В Кемеровской области создают единую онкологическую службу. Новокузнецкий онкодиспансер и профильные отделения в больницах региона перейдут в подчинение Кемеровского областного клинического онкологического диспансера. Его главный врач Виктор Луценко рассказал А42.RU, как выявить рак на ранних стадиях, стоит ли сдавать кровь на онкомаркёры и что изменится в лечении онкологии в ближайшем будущем.
– Почему у нас возникают онкологические заболевания?
— С возрастом у каждого из нас повышается вероятность развития злокачественных образований. У любого человека в организме в течение суток образуется около 8 000 мутировавших клеток. Они распознаются иммунной системой и уничтожаются как чужеродные. При патологии иммунитета такие клетки продолжают бесконтрольно делиться и через какое-то время образуют опухоль. Где их соберётся больше, там и будет её локализация. Это только один из возможных механизмов образования опухоли.
Считается, если средний возраст человека приблизится к 150 годам, то более 90% смертей будет связано именно с онкологией. Поэтому, чем старше мы становимся, тем чаще стоит приходить на профилактический осмотр.
— Можно ли выявить рак на ранней стадии, если симптомов нет?
— Для этого существует диспансеризация. Это бесплатное профилактическое обследование, на которое имеют право все жители нашей страны. Первая диспансеризация — в 21, затем её рекомендуется проходить в среднем один раз в три года. Периодичность обследования и перечень для людей разных возрастов отличаются, все они указаны в приказе Минздрава РФ.
Есть формы рака, которые вносят наибольший вклад в смертность от онкологических заболеваний. Например, рак лёгких, молочной железы, кожи, толстого и тонкого кишечника, желудка, предстательной железы у мужчин и шейки матки у женщин и другие. Перечисленные виды злокачественных образований можно выявить на ранней стадии.
Медики различают онкологический скрининг и раннюю диагностику рака. Скрининг предполагает обследование больших групп здорового населения. Ранняя диагностика — это выявление патологии на ранних стадиях у пациента, который по какой-либо причине обратился к врачу. Например, обратился с хроническим гастритом, а у него в ходе обследования обнаружили рак желудка.
— Но обследуются далеко не все…
— К сожалению, это так. С одной стороны, ответственность за это лежит на врачах поликлиник. С другой — на нас с вами. Нельзя относиться к диспансеризации формально. Каждому необходимо её проходить. Это бесплатно, достаточно обратиться к вашему участковому терапевту с полисом ОМС и паспортом.
— Есть ли виды рака, которые не выявит скрининг в рамках диспансеризации?
— Да. Например, первичные опухоли центральной нервной системы, включая опухоли головного мозга, которые невозможно увидеть без специализированных методов визуализации, таких как магнитно-резонансная томография (МРТ). Такие исследования без соответствующих симптомов у пациента не делают, и в программу диспансеризации они не входят. Также с изменениями в легочной ткани, бронхах на ранних стадиях рака — небольшие образования может не показать обычное рентгенологическое исследование. К счастью, такие случаи редки.
В России концепция онкоскрининга соответствует рекомендациям ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения). Она направлена на раннее выявление основных локализаций опухолей. Со временем, возможно, этот список расширится.
Чем раньше диагностирован рак, тем больше шансов выздороветь. В России в среднем около 60% пациентов с выявленным онкологическим заболеванием излечиваются. Если его выявили на первой или второй стадии, то это уже порядка 80–90% при отдельных локализациях рака. В случае с третьей и четвёртой стадией показатель снижается.
— Частные клиники нередко предлагают сдать кровь на онкомаркёры. Насколько это эффективно?
— Да, нужно, но по рекомендации врача-специалиста с последующей его оценкой. Но не все эти исследования дают точный результат. Что однозначно нужно исследовать — для мужчин это простат-специфический антиген — это тоже онкомаркёр. Повышение антигена говорит, что в предстательной железе происходят какие-то ненормальные процессы, чаще рак. Хотя это может быть обычное воспаление, а не онкологическое заболевание. Для женщин — СA 125 — маркер рака яичников. Это доступные в общей сети государственных поликлиник исследования.
