молитве я хотел бы преподнести для храма образ святого мученика младенца Гавриила. Этот младенец был замучен врагами веры Христовой. По возрасту он был таким же, как и многие из детей, погибших здесь. Причиной его гибели была целенаправленная человеческая воля. Здесь обстоятельства были другие, но я хотел бы, чтобы этот образ стал, может быть, ещё одним небольшим фактором, способным утешить потерявших своих детей. И вот перед образом младенца Гавриила и нужно было молиться особенно о детях погибших в этом пожаре… Я хотел бы также каждому из родителей, из родственников, которые здесь присутствуют <вручить> икону с патриаршим благословением. И перед этим образом также совершайте молитвы о ваших почивших близких вам детях и внуках.

Семьи погибших подходят к патриарху Кириллу одна за другой. Пожилая женщина с заплаканными глазами улыбается сквозь слезы, сжимая его руку: «Спасибо, что приехали поддержать нас!» Безутешный отец тихо спрашивает: «У меня погибла дочь. Я теперь жить не хочу…» В каждом вопросе — боль утраты и отчаяние. Патриарх Кирилл выслушивает каждого и утешает, вручая образ.

Слов предстоятеля не слышат посторонние. Во время встречи в храме поют дети. Девочки из Свято-Серафимо-Покровского монастыря повторяют вновь и вновь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Словно пытаются убедить — смерти нет, есть только жизнь вечная.

После встречи с патриархом Кириллом родственников погибших встречают социальные работники. Приглашают в трапезную или провожают до дома, если те не готовы остаться ещё ненадолго. Их не оставляют одних в этот тяжёлый день.

За дверями храма поднялся ветер. Сразу же после заупокойной службы начинается ледяной дождь. Кажется, что небо сегодня плачет вместе с Кемеровом.


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники