Выбирая место для жизни, мы определяем, какой она будет. Город — это не просто точка на карте. У него есть собственный ритм и характер. Какие мы — кемеровчане, что нас объединяет? На эти и другие вопросы ответили эксперты «Закрытого клуба» в рамках проекта «Цифровой город». Встречу провела Анна Кузьмина, PR-директор Good Line.
Предлагаем поразмышлять вместе с нами об особенностях характера кемеровчан и его истоках — в комментариях. Вместе мы поймем, чем можем гордиться, а что лучше бы изменить, прежде всего в себе.
Наталья Бледнова, заместитель начальника отдела культуры, спорта и молодежной политики Администрации Кемерова:
— Мы все сюда приехали. В середине ХIХ века семь деревень, на месте которых позднее образовался Кемерово, насчитывали чуть больше 1000 жителей. В начале ХХ века — 3000–4000. На протяжении первых 50 лет жизни города он испытал грандиозный приток населения. От нескольких тысяч до сотен тысяч. Сюда переезжали наши бабушки и дедушки, или родители, или уже мы сами. Это плюс или минус? Трудно сказать.
У многих в других регионах остались корни. Получается, мы приезжие. Но каждый в Кемерово привозил что-то своё. Особенно во второй половине XX века. Это образованность, профессиональный опыт. Одни из Харькова, другие из Владивостока…
Дмитрий Малинин, юрист:
— Некоторые люди не держатся за город, не считают, что с ним связано долгосрочное будущее… Они готовы уехать в любой момент. Из-за того, что здесь нет их корней.
Дмитрий Уваров, журналист:
— Это транзитный город для большинства. А кемеровчанин – транзитный пассажир во многом. Но здесь есть и плюс: Кемерово как город и общность людей готово принять человека, откуда бы он ни приехал. Из любой точки мира. Ты прибыл, поставил чемодан, съел мороженое с углём — и ты кемеровчанин! Ты в семье. Люди приняли тебя в свой круг. Во многих городах происходит иначе.
Источники: Кемеровостат, Росстат, Администрация Кемерово
Татьяна Сергеева, предприниматель:
— К сожалению, мы все смелые у себя на кухне. В кабинетах мы не любим критиковать, каждый остаётся при своём мнении, но при этом не готов сказать правду в лицо. Я видела единицы, кто так поступал. Считай, это человек с жизненной позицией, кто может себе такое позволить. Иметь своё мнение и держать его при себе — это отсутствие внутренней смелости. Конформизм.
Положительная черта — готовность помогать просто так. Машина заглохла, а люди останавливаются, спрашивают, всё ли у меня хорошо. Во дворе помогут выехать. Мы в Кемерове неравнодушные. Всегда готовы поддержать даже случайных прохожих.
Дмитрий Уваров:
— Конформисту по большому счёту безразлично, что происходит в городе. Это общественное равнодушие. Но при этом есть люди, которым не всё равно.
Дмитрий Малинин:
— Причины, которые мы обозначили, сформировали наши недостатки. Это то, что у многих из нас здесь нет корней, и сильная власть, которая была в регионе долгие годы. Они стали ограничителями, рамками для нашего развития. Если мы их видим, значит, сможем менять.
На 1 января 2018 года численность населения Кемерова составляла 558 000 человек. Город находится на 30-м месте по численности среди городов России. С 2000 года численность населения выросла на 11,7%, или 65 300 человек.
При этом Кемерово — самый малонаселенный региональный центр из ключевых регионов Сибирского федерального округа. В Кемерове проживает всего 20,7% населения Кузбасса (в Новосибирске, Омске и Томске — более 50% населения).
Ирина Федченко, аналитик, консультант, специалист по управленческой эффективности:
— Кемеровчане порой не хотят принимать решения и брать на себя дополнительную ответственность. Мы надеемся всегда, что кто-то сверху всё скажет и сделает. Это патернализм, привычка, что главный решает. Не хотим сами ничего менять.
Наталья Бледнова:
— Это в российском менталитете…
Ирина Федченко:
— Не соглашусь. Новосибирцы рвутся к цели, им надо делать карьеру, что-то доказывать. А нашим по большому счёту вообще ничего не нужно. Я буду хорошим – и ладно.