— В Кемеровской области создадут вертикаль онкологической службы. Что это значит и какие изменения ждут пациентов?
— Онкологическая помощь теперь будет оказываться централизованно на территории всего региона. Под единым административным началом мы сосредоточим все возможности специализированной помощи. Административно-управленческий аппарат будет минимизирован до одного отдела в рамках области — одна бухгалтерия на регион, один экономический отдел и так далее. Мы сократим расходы, в том числе и на зарплату, а сэкономленные средства сможем направить на медицинскую помощь жителям области.
Кроме того, хоть в России утверждены одни стандарты и подходы в лечении онкологии, но у каждого врача есть выбор схем. У них разная эффективность, затраты и так далее. При вертикализации онкослужбы лечение в медучреждениях Кузбасса будет под единым контролем, что положительно скажется на его качестве.
Кемеровский областной клинический онкологический диспансер являлся организационно-методическим центром. Теперь и административное руководство онкологической службой будет осуществляться из него. При этом мы сотрудничаем с Томским НИИ онкологии. Это наш головной институт в Сибири, там работает главный онколог СФО. В особо сложных случаях мы обращаемся к коллегам за помощью, получаем телемедицинские консультации. Также нам помогают специалисты из онкоцентра имени Блохина Н.Н. г. Москва.
— Какие методы лечения онкологии использует Кемеровский онкодиспансер?
— У нас есть все современные методы визуализации. Кроме позитронно-эмиссионной томографии, которая не требуется в большинстве случаев рака за редчайшим исключением. В ближайшие три года мы увеличим мощности, чтобы на исследования было меньше очередей.
Что касается лечения, то у нас есть современная химиотерапия, иммунотерапия, таргетная терапия (молекулярнонаправленная), препараты с радиоактивными элементами, весь арсенал современной лучевой терапии от широкопольной лучевой до электронных ускорителей. У нас мощная хирургия с современными малоинвазивными возможностями, а также элементами пластической хирургии.
Мы будем развиваться и дальше, осваивать новые направления. В планах — онкоурология, эндоскопические операции на предстательной железе, развитие рентгенохирургии, введение в плевральные полости химиотерапевтических препаратов. Часть методик мы внедрим в ближайшие три года.
В 2019-2021 годах на развитие онкослужбы в Кемеровской области ежегодно будет выделяться по три миллиарда рублей в рамках системы ОМС. Медучреждения, оказывающие помощь онкобольным, оснастят новым лабораторным, диагностическим и эндовидеохирургическим оборудованием.
— В Кемерове построят новый хирургический корпус к 2021 году. Какие возможности он откроет?
— Действительно, у нас появится новый корпус на 180 коек с современными операционными, рентгеноперационной. Его построят и оборудуют по современным стандартам. Доступность специализированной помощи увеличится, пребывание для пациентов станет более комфортным. Палаты будут на одного-двух человек. Сейчас их вместимость больше, к сожалению. Отмечу, что на территории Новокузнецкого онкологического диспансера реконструируют здание, которое перешло к нам от медико-информационного центра.
— В работу Кемеровской областной онкологической службы внедрят стационарно-замещающие технологии. Что они из себя представляют и как повлияют на эффективность лечения?
— Пациентам, которые живут рядом, не нужно находиться в стационаре круглосуточно. У нас они получат химиотерапию и вернутся домой, к своей семье. Это поддержит их эмоционально. При современной сопроводительной терапии неприятные последствия основного лечения нивелируются, человек вполне может находиться в привычных условиях. То же самое с лучевой терапией и амбулаторной хирургией.
На 2019 год запланировано увеличение стационар-замещающих технологий в полтора раза. В нашем диспансере вырастет объем помощи, которая оказывается в дневных стационарах. Также в нашем регионе будет развиваться сеть центров амбулаторной онкологической помощи. Там можно будет пройти химиотерапию и получить определённый объем специализированной хирургической помощи. В течение шести лет в Кузбассе планируется открыть 11 таких центров.
Большой объём медицинской помощи при онкологических заболеваниях финансируется из средств ОМС. Это приём врачей, многие виды лечения, диагностика.
ВКонтакте Twitter Одноклассники