Стереотип о том, что фотография — это лёгкие деньги, разбивается вдребезги уже после первой свадьбы. Это труд, тяжёлый, каторжный труд, причём как интеллектуальный, так и физический. Работа над фото начинается задолго до самой свадьбы и заканчивается через пару месяцев после неё. А за красивыми свадебными снимками часто стоит огромное количество времени, нервы, недосып, а иногда и дёргающийся глаз фотографа. Мы поговорили с одним из свадебных фотографов о том, что скрывается за их профессиональными улыбками.
– По поводу заблуждения людей о том, что фотограф зарабатывает за один день сумму, равную их месячной зарплате. На самом деле, свадьба– это лишь вершина айсберга. Работа начинается за несколько месяцев до торжества.
Как правило, до дня Икс происходит одна-две встречи с парой, выезд на локации, иногда предварительная съемка и круглосуточная переписка с женихом или невестой, которым часто нужна помощь или совет. Однажды, в ночь перед свадьбой невеста трижды звонила мне и сообщала, что свадьба отменяется, а потом, что всё-таки будет. На утро встал с больной головой, но пара благополучно поженилась.
Часто фотограф отчасти берёт на себя обязанности свадебного координатора, на его плечи ложится составление маршрута и тайминга свадебного дня.
Самая интенсивная работа, конечно, на самой свадьбе. Съёмочный день, как правило, длится от 8 до 14 часов. Их ты проводишь на ногах и в постоянном движении. За всю свадьбу у фотографа бывает всего один маленький перерыв на еду. Это 15-20 минут на банкете, а до него ещё надо дожить.
— Физическая нагрузка тоже нехилая. Средний вес комплекта из вспышки, камеры и объектива около 2,5 килограммов, которые ты постоянно держишь на вытянутой руке. К этому добавляется вес рюкзака или сумки со сменными объективами, отражателем, аккумуляторами и второй камерой. Для крепкого парня этот вес вполне приемлем, а вот девчонкам сложнее приходится. Вторая тушка (камера без объектива - прим. автора), кстати, есть не у всех, но это до первой поломки фотоаппарата посреди съёмочного дня. Всё познаётся на собственном опыте.
Если разобраться, свадьба – это скопление огромного количества людей в одной маленькой точке, и всё приправлено особыми ожиданиями и нервозностью. Ещё и нагнетается важность события. Форс-мажоры неизбежны. Это закон любой свадьбы. У меня всегда с собой бутылка воды, нитки, иголка, скотч, влажные и матирующие салфетки. На всякий случай. У некоторых фотографов этот перечень значительно шире. Если что-то происходит, успокаивать людей часто приходится тоже мне, ведь про происшествие скоро забудут, а красивые карточки требовать будут с меня.
— Когда ты приходишь после свадьбы домой, а происходит это редко раньше часа ночи, то часто не помнишь где ты, какой сегодня день, и как тебя зовут, зато помнишь имена молодожёнов. И в этот момент тебе нужно слить весь отснятый материал на компьютер. Некоторые предпочитают делать это в другой день, но мне удобнее сразу. Часто, увидев хорошие кадры, начинаешь что-то сразу обрабатывать, забыв, что устал, и это самое крутое в моей работе. Потом смотришь на часы и понимаешь, что уже четыре часа утра. Вот и поработали. А вообще отбор фото — для меня самое муторное дело, его я делаю в два этапа.
На обработку в неспешном темпе фотографу обычно нужно около недели. Откуда срок два-три месяца, который обычно озвучивается молодожёнам? Всё просто — свадеб много, кроме обработки нужно успевать снимать, проводить встречи и готовиться к ним. При этом рабочий день у фотографа длится далеко не восемь часов, как у обычного офисного работника. Я просыпаюсь, завтракаю, сажусь за компьютер и работаю с небольшими перерывами до 12, а то и до двух часов ночи. Именно в таком режиме, когда не отвлекаешься, удаётся обрабатывать лучше всего. Рабочий день у меня может длиться до 14 часов. Хотя бывало, что и засыпал «лицом на клавиатуре». Но это в режиме жёсткого провала сроков, обычно всё проще.
– Договор. Это слово для любого фотографа звучит слаще мёда. По неопытности, лет семь назад я работал по устной договорённости. И это было едва ли не самой страшной ошибкой. Люди забывают, что ты с ними обсуждал или по-своему трактуют сказанное. Более того, они забывают даже то, что прописано в договоре, но в этом случае можно аккуратно указать пальцем на бумагу и напомнить. А вот с устными договорённостями связано больше всего конфликтов.