Татьяна Панченко, управляющий директор:
— Современные дети не умеют принимать решения. Система образования сейчас так построена. Я это прочувствовала за последние три года, когда средняя дочь пошла в школу. Сегодняшняя система образования не позволяет детям быть самостоятельными. Она родителя приковала к ребенку: мол, только вы за всё отвечаете, идите к детям и занимайтесь. Эти бесконечные родительские чаты. Это проблема.
Ирина Федченко:
— Система воспитания в семье и школе настроена на то, чтобы ставить рамки.
Источники: Кемеровостат, Росстат, Администрация Кемерово
Дмитрий Малинин:
— В Кемерове люди больше тяготеют к чему-то надёжному, бытовому. Приезжая в Москву, все пытаются максимально себя реализовать. Например, моя компаньонка после переезда в столицу поступила в школу частного права, книгу уже написала. В Кемерове она, возможно, никогда бы этого не сделала. Сейчас она участвует в разработке концепции реформирования адвокатуры при Минюсте. Это другой уровень и масштаб задач.
Ирина Федченко:
Мы живём без амбициозных целей. Город не сказал, что хочет стать миллионником через 10 лет. Потому нам не нужно рвать жилы. Достаточно быть стабильными, надежными.
У этого есть причина. Мы молодой город. Именно поэтому больше ориентированы не на свои идеи, а на то, что главный скажет. Наше общество ещё недостаточно зрелое, сформировавшиеся. Мы такие подростки ещё, у нас всё впереди.
За 9 месяцев 2018 года впервые за последние годы из Кемерова уехало больше людей, чем приехало. Разница составила 262 человека.
В 2017 году численность умерших в Кемерове превысила численность родившихся, тренд продолжился в 2018 году. Рождаемость в 2017 году снизилась на 12,9% относительно 2016 года, а за 9 месяцев 2018 года снижение составило еще 7,7% к уровню 2017 года.
Таким образом, в 2018 годах численность населения Кемерова начала сокращаться. На 1 октября 2018 года численность населения Кемерово расчетно составляет 557 674 человека.
Источники: Кемеровостат, Росстат, Администрация Кемерова
Ирина Федченко:
— Кемеровчанам важно казаться правильными, хорошими, современными. А внутреннее содержание не дотягивает. Для нас важнее казаться, чем быть. Этим объясняется отсутствие смелых вещей в городе. У нас люди дисциплинированные, послушные. В нашем городе не принято спорить с властью.
Дмитрий Малинин:
— Это проявилось после «Зимней вишни». Когда встал вопрос о сносе, мы одни не согласились. Никто из адвокатов не присоединился к нам. Судья была в шоке: как мы можем оспаривать действия следователя – он из Москвы приехал. Значит, лучше знает, что сносить. Нам даже запретили освещать это заседание…
Но есть и положительные черты кемеровчан. Например, мы обсуждали с ребятами, которые переехали в Краснодар, Питер, Москву. Кемеровчане — люди дела. Их можно узнать в других городах, потому что они не бросают слов на ветер. Если взялись, то доведут до конца.
Анастасия Захарова, создательница проекта «Модная среда»:
— В Кемерове еще шесть лет было мало светских мероприятий. Именно поэтому я стала делать «Модную среду». […] Сейчас ситуация изменилась. Событий городских стало много, они интересные и яркие. Но многие их копируют — либо у других кемеровчан, либо у Москвы. Трудно придумать своё, проще взять у кого-то другого.
Ирина Федченко:
— Я видела это и в нашем бизнесе. Это подражательство, нежелание создавать своё. Не хочется прикладывать усилия.
Анастасия Захарова:
— Плюс, который я вижу — наша душевность. Многие мои гости об этом говорят. На уровне общения мы открытые, искренние люди.
Татьяна Панченко:
Многие качества двойственны. Например, кемеровчане не любят думать на перспективу, просчитывать ходы. Мы живём сегодняшним днём. С другой стороны — это же очень важно, быть счастливыми в моменте, сейчас. Многие знакомые мне люди это умеют. Они радуются малому, тому, что у них есть.
Анастасия Захарова:
— Меня пугает, когда люди в кулуарах говорят, что надо из города валить. Почему они не хотят здесь реализоваться? Быть полезным и что-то менять можно в любом месте. Я сделаю все, чтобы поддерживать людей и бренды, которые помогают Кемерову двигаться вперёд. На наши встречи я для этого и прихожу.
Следующая встреча «Закрытого клуба» состоится в январе 2019 года.
ВКонтакте Twitter Одноклассники