Таксовать может практически любой, у кого есть автомобиль. Достаточно установить на смартфон специальное приложение. Но как убедиться в добросовестности водителей или сервиса? Давайте разберёмся.
Большинство таких сервисов не имеют собственного таксопарка, поэтому привлекают водителей со стороны. По сути, их просто подключают к системе приёма заказов через специальное приложение. Сами водители работают в какой-либо организации, том же таксопарке, который сотрудничает с определёнными сервисом, или зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Некоторые сервисы этого не требуют: достаточно документов, собеседования (лично или по телефону) и наличия исправного автомобиля. Хотя в Яндекс.Такси автомобиль не нужен, достаточно действующих прав.
– Если у вас нет автомобиля, или вы не хотите использовать для работы собственный, машину вам может предоставить один из таксопарков-партнёров Яндекс.Такси, – говорится на сайте сервиса.
За подбор водителей ответственность несут партнёры сервисов. Все проверки проводят они. Сам сервис подключается только в том случае, если водитель связывается с ним напрямую.
Водитель должен предоставить пакет документов: водительское удостоверение, паспорт, документы на автомобиль, действующая страховка. У некоторых сервисов есть дополнительные требования: например, справка об отсутствии судимости или возрастное ограничение. В сервисе заказа такси «Максим» одно из таких требований – личное присутствие водителя в местном офисе.
– Водитель приезжает в офис, мы его оцениваем. Проводим с ним обучение, в ходе которого некоторые водители отсеиваются. Если кандидат нам подходит, тогда мы подключаем его к системе. У нас есть как сотрудники из таксопарков, так и водители, которые просто имеют личный автомобиль и желание работать. С ними мы тоже сотрудничаем, – рассказал A42.RU менеджер по работе с клиентами сервиса заказа такси «Максим» Егор.
С менеджерами Яндекс.Такси необязательно встречаться лично, но обязательно – работать в таксопарке. Водителю нужно оставить заявку на сайте, после чего ему перезвонят и, если он оформлен в таксопарке, он может выйти на линию и начать работать. Но сначала ему придётся пройти видеокурс о том, как пользоваться программой «Таксометр», что можно делать, а что – нет.
В техподдержке сервиса такси Gett рассказали, что все водители проходят обучение и аттестацию, автомобили проверяются на соответствие стандартам. Кроме этого, работать можно только на иномарках не старше пяти лет.
Чаще всего в каждом из сервисов есть система оценок или рейтинга. В Яндекс.Такси поездку можно оценить по пятизвёздочной системе – соответственно, пассажиру с конкретным рейтингом будут искать водителя примерно с такой же средней оценкой. Чем выше рейтинг – тем выше шанс найти «идеального» водителя. Оценки есть как у водителей, так и у пассажиров.
Если водитель сотрудничает с таксопарком, то на него ложится ответственность за предрейсовый контроль. Некоторые сервисы проводят дополнительную проверку: в Яндекс.Такси через приложение нужно отправить фотографии своего автомобиля в службу проверки качества. Там оценивают его исправность и чистоту. Проверки могут проходить раз в несколько дней, а могут – раз в пару недель. Всё зависит от рейтинга.
Когда сотрудники фотоконтроля видят нарушения – скажем, грязную или битую машину, – водителю закрывают доступ к сервису до тех пор, пока он не устранит эти нарушения и снова не пройдёт фотоконтроль.
Когда водитель с высоким рейтингом получает низкую оценку, сервис старается выяснить причины: может связаться с самим водителем или недовольным клиентом.
– Проверка водителя, который не получает от нас никаких замечаний и с автомобилем которого длительное время всё в порядке, происходит реже, – рассказывают в Яндекс.Такси.
Инструктаж есть, но он носит рекомендательный характер. Нельзя звонить и писать на личный номер пассажира после выполнения заказа без веской причины, нельзя флиртовать, курить в салоне, ругаться матом. С клиентом нужно вести себя максимально корректно и вежливо.
– Мне никаких правил не объясняли, – рассказывает один из водителей сервиса заказ такси «Максим» Ренат. – Не говорили, нужно ли быть вежливым. Я так думаю, что это само собой разумеется: не стоит общаться с клиентом на «ты», даже если он гораздо младше тебя, надо стараться много не болтать, чем грешат некоторые таксисты. Есть и проблемные пассажиры, у которых не задался день и которые пытаются вывести тебя из себя, в таких случаях я стараюсь просто молчать. И всегда желаю в конце поездки хорошего дня или вечера.
Если пассажира не устроило поведение водителя, он всегда может обратиться в техподдержку сервиса, где ему оперативно ответят. Как правило, клиент получит извинения и промокод на поездку, а водитель – воспитательную беседу и настоятельные рекомендации.
В Яндекс.Такси, к примеру, просят интересоваться у пассажира насчёт радио: не смущает ли его музыка, не громко ли. Также с недавних пор в автомобилях запретили иконки и чётки.
Тут всё опять завязано на рейтинге: чем он ниже, тем меньше заказов получает водитель. Рейтинг понижается из-за плохих отзывов или оценок. Когда он падает до определённого значения, водитель перестаёт получать заказы. Одни сервисы пытаются выяснить причину этого, другие – просто разрывают сотрудничество с проблемным водителем.
– Мой рейтинг в Яндекс.Такси примерно 4.7, то есть, близок к отличному. Жалоба за всё время поступала всего один раз, клиент вызвал меня не на тот адрес, а когда это выяснилось, пришлось отменить поездку. За «ложный вызов» с его карты списали деньги, он обратился с жалобой в техподдержку. Вопрос решили в мою пользу, – говорит Ренат. – Получить 5 из 5 очень сложно, потому что некоторые ставят низкую оценку или случайно, или из вредности, даже если поездка прошла замечательно. Но большинство пассажиров адекватны.
Иногда водителя могут заблокировать не только за низкий рейтинг, а за одно грубое нарушение. Грубыми считаются, например, подача автомобиля не под своим аккаунтом, серьёзное нарушение ПДД или нахождение в салоне посторонних лиц.
ВКонтакте Twitter Одноклассники