Однажды мне довелось снимать «возрастных молодожёнов» — седина, небольшие морщинки. Мы оговорили, что я сделаю ретушь на 15 фото, остальные снимки отдаю только с цветокоррекцией. Клиенты об этом благополучно забыли, и главной претензией в мой адрес было «почему на 15 фото я красивая и молодая, а на остальных кадрах я так плохо выгляжу, я такая старая». Тогда конфликт уладили, но, как говорится, осадочек остался, да и люди были расстроены. А потому — ни шагу без договора, это удобно и для меня, и для клиента.
— Моя самая нелюбимая категория клиентов — это те, которые до последнего клянчат скидки, ноют и всегда пытаются выжать из тебя что-то ещё сверх обещанного. От таких я стараюсь отказаться. Если у тебя есть строго ограниченная сумма денег, лучше сразу честно сказать об этом, я всегда стараюсь гибко подходить к таким вопросам. Но если у тебя есть семь тысяч, а мои услуги стоят двадцать семь, то извините, ребят, это не ко мне. Лучше на лимузине сэкономьте. Лимузин — это пустить пыль в глаза на пару часов, а фотографии вы внукам показывать будете.
Вообще, если мне кажется, что клиент неадекватен, что-то меня в нём смущает, стараюсь такие съёмки не брать. Отказываю под каким-нибудь красивым предлогом, например, что дату уже забронировали. Это профессиональная интуиция, которая меня ни разу не подводила. Очень не люблю свадьбы людей из органов – это всегда потенциально проблемный клиент. С такими надо очень тщательно прописывать договор, буквально разжёвывать каждый пункт, и всё равно, не всегда можно уберечься.
По поводу питания. Это часто становится камнем преткновения. Некоторые молодожёны уверены, что ты и так получаешь деньги и кормить тебя не обязательно. В таких случаях я поясняю, что могу поехать покушать самостоятельно, а свадьба-то продолжается, это минус час от времени, которое уже оплачено. Обычно помогает. Вообще, чтобы в чём-то убедить людей, проще всего давить на жадность, это реально работает. Ещё бывают такие случаи: молодые заранее договорились и оплатили для фотографа и всей свадебной команды горячее и салат, а на самом торжестве официант выносит какие-нибудь вареники, приготовленные для персонала ресторана. Или тянет до последнего подачу, пытаясь таким образом сэкономить. Но, в принципе, после двенадцати часов на ногах ты готов съесть всё что угодно.
– Из забавного. Я три раза подряд снимал свадьбу одного и того же клиента. Ну сложилось так. Он дважды разводился, трижды женился. Из всей это истории неизменными оставались только он и я.
Маленький секрет. Я всегда обещаю чуть меньше, чем собираюсь дать. А вот срок всегда называю больше, чтобы было время для манёвра. Например, мы оговорили, что через три месяца я отдаю 500 снимков из них 15 с ретушью. Звоню через два и говорю, что всё готово, да и ещё и слайд-шоу из фото в подарок или мини-фотокнига. И все счастливы. Это как козырь в рукаве. Если бы я сразу пообещал всё это, эффект был бы совсем не тот.
– Года четыре назад я отснял свадьбу и вручил фотографии молодожёнам, они посмотрели, порадовались, и история вроде бы благополучно завершилась. Это я так думал. Через полгода они мне позвонили с требованием вернуть деньги, потому что фото им разонравились. Как выяснилось, через полгода после свадьбы снимки раскритиковала тёща, и на семейном совете они решили заставить подлеца-фотографа вернуть деньги. На что естественно получили отказ. Вообще история со снимками очень субъективна, на уровне нравится-не нравится. Некоторые, например, любят чтобы цвета были настолько яркими, что у фотографов и ценителей прекрасного начинается нервный тик, а им только такую картинку подавай. Я, кстати, частенько по просьбе клиентов обрабатываю свадьбы, снятые коллегами. И не всегда там всё плохо, просто вкусы у всех разные.
– На первом этапе с подобными проблемами сталкиваются многие. Вообще у начинающих фотографов, и у тех, у кого невысокий ценник, вероятность нарваться на неадекватного клиента в разы выше, чем у опытных коллег. Через это проходили почти все, но даже сейчас от всего застраховаться не всегда получается. Чтобы праздник удался, глаз не дёргался, а молодожёны остались довольны, нужно искать «своего» клиента, с которым будет взаимопонимание и одинаковый взгляд на то, какими должны быть свадебные фотографии.
ВКонтакте Twitter Одноклассники