Околодорожный траур: нужны ли вдоль трасс памятники

Сегодня в 00:15

Стоит только выехать из Кемерова – и сразу вдоль дороги встречаешь памятники погибшим в ДТП. Их десятки или даже сотни. В сторону любого из городов области: по трассе до Анжеро-Судженска, Яшкино, Ленинска-Кузнецкого. Кресты, венки и мемориалы теряются среди дорожных знаков, они – лишнее напоминание о том, что за рулём лучше быть аккуратнее. Такие памятники называются кенотафами, или пустыми могилами.

 

Траур за пределами кладбища

Проще говоря, кенотаф – это памятный знак без захоронения. Чаще всего их устанавливают вдоль трасс на местах аварий со смертельным исходом. Хотя иногда они встречаются и в городе: например, в Кемерове один из таких памятников стоит недалеко от остановки «Редакция газеты "Кузбасс"». Как правило, местные власти не приветствуют подобные мемориалы в городской черте.

Согласно классификации антрополога Анны Соколовой, кенотафы делятся на пять видов: 

  • искусственные цветы, венок или несколько венков на столбе или дереве;
  • часть автомобиля (часто руль, шина или колесо);
  • деревянный или железный крест;
  • памятник, установленный на обочине;
  • мемориал.

В пригороде Кемерова встречаются четыре из пяти видов. Они же – самые распространённые.

– Спонтанные мемориалы – свидетельство того, что траур выходит за пределы кладбища. Одного кладбища уже недостаточно, пространство смерти расширяется. В любой культуре есть ограничение траура, он не может быть вечным. Заканчивается даже самый долгий траур — траур вдовы, и её новое замужество спустя какое-то время социально одобряется. А в случае спонтанных мемориалов точка не ставится, люди могут подолгу посещать эти памятные знаки. Это говорит о том, что традиционные механизмы переживания горя и соответствующие духовные практики больше не работают, – говорит Анна Соколова.

 

Возможность пережить своё горе

Пожалуй, самый известный мемориал среди кемеровчан – памятник погибшему мальчику-футболисту, который стоит на 12 километре трассы «Кемерово–Ленинск-Кузнецкий».

На этом месте в августе 2016 года попал в ДТП микроавтобус с девятью футболистами команды «Кузбасс имени Раздаева». Спорстмены возвращались с соревнований в Новокузнецке. 17-летний Николай Лаврухин погиб сразу же, его друг Никита Миков скончался в больнице спустя 50 дней после аварии. Остальные получили травмы.

Теперь там – каменный мальчик с мячом на фоне арки с ангельскими крыльями. Вокруг него – газонная трава и молодая вишня. По словам психолога Кристины Плетнёвой, всё это помогает родителям справиться с утратой, у них появляется ещё одна возможность пережить своё горе и осмыслить его.

Видно, что за кенотафом ухаживают. Хотя по правилам дорожного движения остановка в этом месте запрещена. Об этом нам рассказали в областной ГИБДД.

– Конечно, если автомобиль сломался и стоит на «аварийке», это не считается нарушением. Во всех других случаях такая остановка будет нарушением правил дорожного движения. И формально за это можно привлечь нарушителя к административной ответственности. Потому что на трассах неслучайно нельзя останавливаться: это может повлечь и совершение других ДТП в этом месте, если какой-то водитель зазевается и не заметит остановившегося. С этической точки зрения мы не можем комментировать этот вопрос. Наверняка у каждого сотрудника ГИБДД есть личное мнение на этот счёт. Но в ПДД исключений нет.

Здесь, кстати, кроется проблема многих памятных знаков, установленных вдоль трасс: рядом с большинством попросту нет остановки, к ним не ведут никакие просёлочные дороги, а нарушителей иногда и правда штрафуют. Возможно, по этой причине большинство памятников выглядят заброшенными и неухоженными.

 

Памятник ставят только жертве

Первые кенотафы появились в Советском Союзе в 1960 годах. Например, в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень», вышедшего на экраны в то время, герои останавливаются у одного из таких мемориалов и выражают почтение.

Хотя массовым явлением подобные памятники стали только в 1980 годах. Отчасти это связано с появлением стихийных мемориалов. Самый масштабный и заметный из них посвящён смерти Владимира Высоцкого. Люди сотнями шли к театру на Таганке и оставляли там цветы. Иногда стихийные мемориалы становятся постоянными. Для Кемерова таким примером служит «Зимняя вишня».

