Трещит по швам: как кемеровчане живут в рассыпающихся домах

Сегодня в 06:00

История, достойная продолжения фильма «Дурак», прогремела в Кемерове на прошлой неделе — дом № 27 на улице Николая Островского треснул, жить в нём оказалось небезопасно. Пока специалисты решают проблемы одного лишь здания, жильцы других домов пытаются обратить внимание на себя. Вопросы аварийного жилья в Кузбассе намного шире, нежели трещина одного здания. Мы решили узнать, кто и почему боится жить в своей квартире, как признать многоквартирный дом аварийным, и к кому бежать за первой помощью.

Злосчастный дом

Дом № 27 на Островского уже второй раз попадает в поле зрения местных журналистов и злых языков. Впервые о его проблемах заговорили после резонансного случая в 2013 году — башенка провалилась прямо в квартиру. Причиной обрушения эксперты называли ветхость конструкций. Неудивительно, ведь здание ввели в эксплуатацию в середине 50-х. И если тогда пострадали деревянные перекрытия, то сейчас дело обстоит намного серьёзнее — просела одна из несущих конструкций здания, что и повлекло за собой оседание перекрытий дома.

К счастью, в обоих случаях обошлось без пострадавших. В первый раз чудом никого не задело (а ведь ЧП случилось ночью, когда многие были дома), во второй раз удалось предупредить трагедию и вовремя всех эвакуировать. Жители двух подъездов остались без родных стен на несколько дней — кому-то предоставили временное проживание, но в большинстве своём кемеровчане предпочли обитать у родственников. Горожане признаются, что подобного «ждали» уже давно.

— Посмотрите на наш дом, разве это приятно? Идёшь, гуляешь, штукатурка рушится мимо твоих окон. Страшно, конечно, — рассказала сайту A42.ru одна из горожанок, проживающих в этом доме.

Другая кемеровчанка сообщила, что уже при переезде (около двух лет назад) на Островского, 27 она столкнулась с серьёзными проблемами.

Фото: архив A42.RU

— Мой переезд начался с того, что я спустилась в подвальное помещение: там воды было по колено, летали комары. Оказалось, текла канализация. Обращения в РЭУ-9 не помогли, пришлось чинить канализацию за свой счёт. В итоге потом заложили вход в подвал. Аналогичные проблемы испытывают и другие жильцы — у соседей есть целый архив обращений, которые ни к чему не привели. Мы собираемся пойти в прокуратуру, потому что боимся, что может всё очень быстро закончиться. Это становится уже делом принципа, хотя сил на борьбу совершенно не осталось, — рассказала жительница дома Вильма Алекнайте.

Примечательно, что на вопросы о переезде в другие дома, новые, жильцы практически единогласно качают головой — мол, тут хорошо, тихо, красиво.

— Я просто хочу, чтобы мой дом привели в порядок, — вздыхает Вильма.

Фото: архив A42.RU

«Наверное, боялись, что он рухнет»

По данным 2013 года, половина жилищного фонда Кузбасса была изношена и требовала серьёзного ремонта. Поэтому аналогичное пожелание, как у горожан, живущих в доме № 27, высказывают и другие кузбассовцы. Они так же борются с игнорированием проблем и мечтают о том, что после общественного резонанса и на их жилища обратят внимание региональные власти.

Так, Руслан Жуков уже 10 лет живёт в доме № 70 по улице Мартемьянова, который постоянно трясёт от проложенных рядом железнодорожных путей и проезжающих поездов. Отсюда и трещина во втором подъезде, её видно невооружённым взглядом.

— Трещина образовалась в нашем подъезде и именно его почему-то не ремонтируют. В остальных провели косметический ремонт в прошлом году — покрасили и всё. Но это уже хорошо. Кажется, что на наш подъезд все наплевали: здесь не только красить нужно, ведь штукатурка уже отваливается, стены поползли, — жалуется Руслан.

Дом №70 на улице Мартемьянова. Фото: Руслан Жуков / vk.com

Если бы не самостоятельный ремонт, то и в квартире бы начались обрушения, уверен жилец этого дома. То же самое думает и другая горожанка, живущая на Предзаводской улице в доме № 7. 

— Дом перетянули железным балками уже давно, вероятно, боялись, что он рухнет. В квартирах от этого образовались трещины. Я залезла в кредиты, чтобы обтянуть стены гипсокартоном, закрыть трещины. Ведь страшно смотреть, живу и боюсь. Уже 37 лет так, а мама — 65. Она даже в администрацию города писала около двух лет назад, но увы, — вздыхает кемеровчанка.

Дом №7 на Предзаводской улице. Фото предоставлены жильцами

Дом №7 на Предзаводской улице. Фото предоставлены жильцами

Дом №7 на Предзаводской улице. Фото предоставлены жильцами

Дом №7 на Предзаводской улице. Фото предоставлены жильцами

Дом №7 на Предзаводской улице. Фото предоставлены жильцами

Таких историй набирается вагон и маленькая тележка. Например, в Сети сообщали об обрушении части стены на проспекте Шахтёров, 61А. Чуть ли не каждый год с домов старого центра падает лепнина или часть балконов. Со дня на день кемеровчане «ждут» обрушения балкона в доме № 13 по улице Урицкого. А в здании № 19 по улице Каркасной в подъезде уже рухнула штукатурка. И каждый случай, по словам горожан, связан с бездействием контролирующих органов.

Улица Урицкого, 13. Фото: Михаил Абдуллин / vk.com

На данный момент в перечне многоквартирных домов, признанных аварийными в Кемерове после 1 января 2012 года, числятся 184 здания, расположенных в разных районах города.

— Приступить к расселению домов, признанных аварийными после 01.01.2012, будет возможно после определения на федеральном уровне порядка переселения граждан из таких домов и лимитов финансирования на данные цели, — говорится на сайте городской администрации.

 

Что делать, чтобы ваше жильё признали аварийным

В России действует программа переселения из ветхого и аварийного жилья. Если понятие «ветхий» означает большой износ здания, то в аварийном жить опасно для жизни.

Признать его таковым может только межведомственная комиссия при муниципальном образовании. В её состав входят: представители органов местного самоуправления, представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека и другие эксперты. В том числе, могут подключать и представителей органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. Собственник жилья тоже имеет право совещательного голоса и должен быть уведомлён о времени и месте проведения комиссии. 

Чтобы комиссия начала работу, любой собственник или наниматель может обратиться с заявлением, к которому необходимо приложить выписку из Росреестра, подтверждающую право собственности, или договор социального найма, а также заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Также обратиться в комиссию могут органы государственного жилищного надзора или прокуратуры. Тогда они должны будут провести специализированную экспертизу за свой счёт, что сбережёт средства собственников.

Получив заключение комиссии, соответствующий орган власти должен издать распоряжение о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения граждан в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. 

Примечательно, что снос аварийного дома осуществляется за счёт собственников. Это предусмотрено Жилищным кодексом РФ. Однако, как правило, эту обязанность берёт на себя орган местного самоуправления, так как в большинстве своём квартиры являются муниципальными.


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники