22 апреля в Кемерове пройдёт седьмой мультикультурный форум «Фестиваль Фестивалей», по большей части посвящённый кинематографу. Вишенкой на торте, а по совместительству и фильмом-закрытием первого блока станет коротметражка «Кредит», ставшая победителем «Кинотавра». Её режиссёр, Вадим Валиуллин, обратится с приветственным словом к кемеровским зрителям. Мы поговорили с ним о кредитах, самоиронии и, конечно же, кинофестивалях.
– Ваш фильм очень точно подмечает проблему нашего общества – потребность в потреблении. Отсюда бесконечные кредиты и ипотеки. С другой стороны, для многих это – вынужденный ход. Как вы сами относитесь к такому положению дел? Сами сколько брали кредитов и брали ли вообще?
– Я кредитов не брал никогда, так как считаю, что лучше жить не шикуя, но без долгов. Насчёт потребности общества в потреблении – у большинства людей потребность всё же в выживании, а не в потреблении, и именно об этом фильм. О том, как «люди обменивают жизнь на квартиру». Потребление как таковое тут стоит на втором месте, ведь они не меняют шестой «айфон» на седьмой или «Мерседес» на «БМВ», тут люди именно выживают, борются за право существовать в этом мире.
– Вообще откуда в принципе появилась идея «Кредита»?
– Идея и формулировка «обменяй свою жизнь на квартиру» пришла ко мне давно, когда все мои друзья, знакомые, одноклассники начали жениться и брать жильё в ипотеку на 15-25 лет. Впоследствии эта идея наслоилась на идею со смертельно больной героиней, и я увидел в ней хорошую иронию, когда цель в виде квартиры теряет свой смысл в виду скорой кончины героя. Жильё брали в долг, чтобы жить счастливо, а времени на это не оказалось. На мой взгляд, это очень мощная и смешная коллизия.
– В наше время без самоиронии нельзя существовать. Насколько вы согласны с этим утверждением? Что ещё, на ваш взгляд, может помочь преодолеть бытовые трудности – в том числе показанные в фильме?
– Ох, это хороший вопрос. А без самоиронии – действительно никуда. Боюсь, что если копать глубоко, можно написать книгу. Много сейчас развелось бизнес-тренеров, коучей и прочих шарлатанов, которые сами зарабатывают на желании других людей узнать, как преодолеть трудности. На мой взгляд, выход один – трудиться, работать и не сдаваться. Но перед этим думать головой. Как-то так.
– Возникали ли какие-то проблемы при съёмках кинокартины? В чём они заключались?
– Проблемы всегда в недостатке бюджета, техники и тому подобном. Ведь мы снимали за свой счёт и выкручивались, как могли. Но, с другой стороны, научившись делать что-то без денег и бюджетов, понимаешь основы и можешь выполнить практически любую работу на съёмочной площадке. Это помогает в дальнейшем. Решать проблемы на съёмках помогали талантливые операторы Артём Айсин и Тимур Султанбеков.
– С чего началось ваше становление как режиссёра? Были ли определённые планы на будущее – в каких жанрах хотите работать, что снимать, где участвовать?
– Ну, началось всё с «Киношколы Булата Юсупова», потом на протяжении пяти лет занимались рекламными роликами с оператором Артёмом Айсиным, также сняли около пяти короткометражек и один полный метр «Мёртвым повезло», который сейчас находится на пост-продакшене. На «Мёртвым повезло» к нашей команде присоединился Тимур Султанбеков – оператор и оператор стедикама.
– С какого раза покорили «Кинотавр»? И, конечно же, что почувствовали, когда узнали, что победитель – именно вы?
– Со второго, до этого отправляли короткометражку «Террорист». Когда узнал, что победил «Кредит», то я был удивлен, так как в конкурсе было очень много дорогих фильмов, снятых за сотни тысяч и даже миллионы рублей.
– После взятия такой вершины, как «Кинотавр», вы тем не менее продолжаете участвовать и в других проектах – к примеру, тот же кемеровский «Фестиваль Фестивалей». Не чувствуете, что теперь для вас это слишком мелко?
– Нет, любой фестиваль хорош, мне написали организаторы и попросили прислать фильм, я прислал, не вижу в этом ничего плохого.
– Как, по вашему мнению, обстоят дела с «региональным» кино? И стоит ли молодым режиссёрам стремиться в столицы (Москва, Питер) в надежде покорить их? Многие так и делают, а после разочарованные возвращаются ни с чем.
– Вопрос сложный. Я думаю, нужно сначала научиться на практике, дома, выжать всё, что возможно, а когда будет понятно, что потолок достигнут, – то можно стремиться и в Москву, и в Голливуд.
– И напоследок дайте пару советов начинающим режиссёрам – с чего начать и как не бросить снимать кино, столкнувшись с трудностями.
– Начать легче, чем не бросить. Если есть настоящее искреннее желание снимать кино, то оно позволит и начать, и не бросить. А если желания особого нет, либо не получается совсем, то есть смысл поискать что-нибудь другое, где будет получаться и появится желание.
ВКонтакте Twitter Одноклассники