С «автомобильными» смертями ситуация обстоит по-другому. Они скорпостижны, и раньше отношение к ним оставалось настороженным: людей не вспоминали и не поминали. Теперь ситуация поменялась: кенотафы как раз устанавливают, чтобы лишний раз помянуть погибшего. Анна Соколова считает, что это связано с тем, что наша жизнь насыщена поминальными ритуалами, во многих семьях посещают могилы близких несколько раз в год, а памятник на месте гибели — дополнительный поминальный локус.

Однако памятник ставят только жертве, и, как правило, он появляется лишь в том случае, если погиб невиновный.

 

(Не)законные кенотафы

Около десяти лет назад в Росавтодоре заявили, что придорожные памятники необходимо демонтировать, потому что они отвлекают водителей от управления автомобилем и могут привести к аварии. Но в ГИБДД Кемеровской области считают, что кенотафы, скорее всего, вообще никак не действуют на водителей.

– Мы не проводим параллели между установленными памятниками и восприятием их водителями в положительном или негативном ключе. То есть, как пропаганда безопасности на дорогах или, наоборот, в качестве отвлечения внимания. Это очень сложно, поэтому мы можем только догадываться, как влияют кенотафы на участников дорожного движения. И влияют ли вообще.

Тем не менее иногда памятники и правда демонтируют. Дело не в том, что они мешают дорожному движению, а в том, что устанавливают их в неположенном месте. Например, согласно ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», кенотафы нельзя устанавливать на полосах отвода и придорожных полосах автомобильной дороги.

Если кенотаф не нарушает статьи закона, то его никто не тронет. Многие памятники, которые мы видели вдоль областных трасс, стоят там больше двадцати лет. В трёх-десяти метрах от дороги – на таком расстоянии, что приходится вглядываться в кусты и деревья, чтобы их заметить.

– Если мы видим, что кенотаф находится в «запрещённой зоне», то выдаём предписание собственникам дорог на его демонтаж или снос, – объясняют в областной Госавтоинспекции. – Если же памятник этих правил не нарушает, то пусть стоит. Но тут уже зона компетенции других надзорных органов: нельзя же у нас самовольно возводить мемориалы и ставить памятники. Территория всегда кому-то принадлежит. С точки зрения Госавтоинспекции, наша компетенция распространяется только там, где выявлено нарушение норм ГОСТа и запрещена любая постройка чего-либо.

Ещё одна проблема – в России считается, что подобные памятники стоят на «ничейной» земле, а закона, который бы разрешал или запрещал их установку просто не существует. Поэтому получается, что любой кенотаф попадает в зону риска. Хотя добиться законности установки мемориала сложно, но можно: необходимо обратиться в Федеральное дорожное агентство. В любом другом случае Росавтодор оставляет за собой право на демонтаж.

 

Способ понять, как правильно относиться к смерти

Есть распространённое мнение, что в местах, где установлены памятники, похоронены люди. Это не так. Захоронений там не может быть согласно российскому законодательству. Хотя кое-какие конструкции и правда напоминают могилки со всей присущей атрибутикой: кресты, плитка, надгробия, оградка.

Из-за православных символов некоторые священники негативно относятся к подобным явлениям. Хотя большинство всё же понимает, что такие места имеют особое значение для людей, переживших потерю.

– Об отношении церкви к памятникам стоит сказать следующее. Место погребения и место земной кончины человека, особенно скоропостижной, народ считает особенным, священным, а потому существует традиция оборудования этих мест особым образом, – рассказывает руководитель информационно-издательского отдела Кемеровской епархии диакон Вячеслав Ланский. – Исторически это делалось для того, чтобы проходящие мимо могли помолиться об упокоении души завершившего в этом месте свою жизнь. Мы знаем и примеры, когда на месте гибели людей строились часовни и даже храмы: Прозоровка, место самого крупного танкового сражения, отмечена величественным храмом. Часовня воздвигнута на месте сгоревшего кинотеатра в Бологом. В атеистический период советской жизни места молитвы за усопших приобрели новую форму, однако в народной памяти сохранили своё значение.

По мнению Соколовой, сейчас идёт гиперматериализация смерти, а дополнительные памятные знаки просто необходимы людям. Это происходит, прежде всего, из-за социальных изменений в обществе. Придорожные памятники – лишь способ понять, как правильно относиться к смерти в той жизни, где нарушены привычные устои. Цивилизации попросту нужны новые формы траура, и она их ищет.


Поделиться ВКонтакте Twitter Одноклассники